Обобщение педагогического опыта на тему «Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста»
материал по окружающему миру (средняя группа)

Экологическое воспитание детей - преждне всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственное отношение  к природе, и к людям которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ёлочка» с. Сергеевка

Обобщение педагогического опыта на тему

«Формирование начал экологической культуры

у детей среднего возраста»

Подготовила:

Алексеева Наталья Владимировна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Ёлочка» с. Сергеевка

Обобщение педагогического опыта на тему

«Формирование начал экологической культуры

у детей среднего возраста»

Подготовила:

Алексеева Наталья Владимировна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Ёлочка» с. Сергеевка

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

У современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работала, актуальна, соответствует потребностям детского сада.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно быть стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Проблема экологического воспитания и образования будет существовать, пока существует наше общество. И правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными.

Реализация основных идей воспитания базируется на следующих принципах:

Принцип целенаправленности. Я считаю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников.

Принцип доступности. Я учитывала возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Я старалась правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.

Принцип наглядности обучения. В работе я продумывала: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.

Принцип интегрированного подхода. Я использовала различные формы и методы в работе с детьми, проводила интегрированные занятия.

Принцип систематичности и последовательности. Свою работу по экологическому воспитанию дошкольников вела в определенной системе, последовательности.

Перед тем, как приступить к планированию работы, я провела анкетирование родителей  «Экологическое воспитание в семье»,  как родители оценивают уровень экологических знаний своего ребёнка.

Исходя из данных анкетирования родителей для успешного осуществления цели, составила перспективный план работы по ознакомлению детей с явлениями живой и неживой природы, который включает в себя экологические  наблюдения в природе, художественный труд, прогулки, игры, работа с родителями.

Целью данной работы является  обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;

- расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;

- продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

- закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Для осуществления поставленных задач в своей работе я использовала следующее:

- создала предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний дошкольников: демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, картотеки пословиц и поговорок, загадок, народных примет о природе, дидактические игры, коллекции камней, ракушек);

- осуществляла ознакомление детей с природой в разнообразных формах:  занятия, наблюдения, беседы – рассуждения, подвижные игры на участке, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание эллюстраций, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы,

- регулярно планировала и проводила тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира;

- в своей работе использовала развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.

- проводила просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: анкетирование, беседы, папки – передвижки, сотрудничество через консультации, совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

В своей работе я использовала разнообразные формы и методы работы, при этом учитывалось совместная деятельность воспитателя и детей.

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

- занятия;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторины.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей, детей  и воспитателя;

-оформление гербария растений, плодов;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

Воспитатель является носителем экологической культуры, он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводилась в центре природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.

Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения. Они проводятся в детском саду ежедневно.  Составила планирование наблюдений по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы по временам года. При планировании работы опиралась на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.

Представления об объектах природы формировала у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение давало  детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Это позволило делать маленькие открытия, ребёнок начинал  понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Во время прогулок в каждое время года, обращала внимание детей на сезонные изменения в природе, рассматривали и сравнивали деревья, цветы на клумбе, обращала внимание детей на то, что у дерева есть ствол, ветви, листья.

С этой целью проводила упражнения: «Узнай, чей лист», «Времена года», «Живое – не живое», «Отгадай, что за растение», «Перелётные птицы», «Бывает-не бывает».

Осенью учила детей различать растения на клумбе, обращая внимание на разнообразную окраску, высоту.

Беседовали и наблюдали за птицами, которые пролетали мимо нашей площадки, а зимой прилетали к кормушке, в которую мы раскладывали корм: зерна и хлебные крошки. Так ребята учились различать и называть зимующих и перелётных птиц. В индивидуальной работе с детьми повторяли пройденный материал.

Зимой знакомила детей со свойствами снега, льда и проводили эксперименты, где дети на практике постигали неизведанный мир природы.

Из снега мы строили снежную бабу, черепаху, снежную крепость, играли в снежки. Наблюдали за не живой природой: облаками, солнцем, ветром. Уточняла знания детей о том, что зимой солнце светит, но не греет. Определяли направления ветра по проплывающим облакам, печным трубам. При наблюдении за деревьями отмечали, что они - живая природа. На прогулке вместе с детьми отмечали характерные особенности весны. Дети самостоятельно замечали и называли весенние явления природы и делали выводы. Закрепляла у них знания о перелётных  птицах, правила и нормы поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему.

Дети  с желанием трудились на участке:  убирали сухие ветки, листья,  участвовали в посеве семян цветов и ухаживали за растениями.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений у детей  о  явлениях и природы использовала разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие: «Живая, не живая природа», «Что за птица?», «Бывает – не бывает», «Отгадай, что за растение», «Узнай по объявлениям», «Времена года. Праздники», «Кто больше? Кто меньше?», «Животные», «Зверята», «Что где растёт», серия «Умные игры», пазлы на экологическую тему.

