Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны
проект на тему

Гильмутдинова Рауфа Миншакировна

Пояснительная записка

 

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.

Теоретическая значимость  моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей  дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.

Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

 

Цель:

Формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения к самой природе, к людям, охраняющим ее, формирование отношения к себе – как к части природы.

 

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области экологического воспитания.

2. Включить развитие экологического воспитания детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций,

3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4. Обогащение предметно-развивающей среды по теме.

5. Привлечь родителей к совместной работе по экологии.

 

Задачи, которые я ставлю перед детьми:

Дать первые ориентиры в мире природы.

Формировать начальные знания о растениях, животных, природных явлениях.

Развивать доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.

Вызвать интерес к окружающему миру.

                            

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

                                   

План по самообразованию

Воспитателя первой квалификационной категории

Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны

Тема:

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                   

Пояснительная записка

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.

Теоретическая значимость  моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей  дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.

Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Цель:

Формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения к самой природе, к людям, охраняющим ее, формирование отношения к себе – как к части природы.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области экологического воспитания.

2. Включить развитие экологического воспитания детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций,

3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4. Обогащение предметно-развивающей среды по теме.

5. Привлечь родителей к совместной работе по экологии.

Задачи, которые я ставлю перед детьми:

Дать первые ориентиры в мире природы.

Формировать начальные знания о растениях, животных, природных явлениях.

Развивать доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.

Вызвать интерес к окружающему миру.

                             

2012-2013 учебный год (старшая группа)

Этапы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Формы предоставления результатов

1

 Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования

Цель: 

Формирование начал экологической культуры в соответствии с  концепцией общего среднего экологического образования

Задача:

Воспитание осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям. к самому себе как части природы.

Подбор методической литературы по теме: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Список методической литературы по теме.

Составление плана работы.

Ознакомление с материалами ФГТ

Октябрь

Перспективный план работы.

Изучение диагностики по программе « Программа воспитания и обучения в детском саду »б(под ред.М.А.Васильевой)

Знакомство с программой Р.К.Шаеховой «Региональная программа дошкольного образования» Казань 2012

Ноябрь

Обработка результатов диагностики

Изучение методической литературы С.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».

Ноябрь

Создание в группе предметно-развивающей среды

Изучение методической литературы  Соломенникова О.А. «Занятия по формированию экологических представлений»

Изучение методического пособия  Кобзева Т.Г«Организация деятельности детей на прогулке.»

Декабрь

Составление конспектов , развлечений.

Изучение вопросов организации занятий.

Январь

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Изучение материалов педагогической печати по экологическому  воспитанию детей в МБДОУ(журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»)

Февраль

Консультации на тему:  «Экологическое воспитание дошкольников»

Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»:

№5 2006г.
№2 2007г.
№4 2007г.
№5 2007г.

Март

Поделиться опытом работы с молодыми специалистами

Организация выставки поделок родителей и детей на тему: «Вдохновение весны»

Изучение методик и технологий педагогов других регионов(Интернет ресурс)

Изучение материалов газеты «Открытый урок»(2013г март)

Апрель

Привлечение родителей к работе по озеленению игровой площадки, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения

в летний период

Диагностика на конец учебного года.

Май

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии экологического воспитания детей

дошкольного возраста»

Обработка результатов диагностики

2013-2014учебный год (подготовительная группа)

2

Цель:

Продолжить работу по экологическому воспитанию детей в подготовительной  школе группы.

Задачи:

Изучить картотеку игр, развивающие качественную сторону развития речи.

Повышать свой профессиональный уровень по теме

Создавать условия для развития природных задатков и  способностей детей в экологическом воспитании

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию  в подготовительной группе 

Сентябрь-октябрь

Календарно – тематическое планирование

Составление индивидуальной работы с детьми с низким уровнем развития

Библиотека –воспитателям:

Горокова Л.Г. «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников»(средняя-старшая-подготовительная группы)ВАКО-2005г

Ковинько Л.В. «Секреты природы-это так интересно»М Линка –Пресс 2004г

Воронкевич ОА. «Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования. Дошкольная педагогика 2006.

Ноябрь

Индивидуальный план работы с детьми с низким уровнем по ознакомлению с окружающим миром.

Опытническая деятельность детей в уголке экспериментирования(вода, снег, лед)

Декабрь

Выставка совместных поделок на тему: «Зимушка –зима» 

Знакомство с материалами конкурса в защиту окружающей среды «Здоровье планеты в моих руках».

Январь-февраль

Выставка рисунков детей: «Чистота и здоровье

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых

Диспут: «Для чего нужна вода?

Опытническая деятельность-волшебница вода.(3 состояния воды)

День Земли.

Март-Апрель

         Май

Экологическая викторина: «Знатоки природы» 

Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей». 

 

Список использованной литературы

1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

2. С.Н. Николаева «Юный эколог»

3. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

4. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»

5. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»

6. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

7. Т.С Комарова «Изобразительная деятельность  в детском саду»

 8С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

 9.журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;



 Срок работы над проектом  2014 г. – 2017 г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Методическая работа

Диагностика

Сентябрь 2014 -2016

Диагностика экологических знаний. Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме.

Обработка и анализ результатов.

Подготовительный этап.

Октябрь -Январь

2014-2017

Работа над модернизацией экологического уголка. Работа над созданием методических папок. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Разработка плана.  Укрепление материально- технической базы: пополнение лабораторного оборудования, наглядных средств обучения. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Рисунки, альбомы – передвижки, совместно с родителями. Целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин.

 

Изучение литературы

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

 «Ребенок в детском саду».

Составление плана работы. Оформление экологического  уголка группы.

Подбор материала по темам.

Основной этап.

Февраль   2015-2017

Подборка дидактических игр. Атрибуты к дидактическим играм и сюжетно-ролевых игр. Рассматривание картин, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов; «Мир растений» - серия для детей; презентаций для внедрения по ознакомлению с природой. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в летний период»

Закрепление.

Апрель 2015-2017

Диагностика.

Обработка и анализ результатов.

Обобщение.

Обобщение и оформление опыта.

Составление отчета о проделанной работе.

Обобщение опыта на педсовете. 

Выступление с презентацией на  педагогов совете

     

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.

Средняя группа

Задачи воспитания и развития детей.

Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.

Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).

В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.

Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.

Стимулировать и  поощрять добрые,  трогательные  поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

 Старшая группа

Задачи воспитания и развития детей

Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.

Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т.д.).

Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим  правилам в деятельности и поведении.

 Подготовительная группа

Задачи воспитания и развития детей.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).

Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.

Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.  Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 Условия реализации программы экологического воспитания предусматривают:

 1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического ландшафта – пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка:

 • Групповой уголок природы

• Экологическая лаборатория

• Озелененное пространство территории участка дошкольного учреждения

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей

3. Личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе

 5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание уголка природы:

 - комнатные растения

- календарь погоды и природы

 - альбомы, гербарии

 - художественная литература о природе

- дидактические игры природоведческого содержания

 - различные природные материалы

- оборудование для организации опытнической деятельности

- модели, отражающие предметы и явления природы

Требования к уголку природы:

 - учитывать возрастные особенности и возможности детей

 - объекты, предметы, материалы эстетически привлекательны, вызывают положительный интерес

- все должно быть доступно детям

 - соблюдение санитарно-гигиенических требований

Работа по экологическому образованию дошкольника включает несколько методов:

1.Наглядные методы.

Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдения – цель: стимулировать наблюдения детей; знания уточняются, закрепляются, обобщаются. Виды: распознающие, длительные, воссоздающие.

Наглядно-иллюстративный материал: реалистичное изображение предмета, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы.

Модели: предметы, макеты, графические изображения (календарь погоды)

 2. Практические методы.

