Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Фатихова Эльвира Фархатовна

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr_2021-22_ekologiya.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского

Муниципального района Республики  Татарстан

                 

                                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                  Заведующий МБДОУ

                                                                                                                   «Красносельский детский сад «Тургай»                                                                                                                                                 комбинированного вида

                                                                                                 ________   Л.Ш.Губайдуллина

                                                                                                 «    »  _____________2021      

Индивидуальный план по самообразованию

на 2021-2022 учебный год

Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Разработала :воспитатель

первой квалификационной категории

Фатихова Э.Ф.

Высока Гора 2021 г.

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи для педагога :

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

Задачи развития экологических представлений у детей:

1.Образовательные: 

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы.

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2..Развивающие: 

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: 

-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.  

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Для родителей:

-Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

 -Довести до родителей важность темы.

 -Познакомить с основными направлениями по данной теме.

  -Стимулировать их совместную деятельность  с детьми;

-Способствовать установлению партнерских отношений   родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

- Привлечение родителей для участия с детьми на республиканских,  муниципальных, дистанционных всероссийских конкурсах.

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

Форма отчетности:

 -сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию.

- изготовить экологические игры, картотеку прогулок.

-составить конспекты занятий, развлечений.

Форма самообразования: индивидуальная

Форма работы с детьми: групповая.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации  – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Возраст детей: 6-7 лет.

Режим : 1 раз в неделю; продолжительность – 30 минут.

     Дата начала работы над темой: 2021 уч. год

Предполагаемая дата окончания работы: 2022 уч. год


Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

- моделирование ситуаций;

- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- просмотр мультфильмов; видеопрезентаций

- инсценирование сказок;

- досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

- участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

- беседы

- чтение художественной литературы

- экологические проекты, акции

- организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

- организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

Формы работы с педагогами:

- мастер-классы

- семинары-практикумы

- выступления на педагогическом совете

Формы работы с родителями:

- консультации

- анкетирование по экологии.

- участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала.

- помощь родителей в изготовлении кормушек.

- участие родителей в проектах, акциях, выставках.

- привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.

- привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

- индивидуальные беседы, консультации.

- привлечение родителей к созданию альбомов 

Проекты:

Перспективный тематический план экологического воспитания  деятельности

в подготовительной  группе на 2021-2022 год.

План работы педагога

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;

 • выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

план работы по теме самообразования

октябрь

Изучение научно-методической литературы: Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова,С.А. Ознакомление дошкольников с природой Николаева, С.Н. Юный эколог.

перспективный план работы по теме: «Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста (6-7 лет)».

Ноябрь

в течение года

Создание предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр по экологии

Подбор материала для оформления картотеки по экспериментальной деятельности детей в группе

-картотека дидактических игр по экологии и их использование в работе с детьми

-картотека экспериментов с воздухом, с водой, с песком. Применение картотеки в практической работе.

участие в различных конкурсах

декабрь- май

Создание предметно-развивающей среды (приобретение наглядно – дидактического материала по темам:«Деревья», «Насекомые», и т.д.)

Изучение дополнительной литературы по экологии, интернет - ресурсов

Создание картотеки наглядно – дидактического материала. Использование материала в работе с детьми

Разработать конспекты занятий по экологии

январь

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы».деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их.

февраль

Разработка открытого занятия по экологии

Проведение открытого занятия по экологии

Использование макетов природных зон в работе с детьми

март

Создание макетов природных зон: «Тайга», «Север», «Пустыня», «Саванна», «Джунгли». Приобретение макетов животных

Использование макетов природных зон в работе с детьми

апрель

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

май

Завершение работы над темой самообразования, рефлексия

Отчет о  презентацией

План работы с детьми

Тема

Цели

Способы демонстрации проделанной работы

Формы изучения

Форма отчета по проделанной работе

Сентябрь

  1. Посещение кафе«Дары осени»

Систематизировать представления детей о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью «Готовим варенье»; пополнение книжного уголка загадками и пословицами про овощи и фрукты; пополнение уголка ИЗО трафаретами овощей, фруктов, листьев; пополнение уголка экспериментальной деятельности: «Ботаническое лото».

