План самообразование на 2020-2021 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал (старшая группа)

Фатихова Эльвира Фархатовна

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 

 

 Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanei_v_starshey_gr.docx57.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского

Муниципального района Республики  Татарстан

                 

                                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                           Приказом № ____от    «    »  сентября 2020        

                                                                                                                                                  Заведующий МБДОУ

                                                                                                                       «Красносельский детский сад «Тургай»

                                                                                                                                                 комбинированного вида

                                                                                                                  __________________   Л.Ш.Губайдуллина

План самообразование на 2020-2021 учебный год

Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила :

Фатихова Э.Ф.

Высока Гора 2020

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи для педагога :

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

Задачи развития экологических представлений у детей:

1.Образовательные: 

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы.

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2..Развивающие: 

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: 

-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.  

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Для родителей:

-Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

 -Довести до родителей важность темы.

 -Познакомить с основными направлениями по данной теме.

  -Стимулировать их совместную деятельность  с детьми;

-Способствовать установлению партнерских отношений   родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

- Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

Форма отчетности:

 -сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию.

- изготовить экологические игры, картотеку прогулок.

-составить конспекты занятий, развлечений.

Форма самообразования: индивидуальная

Форма работы с детьми: групповая.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации  – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Возраст детей: 5-6 лет.

Режим : 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.

     Дата начала работы над темой: 2020 уч. год

Предполагаемая дата окончания работы:2021 уч. год


Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

- моделирование ситуаций;

- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- просмотр мультфильмов; видеопрезентаций

- инсценирование сказок;

- досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

- участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

- беседы

- чтение художественной литературы

- экологические проекты, акции

- организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

- организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

Формы работы с педагогами:

- мастер-классы

- семинары-практикумы

- выступления на педагогическом совете

Формы работы с родителями:

- консультации

- анкетирование по экологии.

- участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала.

- помощь родителей в изготовлении кормушек.

- участие родителей в проектах, акциях, выставках.

- привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.

- привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

- индивидуальные беседы, консультации.

- привлечение родителей к созданию альбомов 

Проекты:

  • «Огород на подоконнике»
  • Выставка поделок из природного материала, из овощей и фруктов
  • «Вторая жизнь упаковки» (работы из бросового материала)

Перспективный тематический план экологического воспитания  деятельности

в старшей группе на 2020-2021 год.

План работы педагога

Срок

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;

 • выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

план работы по теме самообразования

октябрь

Изучение научно-методической литературы: Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова,С.А. Ознакомление дошкольников с природой Николаева, С.Н. Юный эколог.

перспективный план работы по теме: «Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста (5-6 лет)».

ноябрь

Создание предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр по экологии

Подбор материала для оформления картотеки по экспериментальной деятельности детей в группе

картотека дидактических игр по экологии и их использование в работе с детьми

картотека экспериментов с воздухом, с водой, с песком. Применение картотеки в практической работе

декабрь- май

Создание предметно-развивающей среды (приобретение наглядно – дидактического материала по темам:«Деревья», «Насекомые», и т.д.)

Изучение дополнительной литературы по экологии, интернет - ресурсов

Создание картотеки наглядно – дидактического материала. Использование материала в работе с детьми

Разработать конспекты занятий по экологии

январь

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы».деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их.

февраль

создание макетов природных зон: «Тайга», «Север», «Пустыня», «Саванна», «Джунгли». Приобретение макетов животных

Использование макетов природных зон в работе с детьми

март

Разработка открытого занятия по экологии

Проведение открытого занятия по экологии

апрель

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

май

Завершение работы над темой самообразования, рефлексия

Презентация центра по экологии «Дошколята – эколята»

План работы с детьми

Тема

 

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты, формы работы

Сентябрь  

  1. «Я и природа»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Дидактическая игра 

«Природа –не природа»,

Экологическая игра «Фотограф»

Наблюдения на участке детского сада.

Беседа:

 «Что такое природа».

Рассматривание картины  И.И, Левитана « У озера»

Сентябрь

Цветущие растения

- Закрепить названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений

Сбор семян

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Сентябрь Прогулка по территории сада

Уточнить сезонные изменения в жизни растений:

Наблюдение за цветущими растениями  в группе

Рисование. Зарисовка однолетнего  растения по выбору.

Рассматривание картины И.И Шишкина «Жатва», «Дорога во ржи»

Сентябрь

«Что такое погода?

Что такое метеостанция?»

Метеостанция своими глазами.

Знакомить с природными явлениями и приборами для изучения погоды..

 

Наблюдение за приборами для изучения изменения погоды на метеостанции.

Беседа с детьми, загадки о явлениях природы.

Дидактическая игра «Погодное явление».

Октябрь 

«Наш дом природа»

 Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого

Чтение художест-

Венной литературы,

Сатеев. «Жалейкин и лягушонок»

«Соловей и лягушка»

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.

Работа в календаре наблюдения.

Октябрь

«Сравнение диких и домашних животных»

Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о волке.

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Рассматривание и описание картины В.Д. Поленова «Заросший пруд»

Октябрь

Беседа о перелетных птицах

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.

- Связь птиц со средой обитания.

– Заботливое отношение к птицам

Наблюдение за поведением птиц

Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения

Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь»

Октябрь

«Что такое – ветряной рукав?» Измеряем скорость ветра.

Познакомить детей с ветряным рукавом, который определяет силу и направление ветра.. Рассмотреть иллюстрации и познакомить детей с назначением вертушек и султанчиков. Научить детей изготавливать книжки- малышки из альбомных листов.

 

Наблюдения на метеостанции,

фиксация результатов наблюдений в дневник наблюдений.

 Изготовим книжки – малышки о природе и погоде – приметы.

Дидактическая игра «Ветер -ветерок»,

Ноябрь

«Осенние явлений неживой природы»

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют  ветры

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Аппликация «Сокровища природы»

Работа в календаре наблюдения.

Рассматривание и описание картины В.И. Сурикова «Минусинская степь»

Ноябрь 

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

- Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

Роль Солнца в жизни человека.

Рассматривание  географической карты.

Игра «День и ночь».

Моделирование. «Смена времен года».

Опыт «Передача солнечного зайчика»

Рассматривание картины В.Д. Поленова «Ранний снег»

   Ноябрь 

«Знакомим детей с почвой»

 Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;-Загрязнение почвы, возможные последствия;

 Необходимость охраны почвы.

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы

Сезонные наблюдения за почвой, заморозки, состояние почвы после первого снежного покрова.

Работа в календаре наблюдений.

Ноябрь 

«Что такое флюгер?»

Познакомить детей

С флюгером. Учить определять направление и силу  ветра.

Наблюдение за флюгером.

Аппликация «Метеостанция» Беседа   «Какую метеостанцию построили бы дети

Работа в календаре наблюдения

Декабрь

«Лес –многоэтажный дом»

Учить прослеживать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

Домашнее задание: лес и его обитатели,

Дидактическая игра «У каждого свой дом»,

Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников»

Декабрь

«Цепочка в лесу»

Уточнить: лес как пример сообщества.

Сравнение живой и неживой природы.

Составление схем

«Цепочки питания»

Чтение рассказа М.М Пришвина «Белыц ожерелок»

Декабрь

«Что такое компас? 

Части света и солнце.  »

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Обучать детей работе с компасом

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду.

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Зима»

Экскурсия по территории детского сада.

Подв. игра «Кто быстрее» 

Работа в календаре наблюдения

Декабрь

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

- Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;

Сравнение искусственной и живой ели

Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки.

Январь  

Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью

Чтение литературы на тему: «Берегите природу»

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу» (Иней)

Январь

«Термометр. Какие бывают термометры?»

Познакомить детей с разными термометрами (водный.  для помещения и уличный и т. д.)

Рассматривание термометров.

Беседа «Зачем нужен термометр».

Рисование  тычками.

«Снегопад»

Работа в календаре наблюдения

Январь

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Опыты «Высота солнца, температура, длина тени»

Рассматривание картины И.И. Шишкина

Февраль

«Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями  животных зимнего леса

Февраль

«Беседа о зимующих птицах»

- Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

- Сезонные изменения в жизни птиц.

Подкормка птиц.

Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц.

Аппликация  «Птицы на кормушке»

 Работа в календаре наблюдения.

Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка»

Февраль

«Как растения приспособились зимовать»

  Учить замечать деревья и кустарники без листьев;

Различать деревья и кусты зимой, по стволу, веткам.