• Игра: словесные, настольно-печатные, творческие игры, подвижные (экология, игры на релаксацию (снежинки, листочки)

 • Индивидуальные поручения

 • Коллективный труд (со средней группы)

 • Дежурство (2 половина средней группы)

 - труд

 Средняя группа – 10-15 мин.

Старшие группы – 15-20 мин. С перерывом на отдых.

 • Опытная деятельность (со старшей группы): четкость целей и задач, самостоятельность, результаты осознаны каждым ребенком.

Включает 3 категории:

С неживой природой

С растениями (дышит, растет, питается)

С животными

3. Словесные методы: беседы, рассказ, художественная литература (В.Бианки,Е Чарушин, экскурсии (задания родителям, мониторинги (о живой природе, о неживой природе, о взаимосвязи человека с природой).

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Экологическая лаборатория»

Здесь представлены:

наборы для исследования:

-          увеличительные стекла,

-          пробирки,

-          сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт…)

Центр

«Песка и воды»

Здесь в наличии:

-          две большие ванны (одна для песка, другая для воды),

-           различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки;

-           воронки;

-          спринцовки;

-          природный материал (шишки, камни, куски древесины)

-           металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы,

-          игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…),

-          экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

центр

«Огород на подоконнике»

В группе оборудованы:

-          уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями; подписаны)

-          мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; для выгонки растений в раннее весеннее время)

-          уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

центр «Искусство»

  Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами;

    -В центре «Искусство» детям предложены различные материалы:  

         для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…),

         для лепки (пластилин, глина, соленое тесто),

         для аппликации (ц/бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…).

   -Здесь же организуются выставки репродукций известных художников  (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

Список использованной литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»(под редакцией Вераксы Н.Е.
  2. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003
  3. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  4. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001
  5. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
  6. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  7. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  8. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  9. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  10. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  11. Экологические занятия с детьми 3-4 г. Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  12. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  13. Журналы «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».


Тематический план на 2014- 2015 уч. г. (средняя группа)

Реализуемые

мероприятия

Совместная

работа воспитателя и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная

работа с

родителями

Методическая работа

                                                                  СЕНТЯБРЬ

«А у

нас в огороде..»

Цель: Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

 Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

Сбор опавших листьев, семян цветов.

Беседа

 "Что нам осень принесла"
Пальчиковая гимнастика "Осенние листья".

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»,

«Что сажают в огороде?»,

«Соедини листья с плодами».

Подвижные игры:

«Кот и мыши»,

«Найди такой листок, как на дереве»,

«У медведя во бору».

   

Консультация на тему: «Ребенок на даче»

Совместно создать картотеку познавательных сведений о цветах.

 Совместный праздник детей с родителями «Дары осени»

Знакомство с программными. задачами по экологическому воспитанию на средний возраст.

ОКТЯБРЬ

Тайны грибного царства

Цель: Познакомить детей с грибами. Учить выделять съедобные, несъедобные грибы (рыжик, белый гриб,  поганка, мухомор)

 

Трудовая деятельность -  полив комнатных растений.

 

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

 Загадки Лесовичка о грибах.

 Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы»

. -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

 

 

 Консультация для родителей «Ознакомление детей с природой»

Выставка поделок из овощей, сделанных совместно детей с родителями.

Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу»

НОЯБРЬ

 «Уголок природы»

Цель: Познакомить с пониманием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы. «Песочная терапия-как средство развития дошкольников»

  Обустройство уголка природы.

Деятельность детей в уголке природы.

 Разработка наблюдений и посильных поручений в уголке природы.

Сбор материалов дла уголка(песок,посуда)

 Беседы:
«Поздняя осень».

(Цель: дать понятие ,что осень бывает разная; формировать представление о сезонных изменениях).

Д/И

«Что изменилось»;

• «Угадай комнатное растение по описанию».


 Привлечь родителей к пополнению уголка природы

 Изучение материалов из интернета по введению ФГОС в ДОУ.

