Главные вкладки

    «Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны
    статья (младшая группа) на тему

    Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слова «патриот» трактуется так: «Патриот- человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во           имя интересов своей родины».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

    МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» г.Казани)

    Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слова «патриот» трактуется так: «Патриот- человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во           имя интересов своей родины». К. Д. Ушинский считал , что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но его могучим педагогическим средством.»Как нет человека без самолюбия,- писал он,- так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека могущественную опору для борьбы с его дурными  природными, личными, семейными и родственными наклонностями».

    Древние говорили, что для абсолютного  счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него? Как воспитать поколение патриотов? Наверное, самый благодарный путь- возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    С чего начинается Родина? Да с первой колыбельной песни, которую поет младенцу мать, с первой потешки,  приговорки,  из современных родителей знает произведения народного творчества. Попробуйте задать вопрос молодым родителям: «Знает ли кто –нибудь хотя бы одну русскую народную песню от начала до конца?» Ответов утвердительных будет мало. Мы забыли свою культуру. Вот я и хочу зажечь искорку любви и интереса к истории народа, к его культуре, к природе России. Ведь Родина- это не только серые многоэтажные дома и машинные стоянки вокруг них, супермаркеты и казино ,а Родина-это еще маленькая божья коровка на ладошке у малыша, это белоствольная береза у окна, это ромашка в поле, кукушка в лесу. Ведь мудрый , чуткий, добрый, трудолюбивый народ про все это сочинил свои незамысловатые потешки, заклички, приговорки, загадки, коротенькие песенки, частушки.        

    Работая по своей теме, я ставила задачу - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,    выраженное в песнях ,припевках, закличках, приговорках, потешках, поэтапно формировать интерес к фольклору и. как следствие, обогащать  словарный запас детей .Активизировать речь, побуждая к высказываниям. Обогащать эмоциональное, речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к драматизации. Эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии, воспитывать любовь к родному языку.        

    Детский фольклор-это особенная область народного творчества. В течение многих веков прибаутки, частушки, потешки, приговорки, заклички и колыбельные песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским фольклором развивает у малыша интерес и внимание к окружающему миру,                    народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность,   занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По  своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся.        

    В произведениях народного творчества народ вложил всю свою мудрость, доброту, нежность и любовь к детям . Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, инсценируя их, дети учатся быть добрыми, ласковыми, помогать младшим, почитать своих родителей, любить свою Родину. И не случайно слово »фольклор», будучи английского происхождения, переводится как «народная мудрость».

    Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.  Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает . И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше .Об этом  , я думаю , стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности-родителям, педагогам.

    Я с удовольствием работаю по своей теме и чувствую, что своей деятельностью приношу пользу в воспитании у детей чувства патриотизма, чувства любви к родной природе, родному языку, к русским обычаям и традициям. Через устное народное творчество я учу малышей любить свою Родину. А любовь к Родине начинается с малого, может быть даже с маленькой, незатейливой потешки.

    Я воспитываю маленьких патриотов нашей великой Родины. Ведь еще Карамзин сказал, что народ, который не знает своей культуры и истории - презрен и легкомыслен.

    С детьми раннего возраста я работаю вот уже 28 лет. Более10 лет я занимаюсь темой «Русский фольклор в работе с детьми раннего возраста». Выбор темы подсказала сама жизнь. По моим наблюдениям самый важный и ответственный момент     для маленького ребенка и воспитателя в детском саду    - это период адаптации. Ведь в период привыкания к новой обстановке, малыш скучает по дому, маме, он еще не может общаться с другими детьми, с взрослыми.  В этот момент правильно подобранная и выразительно рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. Так я стала использовать малые формы народного творчества с новичками.

    Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства- речевые, звуковые, смысловые. И я стала ближе знакомиться с детским фольклором. Стала включать произведения народного творчества во все режимные процессы, широко использовать  малые фольклорные формы на занятиях по развитию речи, на физкультурных занятиях, конструированию ,сенсорных занятиях и занятиях по развитию мелкой моторики. Используя на занятиях фольклор, мы помогаем детям быстрее и легче справиться с заданием , создаем благоприятный эмоциональный фон. Такие занятия приносят ребенку радость, становятся более интересными,  нескучными, и не переутомляют малышей. И мы воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, закличек, приговорок, загадок, частушек и тактично ,с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

    Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Но в чем трудности фольклорных занятий с самыми маленькими? Во-первых, следует адаптировать методику фольклорных занятий с особенностями возраста, так как народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности. Следовательно, у педагога задача - донести до детей их смысловое содержание. Но ведь , как сквозное чтение текста(т.е. от начала до конца), так и пояснения в процессе чтения, даже предельно лаконичные, не дадут эффекта-«уводят от текста». Во- вторых, в народных произведениях звучат весьма часто слова, не употребляемые в современной разговорной речи. («люлечка», «торжок», «меленка», «голичок», »печурочка» и т. п.). В-третьих, почти нет наглядных обучающих средств, с помощью которых можно раскрыть содержания произведения (серии картинок, иллюстраций, плакатов, игрушек, различных видов театра и т. п.) Можно привести еще достаточно примеров , которые позволяют выделить фольклорные произведения в разряд особенных. Это, к примеру, необходимость владения художественными средствами( умение петь, танцевать, играть на народных инструментах, а порой и имитировать их звучание на балалайке, свирели, гуслях). Прекрасно, если воспитатель может привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить не в традиционной форме (учебной деятельности», а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах  у ребят       разыгрывается         красочное действие  : звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют и т.п.Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства- вот в чем приоритет фольклорных занятий.

    Воспитатель должен приложить все усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения ,  адекватно на него реагировали, соответственно коллизиям              развертывающегося сюжета. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. То есть, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. Также необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий, например, попоить цыплят из ведерочка ( у каждого ребенка должно быть маленькое ведерочко), убаюкать куклу ( у каждого ребенка кукла, завернутая в одеяльце) и т. д.

    Один из важнейших принципов ознакомление детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью.  Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

    Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности. Пояснения лаконичные, точные, сжатые( иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Какими же приемами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности? Это прием  инсценирования  произведения с помощью плоскостных и объемных пособий, который сочетается синхронно с чтением.

    Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающиеся перед их глазами действия. Детям предлагают, например, позвать петушка, напоить цыплят, посадить на веточку птичек, покачать люлечку. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.

    Еще один прием – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающийся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки.

    Прием усилия зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее местоположение), исчезновением или внезапным появлением в несколько измененном виде (спица вращается, петушок кружится, хлопает крылышками).

    Потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны. Каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картинку. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

    Неоднократное повторение какой- либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т.е.  поэтапного обучения.

    Эксперименты показали,  что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого.   Детям нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем , яркого петушка, сороки-белобоки. Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности(т.е. поэтапное обучение).

    Необходимо использовать и принцип вариативности  -повторение заданий в несколько измененном варианте.

    Сначала я просто эмоционально читала произведения народного творчества, рассматривала с детьми яркие, красочные картинки к ним. Потом стала сама делать атрибуты к потешкам. Например из желтых шерстяных ниток связала очень забавных цыплят, курочку сшила из пестрой ткани ,слепила из пластилина кадку и блюдечко   , насыпала в него пшена, в кадку положила лоскуток голубой материи- вот и получилась потешка»Цып-цып-цып, цыплятки».Потешка в несколько строчек, а сколько к ней необходимо сделать атрибутов! Иногда я сама сочиняю небольшую потешку, приговорку, закличку, если покупаю или мастерю оригинальную игрушку-зверюшку, а народного произведения найти не могу. Так у меня накопился материал, который я использую на занятиях и вне занятий Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубже воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

