Формирование начал экологической культуры детей раннего возраста
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование начал экологической культуры детей раннего возраста
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
2. Разработать перспективный план работы.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».
5. Пополнить педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.
План по самообразованию на 2016 -2017 учебный год
№ | Этапы работы | Содержание работы | Сроки проведения | Формы предоставления результатов |
1 | Подготовительный этап Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования Цель: изучить проблему экологического воспитания детей к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. | Подбор методической литературы по теме: «Формирование начал экологической культуры дошкольников» Составление плана работы. Чтение стихотворения М.Ивенсен «Падают листья!» - знакомить детей с явлениями природы в осенний период года. Развивать память, образное мышление, побуждать к высказыванию впечатлений. Побуждать к эмоциональному отклику на красоту описываемой природы. Наблюдение за листопадом – закреплять в сознании детей понятие «листопад», учить узнавать основные признаки осени в природе, учить любоваться красотой осенней природы. | Октябрь | Список методической литературы по теме. Перспективный план работы. |
Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа». Чтение стихотворения Е. Головина «Собрались и полетели» - формировать представления детей о подготовке лесных жителей к зимнему времени года; продолжать расширять знания детей о природе и чувство уважения к ней. Учить детей слушать стихотворный текст. «Как звери к зиме готовятся» (рассказ воспитателя) – познакомить детей с понятием «дикие животные». Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Воспитывать интерес к дикой природе. «Почему улетают птицы» - продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе; учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами. | Ноябрь | Обработка результатов мониторинга | ||
Изучение методической литературы А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников». 2007г. | Ноябрь | Создание в группе предметно-развивающей среды | ||
Изучение методической литературы Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г. Инсценирование стихотворения В. Хорода «Зайчик» - расширять и закреплять представления детей о холодном времени года. Учить сочувствовать животным. «Зима в лесу» - формировать у детей представления о животном мире, побуждать их узнавать и называть животных, живущих в лесу. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим. Рисование «На деревья, на лужок тихо падает снежок» - создавать интерес к образу зимы, желание рисовать вместе с воспитателем; ритмично располагать мазки в определенных листах бумаги. Побуждать детей восхищаться красотой зимней природы. Опыт «Вода из снега» - формировать представления детей о таком природном явлении, как снег и его свойствах. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности и мышления, приучать к исследовательской деятельности. | Декабрь | Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, развлечений. | ||
Изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности. Наблюдение за снегопадом – познакомить детей с основным сезонным явлением зимнего времени года – снегопадом. Формировать знания детей о зиме и её природных явлениях. | Январь | Конспекты НОД по ознакомлению с окружающим миром. | ||
Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч». Чтение стихотворения А. Прокофьева «Покормите птиц зимой» - формировать представление детей о жизни птиц зимой, воспитывать сочувствие и желание помочь братьям нашим меньшим. Лепка «Птички и кормушки» - закреплять знания детей о птицах, продолжать учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, стимулировать желание помочь птицам холодной зимой. Наблюдение за поведением птиц у кормушки. – закреплять знания детей о птицах. Рассказать о жизни птиц зимой, необходимости проявлять заботу о них. | Февраль | Консультации на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» | ||
Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»: №5 2006г. «Лучи солнышка» - формировать представление детей о таком явлении природы, как солнце, о его свойствах; объяснить, что весной солнце начинает сильнее согревать землю; формировать интерес детей к природным явлениям, желание изучать их. Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» - продолжать знакомить детей с таким явлением природы, как солнце, его свойствами. Учить рисовать замкнутые линии, похожие на круги, держать карандаш в правой руке. Наблюдение за солнцем – дать детям первые представления о ранней весне, объяснить, что от того что солнышко пригревает в природе, происходят изменения (тает снег, набухают почки); воспитывать умение любоваться красотой весеннего времени года. | Март | Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. | ||
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. Дидактическая игра «От какого дерева лист?» - познакомить детей с основными деревьями, растущими в нашем крае, учить запоминать их названия; развивать наблюдательность, умение делать выводы. Проект «Уход за комнатными растениями». | Апрель | |||
Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников. Чтение стихотворения Е.Благининой «Котенок». Наблюдение за котенком. – отметить характерные особенности животного, его повадки. Вызывать в детях желание погладить животное, покормить, проявить заботу о нем. Учить выражать свои впечатления предложением из 3-5 слов. Игра «Собачка лает» - закрепить знания детей о собаке и её детенышах – щенках; воспитывать бережное отношение к домашним животным; укреплять артикуляционный и голосовой аппараты. Наблюдение за посадкой цветов на клумбах. – наблюдение за трудом взрослых на клумбах и цветниках, знакомство с понятиями «семена», «росток». Воспитание желания оказывать посильную помощь при посадке цветов. | Май | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии экологического воспитания детей дошкольного возраста» |
Список использованной литературы:
1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
3. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
4. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»
5. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»
6. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
7. Т.С Комарова «Изо в детском саду»
8. Авторская программа Каменевой Н.Е. «Божья коровка»
9.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
10.журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"
Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-560382-1476726695.jpg)
Презентация.Тема «Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста»
Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста....
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...
План по самообразованию «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
План по самообразованию работы с детьми по экологии в условиях ФГОС ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-349137-1385651530.jpg)
Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе
Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1022731-1534747634.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...