Изучение материала в ж-ле «Дошкольная педагогика»(2013№8 стр54)

                                                                ДЕКАБРЬ

 

«Здравствуй, Зимушка, зима!»

Цель: Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

2. Беседа «Для чего растениям снег»

3. Наблюдение за деревьями.

4. Изготовление кормушек для птиц

 Пальчиковая игра «Снеговик».

Дидактические игры:

«Что умеют делать звери?»,

«Что за птица?»,

«Третий лишний»(растения),

«Кто где живёт?».

Подвижные игры:

«Зайцы и волк»,

«Зимующие и перелётные птицы»,

«Гуси- лебеди»,

«Бездомный заяц».

 Конкурс «Зеленая красавица» (изготовление поделок с родителями и детьми  дляновогодней елки из любого материала)

 Курсы повышения квалификации «Управление ДОУ в условиях ведения ФГОС дошкольного образования» в ГАОУ ИРО РТ

                                         ЯНВАРЬ

«Зимний лес». Викторина «Знатоки природы»

расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе;    развивать речь, внимание, умение анализировать содержание  вопросов и загадок и    давать полный содержательный ответ на них.

1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

3.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу»

4. «Лес – наше богатство». Чтение соответствующей лит-ры.  

5. Заучивание стихотворений о зиме, зимних явлениях природы.

Экспериментирование ветром.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? »

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора»

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга»

Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам»

 Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным»

 Изучение материалов из опыта работы коллег Архангельска (цикл занятий: журнал «Ребенок в детском саду» 2009, №4,5,6,7)

ФЕВРАЛЬ

 Путешествие в царство комнатных растений

Цель: Закрепить названия комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растение. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

  1. Игры-эксперименты
  2. Наблюдения
  3. Художественное творчество
  4. Посадка лука в ящики
  5. Наблюдения за всходами

Наблюдение за цветами в группе.

Трудовая деятельность полив комнатных растений.

 Чтение стихов 3.Е.Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы».

Исследовательская деятельность «Нужна ли растениям влага»

Рассматривание иллюстрации «Строение цветка»

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей)

Консультация на тему: «О чем говорят растения?»

 Работа в уголке природы.

Участие в конкурсах педагогическогомастерства на сайтах.

Изучение материалов журнала «Дошкольная педагогика»(2013№8

                                               МАРТ

«Здравствуй, весна!»

Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.

Стих-е «Песенка весенних минут»
Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
Полив по мере необходимости

Рассматривание всходов.

Посев семян. Продолжить работу по уходу за 

рассадой (полив, рыхление, опрыскивание)

Исследовательская деятельность «Нужен ли растениям свет»

 Разучивание песни «Волшебный цветок» сл. Пляцковский М., Муз. Чичков Ю.

Наблюдение за всходами, уход за растениями

Консультация для родителей «Формирование у детей экологического сознания средствами устного народного творчества»

Подбор соответствующего материала, изучение материалов с интернета по данной теме

АПРЕЛЬ

 

 «Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников»

«День рождения Земли»

 Настольная игра «Чудо - цветик» Рисование цветов в альбомах для раскрашивания. Прослушивание аудиозаписи «Вальс цветов» (Щелкунчик) Выкладывание из мозаики цветы.

Наблюдение, как растет лук” (Зарисовать)

“Проращивание семян, луковиц”

Пикирование рассады. Ежедневный уход. 

Дизайнерский проект клумбы в рисунках 

детей.

 Рисование «Ваза с цветами»

Рисование, загадки и отгадки

Ручной труд

 

 Наблюдение за цветами в группе и на прогулке. Чтение стихотворений «Я иду тропинкой узкой…» И.Белоусов, «Строение цветка» С.Васильева. Пальчиковая гимнастика «Цветы» Подвижные игры «Мы - цветы», «Найди свое место»

Подготовка к тематическому заданию (материалы в журнале «Ребёнок в детском саду» №3, 2007)

Подготовка к весенней выставке совместных поделок «Вдохновение весны»

Выставка поделок, конкурс рисунков по теме

Изучение материалов  журнала «Ребенок в детском саду» 2015г

МАЙ

 «Экологическая тропа»

Приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение сказки

 «Ядовитая красавица»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

Трудовая деятельность Ежедневный уход за рассадой.

