Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Цыганова Людмила Аркадиевна

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны

 по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая  младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2_ml.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида»

г.Нурлат  РТ

  «УТВЕРЖДАЮ»

  Заведующая МАДОУ

 «Детский сад №8 «Теремок»

 ____________Фадеева Т.З.

Приказ №____от______________

Перспективно-тематический план

по  самообразованию

воспитателя первой квалификационной категории

 Цыгановой Людмилы Аркадиевны

по теме:

«Экологическое воспитание детей младшего возраста»

вторая  младшая группа

Дата начала работы 2.09.2015г.

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2016 г.

Тема: «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Цыганова Людмила Аркадиевна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Бугульминское педагогическое училище

(образование)

25 лет

(стаж педагогической работы)

первая

(квалификационная категория)

июнь 2014г (Проектирование образовательной программы дошкольных образовательных организаций/ учреждений  в условиях внедрения  ФГОС)

(курсы повышения квалификации)

02.09.2015

(дата начала работы над темой)

31.05.2016

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема:

«Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Цель:

Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста . Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

Задачи

:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

 •Разработать перспективный план работы с детьми;

•Подготовить (принять участие) в семинаре- практикуме «Экологический мост»

•Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника»

Актуальность выбранной темы

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

                                             План работы на год

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»
(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
2. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
4. А.И.Иванова»Живая экология»(Программа экологического образования дошкольников».2007г.
5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
6.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г.
7. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.
8. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»:

№5 2006г.
№2 2007г.
№4 2007г.
№5 2007г.
9.Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Дошкольное воспитание»:
№7 2007г .     №6 2009г.
№5 2007г       №8 2009г.
№4 2009г.     №32011г.                 
10.Л.А.Пенькова»Под парусом Лето плывёт по Земле».2006г.

Работа с детьми

сентябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.

Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

2. Наблюдение №1 за комнатными растениями.

Цель:  учить различать растения, закреплять знания об их строении, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

3. Наблюдение №2 за комнатными растениями.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть  и показывать части растений (листья, цветы)

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей находить овощи на ощупь, называть их.

октябрь

1.Игра « У бабушки в гостях». Знакомство с фруктами.

Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

2. Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.

3. Рисование «Осенний листопад»

Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков, приучать детей играть вместе, не толкать друг друга.

4. Наблюдение №3 за комнатными растениями.

Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, закрепить навыки полива.

ноябрь

1. Игра «Путешествие в лес»

Цель: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях (лисе, зайце)

2. Наблюдение «Кто живет в аквариуме»

Цель: обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и симпатию к его обитателям.

3. Наблюдение « Что есть у рыбки? Как они едят»

Цель: дать первоначальные представления о строении рыбки, что она живая и ее надо кормить, показать прием кормления.

4. Игра «Путешествие в лес»

Цель: расширить представления детей о лесе и его обитателях ( в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и медведь; медведь спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем)

декабрь

1.Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»

Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью

2. Наблюдение «Наша елочка живая»

Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки)

3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес»

Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.

Январь

1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»

Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.

2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях»

Цель: дать первоначальные представления о составе куриной семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать звуки, которые издают курица, петух, цыплята.

3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?»

Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и белым хлебом.

4. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с коровой и теленком.

Цель: познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями.

февраль

1. Наблюдение «Белый снег пушистый»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые. Учить любоваться снегом.

2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с козой и козленком.

Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными особенностями. Закрепить знания о корове и теленке. Развивать игровые умения детей.

3. Наблюдение «Как снег становиться водой»

Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная , значит и снег грязный – в рот его брать нельзя

4. Наблюдение «Разноцветные льдинки»

Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед (твердый, холодный, блестящий), льдинками можно украсить елку.

март

1.Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с кошкой и котятами.

Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.

2. Посадка репчатого лука.

Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.

3. Игра-драматизация «Лесные чудеса»

Цель: закреплять представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

4. Наблюдение за ростом лука

Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода.

апрель

1. Наблюдение за веткой тополя в вазе  с водой.

Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.

2. Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег чернеет, появляются проталины, ручьи.

3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с лошадью и жеребенком.

Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.

май

1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками»

Цель: показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

2.  Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой»

Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. Показать различие и сходство этих растений. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.

3. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»

Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и одуванчиков

Работа с семьёй

декабрь

Совместная поделка кормушек для птиц.

Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»

март

Консультация «Весенние прогулки»

май

Консультация «Лето- время новых открытий»

Самореализация

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2018-2023 гг. на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

План повышения профессионального уровня воспитателя на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. План составлен на 5 лет. Целью работы является воспитание основ: научить любить, ...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План работы по самообразованию воспитателя на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию воспитателя   на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...

План по самообразованию по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста».

Актуальность выбранной темы. Сегодня дошкольное образование, направленно в будущее и поэтому экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинн...