Консультация для воспитателей: "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста."
консультация (младшая группа)

Синяева Ольга Сергеевна

Фольклор  является  средством воспитания детей младшего  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кон.для.вос. ф и п28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

 «Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

   Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Именно фольклор является совершенным средством воспитания детей младшего дошкольного возроста. Использование его в работе с детьми способствует формированию в ребенке нравственных качеств, таких как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражания которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Первое знакомство ребёнка   начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички.

    Этот благодатный возраст –  он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится  и чувство патриотизма. Которое формируется через  привитие любви к Родине, к родному городу, к семье,  к традициям своего народа,  его культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.

Так же необходимо формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Тогда у детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. Необходимо донести до ребенка, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,риобщать детей  к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

·               народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),

·               народные песни, музыкальные инструменты,

·               знание народных игрушек и народных игр,

Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков;  бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках

Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования  патриотических чувств у  детей имеют фольклорные произведения.

       В своей работе с детьми младшего дошкольного возроста нужно использовать всю широкую палитру жанров русского фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ.

  В своей работе с детьми используйте:

Колыбельные песни – они своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. Применяются они при режимных моментах (подготовка ко сну), в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях;

Потешки -  вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Их  можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах, но чаще в младшем возрасте;

Заклички – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, к улитке, чтобы выставила рожки; это — передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко!», радуге: «Не давай дождя, давай солнышка!». Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились — стали игрой, и используется на прогулке, для закрепления знаний детей о явлениях природы;

Сказки  - помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Они воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность;

Загадки - требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Рекомендуется использовать всегда и везде, в любом  виде деятельности.

Пословицы и поговорки -  жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы: в игровой, трудовой деятельности;

Считалки - это маленькие истории, придуманные для детей как способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Скороговорки - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь».

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В этой статье я описываю свой личный опыт в воспитании маленьких патриотов нашей Родины через устное народное творчество. Подробно описываю какие трудности возникают при соприкосновении с русским фоль...

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....

«Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется  с его нравственным значением&raqu...