    Мы читаем детям:» Цып –цып –цып -,цыплятки. Есть  водица в кадке…», «…полное лукошко дам тебе горошка»,»Идет лисичка по мосту, несет вязанку хвороста…», «Тень-тень, потетень выше города плетень» «Сидит белка на тележке…»-эти строчки не знакомы ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки, образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску. По –иному звучат песенки, потешки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Чтобы потешка, прибаутка, закличка или песенка прочно вошли в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. На занятиях я не просто читаю ту или иную потешку, а продумываю, в какой форме ее преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, например, потешки «Наши уточки с утра» и «Топ- топ! Топотушки!» я оформила для показа на фланелеграфе. Потешки «Петушок», «Ай, качи-качи-качи!», «Уж, как я ль мою коровушку люблю!»,»как у наших у ворот» мы поем с детьми на русский народный мотив, используя при этом колокольчики, деревянные ложки и трещетки .Потешки «Сидит белка на тележке», «Идет коза рогатая», «Бабушка Варварушка на базар ходила», «Улитка, улитка» дети рассказывают и одновременно играют с пальчиками (пальчиковая гимнастика). Вообще пальчиками можно инсценировать любую потешку. И дети это делают с большим удовольствием. Потешки «Идет лисичка по мосту», «Привяжу я козлика»    и многие другие мы читаем, используя игрушки. Часто я прибегаю и к такому приему, как прослушивание детских народных сказок на дисках. Музыка,  сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью русского языка

    Атрибутов к потешкам у меня накопилось так много, что я оборудовала фольклорные зоны на стеллажах. Это мини деревенька, где «живут» домашние животные-персонажи из разных потешек (корова, козлик ,цыплята, петушок, курочка, собачка, кошечка, лошадка, гуси, конь).Дети берут любой персонаж и рассказывают любимое произведение народного творчества.

    На другом стеллаже разместился уголок приговорок. Это мини полянка , где дети знакомятся с насекомами,  птицами, которых можно встретить в лесу, на даче, на участке детского сада. Ведь мудрый ,наблюдательный народ про всех этих таракашек и букашек сочинил свои маленькие шедевры.

    У нас есть стеллаж , где расположились книги-игрушки, книги-малышки с различными жанрами детского фольклора. Здесь же -дидактические игры «узнай и назови потешку», «Узнай и назови закличку», «Из какой народной сказки эти персонажи?», «Кому из персонажей народных произведений принадлежат эти предметы?», «Составь потешку».

    На стеллаже народных музыкальных инструментов стоят свистульки, трещетки, деревянные ложки, балалайка.

    А с традициями и бытом русского народа дети знакомятся в уголке «Русская изба». Для того, чтобы фольклорное занятие прошло более эмоционально, интереснее, эффектнее в уголке «Русская изба» стоит расписная русская печь с домашней утварью и с национальной выпечкой, стол с самоваром. За столом сидят куклы в русских национальных костюмах. Тут же уголок ряженья с большим расписным сундуком, где хранятся кокошники, сарафаны,  кушаки, косоворотки, короб с разноцветными бусами и лентами. Вдоль стены стоит деревянный забор, на нем сидит нарядный петух, висит коромысло с ведрами. За забором «растет» белоствольная береза. Рядом с  березой расписные лавочки. Все это придает особый колорит фольклорным занятиям. Но это вовсе не музей. Уголок «Русская изба» служит местом для игр и занятий с детьми группы. Предметы русского быта используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, на занятиях по развитию речи, ИЗО, физкультурных занятиях, а также в различных  подвижных играх. Хозяйка русской избы- бабушка Варварушка расскажет детям русскую народную сказку, споет русскую народную песню, поиграет в народные игры,       напоит чаем из самовара, угостит пряниками, бубликами, сушками, калачами.