В играх уточняла, расширяла, закрепляла навыки, представления о явлениях природы, о растительном и животном мире, которые способствовали развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащению словаря. 

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарём природы. Дети учились сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Ее особенность в том, что, будучи научной по своему содержанию, она одновременно должна быть и художественной. С помощью книжки мы узнавали о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняла и конкретизировала имеющиеся представления о предметах и явлениях. (Сказка А. Лукьяновой «Почему снег белый», В. Бианки «Синичкин календарь», И.С. Соколов – Микитов «Весна красна»).

Это помогло подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Пословицы, поговорки предлагала  детям в процессе наблюдения.  Их образный язык помогли выделить особенности природного явления. С помощью загадок ребята научились рассуждать и делать выводы о разных временах года, явлениях.

Занятия проводила в игровой форме, что позволило сформировать знания последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей и природного окружения.

На занятии «Божья коровка» к ребятам прилетел белый Жучок. Он назвался Божьей коровкой. Для них это было полной неожиданностью, они начали рассуждать. Всем стало его жалко. И ребята предложили жучку свою помощь, раскрасить его.

 Игровые ситуации заставляли раскрепоститься детей, что давало возможность проверить прочность приобретенных знаний, выявить творческие возможности, самостоятельность.

Главное в моей деятельности «Формирование начал экологической культуры

 у детей среднего возраста» – совместная работа с детьми.

Вне занятий мною были  проведены совместные творческие работы: рисование «Мой лес»; совместно с детьми изготовили:  дупло, берлогу, пенёк и поместили  к дидактическому пособию дереву «Времени года»; изготовили  снег из салфеток, выполнили совместную работу «Новогодняя Ёлочка»  в  технике обрывной аппликации; рисовали снежинки.

Дидактическое пособие дерево «Времена года», можно  изменять, переносить, использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Оно  формирует  знания об особенностях времён года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности, воспитывает любовь и заботливое отношение к природе.

Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Поэтому для расширения представлений об окружающем мире, проводила для родителей консультации: «Экологическое воспитание детей», «Игры экологического содержания», стенгазета со стихами для родительского уголка «Зимняя прогулка в детском саду!»

Осенью я  предложила родителям собрать с детьми гербарий, для экологического уголка, которые потом использовали в творческой деятельности.

Работу по формированию элементарной экологической культуры, законам живой природы, бережного отношения к окружающему миру считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости новых знаний и с нетерпением ждали новых занятий. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильные ответы детей, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к познанию окружающего мира, к бережному отношению к природе.

В результате проведенной работы я добилась положительных результатов.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволили  мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:

- у детей сформировались умения и навыки по уходу за растениями и животными;

- дети проявляют интерес и милосердие к живому миру;

- с удовольствием слушают и разучивают стихотворения о природе;

- у детей сформировались  представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы;

- научились различать особенности внешнего вида животных, части тела, особенности движения;

- проведенная работа способствовала не только формированию представлений об окружающей действительности дошкольников, а также  помогла достичь желаемого уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и обучения детей.

Родители стали уделять больше внимания экологическому воспитанию детей, потому что считают, что состояние здоровья ребёнка зависит от состояния окружающей среды; осуществляют экологическое воспитание детей в семье (читают книги, кормят птиц зимой, отдыхают на природе, беседуют о природе); закрепляют знания детей о правилах поведения в лесу и прислушиваются к словам своих детей.

Родители осознали важность своего влияния на развитие личности ребенка, научились организовывать свободное время семьи, направлять его на творчество, сотрудничество с детским садом.

Список литературы

Н.Н. Леонова "Художественное творчество". Волгоград, издательство "Учитель", 2014г.

О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!", Санкт - Петербург, издательство "Детство - Пресс", 2006г.

Т.Г. Кобзева "Организация деятельности детей на прогулке". Волгоград, издательство "Учитель", 2010г.

Н.Г. Комарова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», Москва «ТЦ ООО» Сфера, 2005г.

С.Н. Николаева «Эколог в детском саду», Москва «Мозаика-Синтез», 2002г.

М.В. «Путешествие по родному краю», Владивосток БРОК, 2001г.

Г.А. Дикалюк, О.Е. Дектяренко «Наш дом-природа», Владивосток, ГОАУДПО ПК ИРО, ФБГУ «Лазовский государственный заповедник им. Капланова», 2013г.

Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны

Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей на тему: "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"

Конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию /рисованию/ в средней группе на тему "Жираф" Цель: формирование представлений детей об экзотических жи...

Педагогический совет на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Педагогический совет по экологическому воспитанию на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...