 Высадка рассады на клумбу. 

Рыхление почвы.

Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

Беседа

Игра «Что я сделал доброе для природы»

Д/И «Кто больше..»

П/И «1.2,3 – к дереву беги»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»

Фотовыставка «Мы с мамой выращиваем цветы»

Найти пословицы, загадки.


Акция «Красивый детский сад» - высадка рассады на участке детского сада

Цикл занятий Журнал «Ребенок в детском саду» №3 (2015г)

   

                 Тематический план на 2015-2016 учебный год (старшая группа)

«Мир лекарственных растений»

Цель: обогатить знания детей о лекарственных растениях родного края, показать их значение для здорового образа жизни людей.

Задачи :

расширить представления детей о лекарственных растениях, об их свойствах и пользе, о правилах сбора, хранении и применении

  развивать познавательную активность в процессе формирования у детей представлений о лекарственных растениях

 развивать экологическое мышление в процессе исследовательской, творческой деятельности детей

 продолжить создавать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения

  повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом

 воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.

Организация предметно-развивающей среды:

В группе были оборудованы уголки:

- в центре речевого развития  имеются яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений; а также с растениями занесёнными в Красную книгу; альбомы с изображением деревьев, кустарников, овощей, фруктов, ягод.

- для развития игровой деятельности были изготовлены и приобретены дидактические игры о лекарственных растениях и травах;

В группе  создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.

В группе есть мини-лаборатория, здесь дети под руководством воспитателя проводят эксперименты и опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

Предполагаемый результат:

¬ дети будут знать больше лекарственных растений и их целебные свойства;

 ¬ более ответственно будут подходить к закаливающим процедурам;

 ¬ бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без надобности, не топтать их;

 ¬ обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения;

 ¬ уголок природы пополнится новыми пособиями и дидактическими материалами;

 ¬ знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в разных видах деятельности (в рисовании, аппликации, лепке, развитии речи);

 ¬ закрепят навыки трудовой и исследовательской деятельности.

Основные формы деятельности для достижения положительных результатов в работе по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями:

- беседы,

- экскурсии,

 - наблюдения,

 -трудовая деятельность,

- художественное слово,

 -мероприятия по здоровьесбережению,

  -исследовательская деятельность,

- продуктивная деятельность

Сентябрь - октябрь Введение

Выявление представлений детей о лекарственных растениях .

Рассматривание словарей и справочников о лекарственных растениях,

набора открыток «Опасные растения» Подготовка сообщений о растениях опасных для жизни.

Воспитание усидчивости, аккуратности при работе со справочниками

Быть внимательным в природе.

Не брать руками незнакомые  растения.

Беседа «Зеленая аптека»

Дидактическая игра: «Узнай по описанию».

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха)

Чтение литературных произведений:

• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

• Н. Павловой «Загадки цветов»

Ноябрь - декабрь

Части растения

Познакомить детей со строением растений (из каких частей оно состоит).

Лекарства от простуды: зверобой, шалфей, чабрец, душица.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука»

Развивать умение видеть растения богатые витаминами.

Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний» и др.
Сюжетно – ролевая игра «Зеленый доктор» (лечебные свойства подорожника);

Выставка поделок «Наряд для зимней красавицы»

Январь – февраль

Сбор и хранение лекарственных растений

Сроки и правила сбора лекарственных растений. Загадки о растениях

Как сушить лекарственные растения.

Время сбора лекарственных растений.

Рисуем лекарственные растения.

Развивать усидчивость и взаимовыручку.

