Формирование начал экологической культуры детей раннего возраста
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazov_dvoryanova.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование начал экологической культуры детей раннего возраста

Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры у детей.   

Задачи: 

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

2.  Разработать перспективный план работы.

3.  Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

5. Пополнить педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.


План по самообразованию на 2016 -2017 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Формы предоставления результатов

1

Подготовительный этап Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования

Цель: изучить проблему экологического воспитания детей к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы.

Подбор методической литературы по теме: «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Составление плана работы. 

Чтение стихотворения М.Ивенсен «Падают листья!» - знакомить детей с явлениями природы в осенний период года. Развивать память, образное мышление, побуждать к высказыванию впечатлений. Побуждать к эмоциональному отклику на красоту описываемой природы.

Наблюдение за листопадом – закреплять в сознании детей понятие «листопад», учить узнавать основные признаки осени в природе, учить любоваться красотой осенней природы.

Октябрь

Список методической литературы по теме.

Перспективный план работы.

Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа».

Чтение стихотворения Е. Головина «Собрались и полетели» - формировать представления детей о подготовке лесных жителей к зимнему времени года; продолжать расширять знания детей о природе и чувство уважения к ней. Учить детей слушать стихотворный текст.

«Как звери к зиме готовятся» (рассказ воспитателя) – познакомить детей с понятием «дикие животные». Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Воспитывать интерес к дикой природе.

«Почему улетают птицы» - продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе; учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами.

Ноябрь

Обработка результатов мониторинга

Изучение методической литературы А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников». 2007г.

Ноябрь

Создание в группе предметно-развивающей среды

Изучение методической литературы  Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г.

Инсценирование стихотворения В. Хорода «Зайчик» - расширять и закреплять представления детей о холодном времени года. Учить сочувствовать животным.

«Зима в лесу» - формировать у детей представления о животном мире, побуждать их узнавать и называть животных, живущих в лесу. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Рисование «На деревья, на лужок тихо падает снежок» - создавать интерес к образу зимы, желание рисовать вместе с воспитателем; ритмично располагать мазки в определенных листах бумаги. Побуждать детей восхищаться красотой зимней природы.

Опыт «Вода из снега» - формировать представления детей о таком природном явлении, как снег и его свойствах. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности и мышления, приучать к исследовательской деятельности.

Декабрь

Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, развлечений.

Изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности.

Наблюдение за снегопадом – познакомить детей с основным сезонным явлением зимнего времени года – снегопадом. Формировать знания детей о зиме и её природных явлениях.

Январь

Конспекты НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч».

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Покормите птиц зимой» - формировать представление детей о жизни птиц зимой, воспитывать сочувствие и желание помочь братьям нашим меньшим.

Лепка «Птички и кормушки» - закреплять знания детей о птицах, продолжать учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, стимулировать желание помочь птицам холодной зимой.

Наблюдение за поведением птиц у кормушки.  – закреплять знания детей о птицах. Рассказать о жизни птиц зимой, необходимости проявлять заботу о них.

Февраль

Консультации на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»:

№5 2006г.
№2 2007г.
№4 2007г.
№5 2007г.

«Лучи солнышка» - формировать представление детей о таком явлении природы, как солнце, о его свойствах; объяснить, что весной солнце начинает сильнее согревать землю; формировать интерес детей к природным явлениям, желание изучать их.

Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» - продолжать знакомить детей с таким явлением природы, как солнце, его свойствами. Учить рисовать замкнутые линии, похожие на круги, держать карандаш в правой руке.

Наблюдение за солнцем – дать детям первые представления о ранней весне, объяснить, что от того что солнышко пригревает в природе, происходят изменения (тает снег, набухают почки); воспитывать умение любоваться красотой весеннего времени года.

Март

Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Дидактическая игра «От какого дерева лист?» - познакомить детей с основными деревьями, растущими в нашем крае, учить запоминать их названия; развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Проект «Уход за комнатными растениями».

Апрель

Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Котенок». Наблюдение за котенком. – отметить характерные особенности животного, его повадки. Вызывать в детях желание погладить животное, покормить, проявить заботу о нем. Учить выражать свои впечатления предложением из 3-5 слов.

Игра «Собачка лает» - закрепить знания детей о собаке и её детенышах – щенках; воспитывать бережное отношение к домашним животным; укреплять артикуляционный и голосовой аппараты.

Наблюдение за посадкой цветов на клумбах. – наблюдение за трудом взрослых на клумбах и цветниках, знакомство с понятиями «семена», «росток». Воспитание желания оказывать посильную помощь при посадке цветов.

Май

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии экологического воспитания детей дошкольного возраста»


Список использованной литературы:

1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

2. С.Н. Николаева «Юный эколог»

3. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

4. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»

5. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»

6. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

7. Т.С Комарова «Изо в детском саду»

8. Авторская программа Каменевой Н.Е. «Божья коровка»

9.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

10.журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

Презентация.Тема «Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста»

Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста....

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и      занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...

Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе

Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»  В средней группе...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...