    Бабушка Варварушка разучивает с детьми народные игры с пением, хороводные песни, веселые задорные частушки, задушевные народные песни, мягкие, успокаивающие колыбельные. Дети садятся на скамеечки под раскидистую березу в русских народных костюмах и играя на деревянных ложках, трещетках, колокольчиках, поют народные песни, водят хороводы .Русские народные песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать красоту и глубину русских обычаев и обрядов.

    Очень нравится моим детям выступать с драматизацией потешек на публику. Мы приглашаем детей из первой младшей группы и показываем свои мини спектакли. Мои маленькие артисты очень переживают, стараются играть свою крохотную роль эмоционально с выражением. Эти выступления пользуются большой популярностью среди малышей детского сада.

    В нашем ХХ1 веке стремительно ухудшается качество разговорного языка, повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.   Происходит засорение языка иностранными словами, техническими терминами. Телевидение, компьютеры, вечно занятые родители и уличные компании не развивают, а подавляют стремление детей к красоте родного языка. Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами. Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее.

    Фольклорные произведения богаты на необычайно оригинальные и красочные эпитеты, точно характеризующие любой персонаж и предмет .Например, береза называется моложавой, белоствольной, высоко- кудреватой; вода- чистой, тихой, хрустальной, изумрудной, студеной, светлой, звонкой, золотоструйной, вешней, росовой и т. д. А вот как в прибаутке с помощью эпитетов описывается внешний вид и поведение петушка: « Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесана бородушка, масляна головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонко песенки поет, никому спать не дает».

    Фольклорные произведения развивают образное мышление и фантазию у детей, обогащают словарный запас, что, в последствии,  сделает речь живой и выразительной.

    Вот уже шесть лет я веду фольклорный кружок. Дети- благодатная почва. Что посеешь, то и вырастет. Поэтому я беру в свой кружок всех желающих, а не только тех, кто более голосистый, эмоциональный и артистичный. Все дети талантливые. Кто-то больше, кто-то меньше, но безусловно дар есть у всех.

    Цель моей кружковой работы- приобщение детей к культуре русского народа, знакомство с фольклорными праздниками с незапамятных времен существовавших на Руси, с народными обрядами, ритуалами и традициями, воспитывать лучшие качества, присущие русскому : трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие, гостеприимство. Развивать речевую культуру детей, культивировать эмоциональное , поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

    В кружке дети впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Народные праздники- неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.

    Прежде чем знакомить детей с народными праздниками, пришлось самой много узнать, прочесть, изучить. Было прочитано много специальной литературы об обрядовой поэзии, обычаях наших предков. Особенно я обращала внимание на те народные праздники, участию детей в которых отводилось особое место. Я тщательно изучала обрядовость праздников, тщательно просеивала материал, для того, чтобы получился материал, доступный для дошкольников. Пишу сценарий, готовлю атрибутику, и только потом начинаются репетиции.

    Хочется познакомить вас с народными праздниками, которые наш кружок готовит каждый год в детском саду. Это веселый, красочный весенний праздник «Семик», который празднуется перед Троицей. Праздник, прославляющий березку- символ России. Девочки в русских сарафанах водят вокруг березки хороводы, поют народные песни, читают потешки о белоствольной красавице, наряжают веточки березы разноцветными ленточками, венками, бусами, играют в народные игры. А в конце праздника гостей угощают блинами. Блины- символ солнца, жизни , тепла.

    Очень красочный обрядовый праздник мы проводим в конце марта-« Жаворонки». Дети  показывают как встречали, «закликали» весну и первых птиц наши предки. В этом празднике главное отводилось именно детям. Они бегали рано утром по деревне и своими чистыми , звонкими голосами закликали весну.  В этот день мы печем в детском саду обрядовое печенье « Жаворонки» и угощаем им гостей.   Дети поют обрядовые песни- весняки, читают заклички, приговорки о птицах, о весне, водят хороводы, поют народные песни, играют в народные игры.