Наблюдения за растениями зимой.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

Февраль

« Профессия диктора прогноза погоды.»

Познакомить детей с профессией на телевидении –диктор прогноза погоды.

Составление сводки погоды. Игр. Упражнение «Кто составит лучшую сводку погоды?»

Сюжетно ролевая игра « Диктор прогноза погоды».

Март

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы

Опыты с семенами

Работа в календаре наблюдения

Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март»

Март

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие  «комнатные растения»;

- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Уход  за комнатными растениями

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Март

Размножение растений  

- Учить пересаживать комнатные растения.

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. 

Работа в календаре наблюдения

Март

«Красная книга Красноярского края»

Бережное отношение к растениям и животным;

- Правила поведения в природе.

Изучение  «Красной книги»  края

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей»

Апрель

«Весенние явления в неживой природе» Праздник «День метеоролога».

- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; 

Провести праздник «День метеоролога».

Воспитывать интерес к профессии метеоролога.

Сравнение признаков зимы и весны 

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Сбор мусора на территории детского сада

«Весну встречаем чистотой» Посвящение детей в метеорологов.

Апрель

«Растения  весной»

Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…

- Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.

- Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Сравнение: дерево – куст;    куст – трава.

Наблюдения за состоянием растений в разные времена года.

Рассматривание картины В.Д. Поленова «Березы и папоротники»

И.И Шишкина «Лесная чаща»

Апрель «Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

 Работа в календаре наблюдения

Рассматривание о описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Апрель

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

Рассматривание и описание картины А.К. Саврасова Прилет первых весенних птиц»

Май

«Особенности жизни зверей , птиц ии насекомых весной»

- Учить замечать особенности жизни зверей, птиц и насекомых  весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Рассматривание иллюстраций жи

вотных весной

Чтение рассказа М.М Пришвина «Болото».

Рисование (коллективная работа) «Звери весной»

Рассматривание и описание картинв И.И Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Май

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

Правил общения с животными .

Просмотр слайдов об уходе  за животными в домашних условиях.

Аппликация «Домашние животные»

Работа в календаре наблюдения

Май

«Этот удивительный мир насекомых»

- Уточнить многообразие насекомых.

- Сезонные изменения в жизни насекомых.

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Цикл наблюдений за насекомыми

Консультация «Почему дети обижают насекомых?» Работа в календаре наблюдения

Май

«Земля – живая планета»

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы.

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» 

Викторина «Что. где, когда?»

Закрепить навыки о метеорологии.

Работа с семьёй

1.

Наглядная агитация

Привлечь родителей к сбору посадочного  материала и семян.

Сентябрь

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето",  "Примите наши правила"

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ»

Просвещать родителей по данной теме.

2.

Анкетирование

Выставка совместных поделок

октябрь

«Экологическое воспитание детей»

 

«Дары осени»

3.

Выставка

В течение года

Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок»

Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!»

4.

Консультация на тему

ноябрь

Консультация на тему «Экологическое образование в семье»

5.

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Родительское собрание

Декабрь

«Дошкольник и экология».

6.

Акция

январь

«Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы).

7.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Работа с педагогами

Феврыль-март

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

8.

Изготовить папку- раскладку

Консультация для родителей

март

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?»

Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

9.

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы.

апрель

«Люби и охраняй окружающую природу»

Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть поселок будет чистым!» Здравствуй, весна!

7.

Акция

Май-июнь

Акция «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада)

Участие

Работа с педагогами

Сроки

Тема

1.

В течении года

Посещение НОД у воспитателей ДОУ по экологии.

2

Октябрь-ноябрь

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры детей дошкольного во»

3.

декабрь

 Мастер-класс «Организация экологической деятельности посредством дидактических игр» Изготовление картотеки дидактических игр.

4.

январь

Изготовление картотеки дидактических игр.

5.

февраль

Подготовила консультацию и презентацию для воспитателей «Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников ».

6.

март

Консультация для педагогов «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста»

7.

апрель

Выступление на педчасе : «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

8.

май

Отчет по самообразованию на педсовете «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

 Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Учебно - методическая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкета для родителей: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

ФИО____________________________________

Возрастная группа________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю   содержание,   учитываю  возраст,   отбираю   по  иллюстрациям,   покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

План самообразования по теме: " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них эколо...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...