НОД «Путешествие в страну лекарственных растений»;

Эксперементально -исследовательская деятельность «Кора деревьев»

Загадки о растениях

Составление рассказов по желанию детей о лекарственных растениях

Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение)

Март -  апрель

Использование лекарственных растений

КВН «Весна. Весне дорогу»

«День Земли»

Как используется лекарственное растение в пище.

Как используется лекарственные растения в медицине и косметологии

Работа с глобусом

Использование трав при изготовлении мыла, шампуней.

Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Рассматривание иллюстраций, чтение соответствующей литературы

Воспитание трудолюбия, аккуратности.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе

Д/И «Найди растение по описанию»

«Я загадаю, а ты слепи» (лепка)

Д/и: «Узнай и назови».

(«мать-и-мачеха», «подорожник», «крапива»).

Рисование «Наш друг - подорожник»

Конкурс рисунков «Моя планета - Земля»

Май

Итог. Викторина «Знатоки лечебных трав

»Фитобар(дегустация отваров трав ,оценка детьми)

Презентация  результатов работы.

Закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение»

Труд: Собрать листья одуванчика. Цель: Уточнить знания детей об этих растениях.

Д/и: «Что лечит это растение?»

Работа с родителями:

  1. Предложить родителям вместе с детьми сделать мини-гербарий лекарственных растений.
  2. Создание родителями папки «Бабушкины советы»

(о рецептах лечения лекарственными травами).

  1. Консультация для родителей «Родителям о лекарственных растениях»
  2. Выставка детских рисунков совместно с родителями «Да здравствуй лечебная трава»
  3. Папка-передвижка: «О значимости лечения народными средствами».
  4. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  5. Выставка поделок, сделанных совместно детей с родителями.

Методическая работа

1. Выступление с презентацией на педагогическом совете МБДОУ на тему: «Использование  исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

2. Подбор методической литературы о лекарственных растениях.

3. Оснащение предметно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой)

4. Организация выставки работ по теме «Лекарственные растения».

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного  отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются  произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание  на комплексные занятия, их развивающее значение.смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут    учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно   развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.   Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления.

Дети рано начинают замечать интересоваться окружающими их объектами живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все. Природа привлекает внимание детей, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Богат и разнообразен мир природы и наша задача научить детей знать различать и уметь пользоваться этими дарами природы. Одним таким даром - являются лекарственные травы нашего края. Самая лучшая аптека – это природа.

Очень много лекарственных растений растет их можно найти в лесу, в поле, на лугу, в водоемах. Это такие, как : ромашка, душица, зверобой, мать – и – мачеха, лопух, чабрец, валерьяна и многие другие. Повсюду люди, животные, птицы, могут найти помощь у природы. Только нужно изучать их, знать, любить, и уметь ими пользоваться. Плохой аппетит – корень одуванчика. Заболел желудок – тысячелистник. Простуда – душица, ромашка, календула. Рана на руке – крапива, подорожник. Ангина – мать – и – мачеха, ромашка. Ожог ноги – зверобой. Пятна на теле – чистотел. На каждую болезнь, есть своя лекарственная трава, мы живем в мире лекарств.

Ознакомления  с правилами сбора и хранения лекарственных растений.

Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе. Будь осторожен с незнакомыми растениями. Для безопасности лучше не пробовать на вкус неизвестные тебе растения. Помни: ядовитыми могут быть хорошо знакомые растения такие как зверобой, чистотел. В лесу ты можешь встретить растения, которые при неосторожном обращении могут нанести тебе вред (поцарапать, обжечь) – крапива, шиповник, чертополох. Необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут им только помогать. Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе.

Список используемой литературы

  1. Кондратьева Н.И. Программа экологического образования детей «Мы». СПб., 1996.
  2. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия».
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1995.
  4. Смирнова В.А. «Тропинка в природу».
  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. (Автор-составитель Багрова Л.А.) – М., 1997
  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология (Автор-составитель Чижевский А.Е.) – М., 1997.
  7. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания дошкольников».
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  9. Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 1997
  10. Никиточкина Т.Д. «Лекарственные растения» (набор открыток).
  11. Синадский Ю.В. «Целебные травы».
  12. Чумаков Ф.И. «Лесное лукошко».
  13. Гаммерман А.Ф. «Дикорастущие лекарственные растения СССР».
  14. Горькова Л.Г. «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников».
  15. Журналы «Ребенок в детском саду»(2009г №4,5,6,7,2015г №3)

Тематический план на 2016-2017 учебный год                       (подготовительная группа)


«Формирование основ экологической культуры у детей подготовительной группы»

 

Актуальность темы

   Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  воздуха, земли,  образовавшейся  в  результате  интенсивной  производственной  деятельности  и  в  результате  невысокого  уровня  экологической  культуры,  экологического  сознания  у  большей  части  населения, угрожают  здоровью  и  жизни  людей,  особенно  детей. Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей  средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования  экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры. Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

    Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

   В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.    Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения  к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

 

Задачи:

 Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.

Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.

 Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.

  Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.

 Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

 Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.

 Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

 Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

  Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.

Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.

Сроки

Этапы работы

Содержание работы

Август - сентябрь

Подготовительный (теоретический)

  • Формулировка темы, выделение актуальности проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей детей.
  • Чтение методической литературы, обзор в Интернет информации по теме.
  • Разработка программно-методического обеспечения процесса.
  • Составление перспективного плана работы на год.
  • Разработка конспектов нод
  • Подбор дидактического материала.
  • Мониторинг освоения детьми  содержания по основам здорового образа жизни.

На протяжении всего года

Практический (основной)

  • Образовательная работа с детьми в разных видах деятельности.

  Игровой.

  • В индивидуальном общении выяснить, что делали вместе с родителями в воскресные дни: походы в лес за ягодами, грибами, что видели в лесу; поездка к бабушке на дачу.
  • Дидактические игры: «Лесная аптека», «Кто лишний».
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Экспериментирование.
  • Активизирующая наглядность: рассматривание картин, плакатов, рисунков.
  • Активизирующее общение: беседы, чтение художественной литературы.
  • Создание предметно-развивающей среды, пособия, дидактические игры.
  • Взаимодействие с родителями: консультации, памятки, совместная продуктивная деятельность родителей и детей по темам перспективного плана.

Май

Заключительный (результативно-итоговый)

  • Мониторинг освоения детьми содержания работы по формированию основ экологической культуры.
  • Анализ проделанной работы.

  • Использование своего опыта в дальнейшем процессе работы.

 

Месяц

Тема

Цели и задачи

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

«Я и природа»

Познакомить с природными особенностями человека.

Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе.

Игра «Мир вокруг нас» «Как вести себя в природе» (правила поведения).

Чтение книг Е.П.Левитана

«Твоя вселенная»

«Как любить природу», «Природа нужна всем».

Пальчиковая гимнастика «Цветок"

Памятка для родителей на информационном стенде «Роль  родителей в формировании  дошкольников экологической культуры»

Октябрь

«Растения в нашем уголке природы»

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».

Опыт «Листья и стебли растений пропускают воду»

Информационный листок «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка  в современных условиях».

Памятка для родителей «Что мы едим. Витамины и продукты».

Ноябрь

Изучение  информации   об основных природных сообществах

Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем.

Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Кто, где живет?», «Угадай по описанию».

Провести опыты по очистке воды.

Рассматривание картин с изображением леса в разное время года. Составление рассказов.

Консультация для родителей «Игра и экспериментирование»

Выставка поделок «Чудеса природы»

Подготовка и проведение  утренника «Праздник хлеба»

Декабрь

 Птицы нашего леса

- научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месте обитания;

- развивать: зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас.

- прививать любовь к природе

Д/И «Кто к нам в гости прилетел».

Чтение рассказа Л.Куликова «Дятел – наш приятель».

Д/И «Летает – не летает».

Д/И «Птичья столовая»

Игра «Угадай по голосу»

- Продуктивная деятельность: «Домик для пчел», «Паучок», «Бабочка – крапивница», «В Гостях у Мухи-Цокотухи», «жаворонок»

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»

Совместное изготовление кормушек для птиц

Январь

Животный мир (животные нашего края и их разнообразие)

Создать условия  для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания.

-Загадки о домашних и диких животных

-Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными.

Продуктивная деятельность: «Пушистый котенок», «Деревенский пруд», «Ферма на лугу», «Рисуем диких животных»

Составление альбома: «Мои любимые питомцы».

Пополнение материалами уголок по экспериментированию в уголке природы.

Февраль

Водный мир и его жители

Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания

Наблюдение «Выращиваем лук»

Словесные игры:  «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком.

Подборка книг и иллюстрации  по теме «Обитатели водного мира».

 Опыты с водой и снегом.-развивать умение делать выводы

Информация для родителей «Зеленая планета. Чистая вода»

Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей»

Март

Почва. Камни, песок, глина

Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.

Д/И «Воздух, земля, вода»

Труд «Зеленая служба Айболита» (продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями)

Список литературы «Что читать детям».

Консультация для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Апрель

«Деревья – наше богатство»

Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле

Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились»

Рисование веток разных деревьев.

Труд: посев семян.

П/И «Найди листок, как на дереве»

Д/И «Хвойные и лиственные»

Опыт: «Свойства деревянных предметов»

Экологическая акция «Сделаем участок детского сада чистым и красивым».

Подготовка земли в цветнике для высадки рассады(конец месяца)

Май

Правила поведения в природе

формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике.

Труд: пересадка растений на клумбу.

П/И «Садовник»

Беседа: В природе все взаимосвязано»

«Съедобные и несъедобные грибы».

Викторина «Что, где, когда?»

Памятка для родителей на информационном стенде «Правила поведения на  природе».

Информационный листок «Поступай в природе так, как подскажет этот знак».

Экскурсия в парк Победы.

 

 

Работа с родителями

 Экологическое воспитание является не только одним из направлений в работе дошкольной организации, но и важным процессом непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка. Особое внимание в работе с родителями направлено на совместную деятельность детей и родителей. Весной привлечь родителей к обустройству цветника. высадке рассады на участок. Осенью совместно с родителями срезать однолетние засохшие кусты, подготовить многолетние растения к зимовке. Организовать выставки поделок из природного материала в начале и в конце учебного года.

Методическая работа:

  1. Изучение материалов ФГОС по экологическому воспитанию.

  1. Изучение материалов из опыта работы педагогов других регионов, ДОУ (интернет ресурсы)
  2. Изучение материалов журналов «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» за 2015- 2016 г(№1,2)
  3. Обмен опытом с педагогами МБДОУ

 

Литература

«Я познаю мир». Детская энциклопедия. М. 1995.

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.2003.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. 20
  3. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Н.Н. Совгир.
  4. Юный эколог. Система работы с детьми в подготовительной  группе детского сада.-М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. Экологические занятия.   Т.М. Бондаренко. М., 2009.
  6. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теория и практика дополнительного образования. Зотова Н.С.-2006.-№4.
  7. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Павлова Л.Ю. Дополнительное образование.- 2005.-№2
  8. Дидактические игры как элемент воспитательного образования. Симонова Л.П. Дополнительное образование.-2004.-№1
  9. Журналы «Дошкольная педагогика»(2013г №8), «Ребенок в детском саду»(№3 -2015), «Дошкольное воспитание»(2014-2016 гг).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 11 г.Лениногорска Республики Татарстан Сафиной Миляуши Радиковны.

Индивидуальный план профессионального развитиявоспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 11 г.Лениногорска Республики ТатарстанСафиной Миляуши Радиковны.  Цели  профессиональ...

Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе

Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»  В средней группе...

Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 11 г.Лениногорска Республики Татарстан Сафиной Миляуши Радиковны.2019-2023г.г.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...