    А с какой радостью и весельем отмечаем мы широкую Масленицу. С песнями, плясками, с ряжеными , скоморохами и играми, с катаниями с горок и румяными блинами, символизирующими солнце, радость жизни.

    Дети принимают активное участие в колядках на празднике «Веселые святки». Сколько бывает смеха и веселья. Для ребят калядовщиков специально пекут обрядовые фигурки- козульки в форме домашних животных, а дети поют веселые колядки, прославляют гостей.

    Очень весело и красочно мы проводим осенью Покровскую ярмарку с  коморохами,  каруселями, кукольными представлениями, народными играми, хороводами.

    А на капустных  вечерках прославляем капусту. Дети читают пословицы, потешки о  капусте, загадывают загадки, поют задорные частушки, играют в народные игры, рассказывают, какой раньше существовал обряд заготовки капусты на зиму. Но играми и плясками сыт не будешь, И мы приглашаем гостей попить чай из самовара с пирогами-капустниками.

    У нас в кружке есть фотоальбом, где запечатлены все фольклорные праздники, посиделки, которые проводятся у нас в детском саду. Это наша история.

    Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка,  воспитывают гордость за свой народ, поддерживают                         интерес к его истории и культуре. Очень важно, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки и историю своего народа, тогда они будут любить свою родину, будут гордиться ей. Изучение обрядовой культуры - важнейшая задача кружка. Мы обязательно  должны сохранить традиции, должны сделать все для того, чтобы народная культура развивалась. Это важно, в этом будущее России. В.О. Ключевский сказал:»Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой  и доставшийся в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Ведь народные праздники, их обряды делают нашу жизнь  гораздо более осознанной, осмысленной и просто красивой.

    Истинный патриотизм по своей природе гуманен и включает в себя уважение к другим народам, к их национальным обычаям и традициям. Ребенок с детства должен впитывать не только культуру своего народа, но и проникать уважением к самобытной культуре других народов, с представителями которых он общается в быту. Мы живем в республике Татарстан, где половина населения – это татарский народ. Это великий народ со своей богатой культурой, традициями. В план кружковой работы я включаю прослушивание татарских народных песен в записи, чтение татарских сказок, потешек. Мы играем в татарские народные игры, знакомимся с бытом, традициями татарского народа.

    Приобщение ребенка к народному творчеству -   очень важная и благородная задача, решить которую мы можем только с вами, уважаемые взрослые. Увы, многое утеряли мы из бесценного опыта народной педагогики. Целые поколения вырастают без материнских колыбельных песен, потешек, приговорок , закличек, без бабушкиных сказок и присказок. А, может, тряхнем стариной, люди добрые?! Пусть нам сопутствует удача! Пусть радость открытия   своих корней , своих традиций, своей истории всегда остается с моими питомцами в их жизни. Я верю, что она сложится у них духовно счастливо!

    Без прошлого нет будущего!

    Время… Как быстро оно летит! К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши деды и прадеды,- забыли культуру своего народа. Как жили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на эти вопросы не всегда можем дать ответ ?

    Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

    Россия- огромная страна. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, надо принять духовную жизнь народа, ее историю и культуру.

    «Русский народ не должен  терять своего нравственного авторитета среди других народов  - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом , о наших памятниках, литературе, языке, живописи»…(Д.С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, который только начинает жить, лечь в основу его воспитания как патриота своей  Родины.

     

                                                           

     

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ"

    Уважаемые коллеги! Мне очень хочется поделиться с Вами своими успехами, достижениями и опытом работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ".При...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

    КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

    "Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

    В этой статье я описываю свой личный опыт в воспитании маленьких патриотов нашей Родины через устное народное творчество. Подробно описываю какие трудности возникают при соприкосновении с русским фоль...

    Обобщение педагогического опыта. Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы воспитателя МКДОУ д/с «Малышок», О.С. Осиповой

    Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети долж...

    «Особенности применения проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

    ull;Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые...

    Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.

    Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...