Дидактическая игра «Придумай загадку» (овощи, фрукты), «Я знаю пять названий» (овощи), «Узнай на вкус» Беседа «Что можно приготовить на зиму из овощей и фруктов» Игра «Чего не хватает» Конкурс «Кто быстрее соберет картошку» Просмотр м/ф «День варенья»

Оформление выставки (совместная с родителями) «Дары осени»

Октябрь

1.Экскурсия по территории садика «Как растения готовятся к зиме»

 Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью ««Способы распространения семян» и календарем «Расцвечивание листьев»; пополнение книжного уголка сказками, стихами про осень

Рассматривание иллюстраций об осени Ведение календаря расцвечивания листьев Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени Наблюдение за изменениями живой природы на прогулке Конкурс на лучшего знатока осенней природы

Рисование по замыслу «Осенний парк» Оформление гербария «Осенние листья»

2.«Унылая пора! Очей очарованье!..»

Закрепить представления детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память детей, воображение, мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Пополнение экологического уголка календарем «Расцвечивание листьев»; пополнение книжного уголка книгами В.Бианки, Г.Снегирева; иллюстрациями И.Левитана «Осень», «Золотая осень», И.Грабарь «Осенний день», И.Броцкая «Упавшие листья»; пополнение уголка экспериментальной деятельности: «Вершки и корешки», «Что зачем» (последовательность стадий: от растения – к хлебу)

Беседа «Ледостав» Чтение стихов об осени Ритмопластика «Игра с листочками» Беседа «Для чего дереву листочки» Дидактическая игра «Птички»

Оформление выставки «Что нам осень принесла» (поделки детей из природного материала)

3.Октябрь

Беседа о перелетных птицах

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.

- Связь птиц со средой обитания.

– Заботливое отношение к птицам

Наблюдение за поведением птиц

Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения

Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь»

Развешивание кормушек для птиц

4. «Осенние явлений неживой природы»

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют  ветры

Сбор гербарий .

Работа в календаре наблюдения.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Аппликация из гербарий «Веселые зверята»

Ноябрь

1. «Путешествие в осенний лес»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое мышление; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к животным.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью приспособления животных к зиме; пополнение уголка экспериментальной деятельности: лото «Времена года»; пополнение книжного уголка книгами про первый снег; иллюстрациями А.Пластова «Первый снег»

Логическая задача «Книжка про осень» Дидактическая игра «Чей силуэт?», «Симметричное пятно», «Времена года» Разгадывание загадок про осень и осенние признаки Физкультминутка «В осенний лес» Беседа «Ноябрь – ворота зимы»

Создание книги с детьми «Книжка про осень»

2. «Для чего растению нужны семена»

Закрепить представление, что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать представления о распространении семян.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью строения семян; способы распространения семян; семена; лупы

Беседа «Как распространяются семена» Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад» Разгадывание загадок Дидактическая игра «Кто дружит с елью»

Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Азбука поведения в природе»

3.«Путешествие капельки»

Формировать представления о круговороте воды в природе; воспитывать бережное отношение к воде

Пополнение уголка экспериментальной деятельности емкостями для определения свойств воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть; пополнение книжного уголка книгами о воде

Дидактическая игра «Путешествие капельки» Чтение художественных произведений о воде Разгадывание загадок о воде

Экспериментирование «Свойстово вады»Игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; спиртовка; штатив; колба; стекло; картина, изображающая круговорот

4. Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека

Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности.

Познакомит детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных.

Познакомить с при-родным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.

Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом.

Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде.

Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения.

Чтение художественной литературы: загадок про воздух, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г. Юдин «Главное чудо света», О. Кургузов «По следам «Почемучки», А. Барто «Жарко»,И. Токмакова «Ветрено», С. жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра».

Беседа: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим»,» Как мы чувствуем запах», «Летающие семена»

Праздник мыльных пузырей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек».

Экскурсия по экологической тропе.

Непосредственно-образовательная деятельность

«Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».

 

Декабрь

1.«Цепочка в лесу»

Уточнить: лес как пример сообщества.

Сравнение живой и неживой природы.

Составление схем

«Цепочки питания»

Чтение рассказа М.М Пришвина «Белыц ожерелок»

Игра к макетом « Этажи леса»

2. «Клуб знатоков леса»

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную, связную речь у детей

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, зверей и насекомых

Дидактическая игра «Цепочка слов» (насекомые) Беседа «Для чего животному нужна определенная окраска» ,Разгадывание загадок о животных, насекомых, птицах Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка «Насекомые»

Игра викторина ««Среда обитания животных»

3. «Приключение Мамонтенка»

Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных; тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас.

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки зверей, рыб, птиц, насекомых; пополнение уголка ИЗО трафаретами животных, птиц; пополнение книжного уголка энциклопедиями о

Дидактическая игра «Домашние птицы, водоплавающие, лесные, хищные птицы» Дидактическая играсоревнование «Кто дальше прыгнет» Дидактическая игра «Чего не хватает»

Рисование «Любимое животное»

4. «Для чего человек ест»

Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес к строению человека.

Пополнение экологического уголка моделью – строение пищеварительной системы; пополнение книжного уголка книгами «Строение человека»

Беседа «Для чего нужна слюна» Дидактическая игра «Кто больше назовет сладких, кислых, соленых, горьких продуктов»

Составление рассказа «Пищеварительная система»

Январь

1. Север – царство льда и снега»

Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

Пополнение экологического уголка моделью «Север»; моделью приспособления животных к зимним условиям; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных Крайнего севера Дидактическая игра «Чей силуэт?»

 Дидактическая игра «Кто лишний?» Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям крайнего Севера» Физкультминутка «У оленя дом большой»

Оформление макета «Животные крайнего Севера»

2. «Что такое огонь?»

Познакомить с огнем как явлениям неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком

Пополнение экологического уголка моделью вращения Земли вокруг Солнца; моделью состояния погоды в зависимости от активности Солнца; пополнение книжного уголка книгами об огне.

Беседа «Зачем люди придумали огонь?» Дидактическая игра «Раньше и теперь» Обсуждение мифа «Прометей» Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?» Этюд «Пламя костра» Этюд «Свеча» Беседа «Как человек приручил огонь и заставил работать на себя?»

Коллективное рисование на тему «Огонь» Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Огонь – друг или враг?»

3. «Колыбельная из двух слов»

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.

Пополнение экологического уголка моделью строения сердца; пополнение книжного уголка энциклопедией «Строение человека»

Беседа «Зачем человеку сердце?» Беседа «Сердце – наш моторчик» Физкультминутка для тренировки сердечка

Составление рассказа «Роль сердца в организме»

Февраль

1. «Лес как экологическая система»

  Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Пополнение экологического уголка макетами деревьев, моделью «Этажи леса»; Пополнение музыкального уголка диском «Пение птиц»

Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес» Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чем отличаются деревья от кустарников» Дидактическая игра «Экологические связи» Просмотр м/ф «В лесной чащи», беседа по содержанию,игры с макетом «Этажи леса»

Коллективная поделка «Этажи леса»

2. «Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью «Пищевые цепочки»; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных, насекомых, птицах, загадками о лесе и его обитателях; экологические игры «Пищевые цепочки», «Этажи леса»

Чтение В.Танасийчук «Цепочки в лесу», Л.Толстая «На что нужны мыши?» Дидактическая игра «Кто что принес?» Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек на фланелеграфе.

Изготовление совместно с детьми лесных жителей в техники оригами.

3. «Как животные приспособились к зиме»

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования; дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам; зверям зимой.

Пополнение экологического уголка моделью «Приспособления зверей к зиме»; пополнение книжного уголка книгами про то, как зимуют животные.

Игра-кубик «Чей хвост?» Беседа «Что едят животные зимой» Беседа «Как готовят на зиму животные свои жилища» Беседа «Что делают зимой рыбы» Подвижная игра «Превратись»

Театрализованная деятельность: постановка сказки «Зимовье зверей»

4.

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы

Опыты с семенами

Работа в календаре наблюдения

Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март»

Участие в смотр конкурсе «Огород на окне»

Март

1.«Как поссори-лись март и февраль»

Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц;

Пополнение экологического уголка макетом «Пробуждение природы». Пополнение книжного уголка книгами по ранней весне. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями «Весенняя капель» Пополнение уголка ИЗО

трафаретами птиц, цветов.

Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник» Беседа «Ручьи и ручейки» Беседа «Приметы первой весны» Физкультминутка Дидактическая игра «На что похоже?» Беседа «Чем опасен весенний лед?» Дидактическая игра «Кто у кого родился?» Дидактическая игра «Кто зимовал, кто прилетит?»

Совместное изготовление с детьми плаката «Пробуждение природы»

2. «Мир растений»

- Учить пересаживать комнатные растения.

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений.

Работа в календаре наблюдения

3.«Красная книга Татарстана края»

Бережное отношение к растениям и животным;

- Правила поведения в природе.

Изучение  «Красной книги»  края

Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей»

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

4. «Загадки природы»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня); развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Пополнение экологического уголка мини-панорамой «Пустыня»; пополнения уголка ИЗО картинами природы

Рассматривание географической карты Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?» Обсуждение картины «Лес после пожара» Беседа «Как сажают деревья» Дидактическая игра «Я знаю пять…» Обсуждение процесса посадки деревьев и травы Рассматривание и обсуждение мини-панорамы «Пустыня»

Пересадка рассады

Апрель

1. «Почему земля кормит»

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Пополнение книжного уголка книгами об апреле, апрельских приметах, книгами В.Бианки; пополнение экологического уголка экологической игры «Живое-неживое»; пополнение уголка ИЗО

обводками лекарственных растений и птиц

Беседа «Почему надо беречь здоровье?» Беседа «Дары природы» Беседа «Внутренние органы человека» Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг»

Обсуждение и запись высказываний детей на тему «Я человек, потому что…»

2. «Кто такой человек»

Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью отличия человека от животного; игрой «Собери цветок»; моделями птиц

Беседа «Почему надо беречь здоровье?» Беседа «Дары природы» Беседа «Внутренние органы человека» Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг»

Обсуждение и запись высказываний детей на тему «Я человек, потому что…»

3. «Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах; формировать гуманное отношение к птицам

Пополнение экологического уголка календарем прилета птиц, плакатом «Перелетные и зимующие птицы», картинками птиц и гнезд; пополнение книжного уголка книгами и энциклопедиями о птицах.

Беседа «22 марта – праздник птиц» Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Чтение и обсуждение книг про птиц Дидактическая игра «Прилетели птицы» Обсуждение народных примет о прилете птиц Игровое упражнение «Чье гнездо» (пересказ детьми) Игровое упражнение «Чем заняты скворцы» Беседа «Птиц

Совместное изготовление с детьми календаря прилета птиц

4. Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека

Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники.

Вызвать интерес к сведениям о мироздании.

Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности.

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней.

Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса.

1. Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах.

2.Наблюдение звездного неба.

3. Загадывание загадок о небесных телах .

4. Чтение художественной литературы о космосе.

Рисование на тему «Космос».

Май

1.«Строим экологический город»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Пополнение экологического уголка экодеревом с поделками детей; картой мира;

Беседы «Да сохранится шар земной» Наблюдение за цветением березы Обсуждение фотографий разных уголков Земли Беседа, «Какие условия

необходимы людям для жизни на Земле» Беседа «Экологически чистые виды транспорта»

Оформление дерева поделками детей экологической тематики Рисование «Экологический транспорт»

Май

«Земля – живая планета»

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Пополнение книжного уголка энциклопедиями и книгами о планете Земля.

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы.

Рисунки «Сбережем планету нашу»

Викторина «Что. где, когда?»

Диагностика на конец года

Работа с семьёй

Тема

Срок

Форма работы

1.

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Подборка экологической литературы для родителей.

Сентябрь

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето",  "Примите наши правила"

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ»

Консультация для родителей

 «Экологическое воспитание детей в семье»

Просвещать родителей по данной теме.

2.

Анкетирование

октябрь

«Экологическое воспитание детей»

 

«Дары осени»

3.

 Выставка совместных поделок

В течение года

«Дары осени», «Новогодние чудеса»..

Памятка для родителей по экологии:"Прогулка в Природу"

Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе»

4.

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

ноябрь

Практический материал (папка раскладушка)

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

5.

Акция «Покормите пти зимой»

Родительское собрание

Декабрь

Консультация «Птицы — наши друзья».

Изготовления кормушек

6.

Совместная работа детей и родителей

январь

«Берегите природу» (выставка рисунков).

7.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

февраль-март

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

Памятка для родителей

«Воспитание любви к

природе»

8.

Папка-передвижка «Очей очарованье»

«Экологическая сказка, придуманная мною».

март

 Предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края.

 Приумать экологическую сказку и сделать книжку малышку

9.

Акция

«ЭКОВЕСНА -2021»

апрель

Активное участие с сборе макулатуры,батареек,субботники.

Цель:повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

7.

Акция

Май-июнь

Акция «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада)

Участие

Работа с педагогами

Сроки

Тема

1.

В течении года

Посещение НОД у воспитателей ДОУ по экологии.

2

Октябрь-ноябрь

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

3.

январь

 Изготовление картотеки дидактических игр.

4.

декабрь

Изготовление картотеки дидактических игр. Мастер-класс «Организация экологической деятельности посредством дидактических игр» Изготовление картотеки дидактических игр.

5.

февраль

Подготовить  консультацию и презентацию для воспитателей «Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников ».

6.

март

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой»

7.

апрель

Выступление на педчасе : «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

8.

май

Отчет по самообразованию на педсовете «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

 Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Учебно - методическая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2018-2023 гг. на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

План повышения профессионального уровня воспитателя на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. План составлен на 5 лет. Целью работы является воспитание основ: научить любить, ...

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2020-2025 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Составила: Гильфанова Зайнап Робертовна

Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которо...

План самообразование на 2020-2021 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края»...