Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»
опыты и эксперименты (логопедия) по теме

Гарипова Альбина Сагидулловна

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фонематические нарушения у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_uchitelya_2009.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда

Тема:

«Формирование фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста с ФФН»

        

2009 год

                                    План    

  1. Введение.
  2. Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФН.
  3. Диагностика фонематического восприятия.
  4. Коррекционно – образовательная работа по формированию фонематического восприятия.
  5. Взаимосвязь логопеда, воспитателя и родителей в работе по развитию фонематического восприятия.
  6. Заключение.
  7. Используемая литература.
  8. Приложение.

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада №11 «Сказка», города Дюртюли. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фонематические нарушения у детей. Выявив, что в старшей группе большинство нарушений фонематического слуха, навыков фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений, а подготовительной к школе группе нарушения состояния фонематического анализа и синтеза, я начала работать над темой «Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН». И считаю эту тему актуальной, так как фонематические нарушения речи, при которых ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различают, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевает звуковым составом слова, что является одной из причин нарушений чтения и письма у детей в школе.

            Фонетико – фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной  системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

        С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.М. Боскис, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Р.А.Рау, М.Е.Хватцев, Л.Ф.Чистович, Н.Х.Швачкин) стало очевидным, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина и В.К.Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонетического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличаются тонким акустико – артикуляционными признаками.

         Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

          Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

          При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.

         Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторые сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

           Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близких по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

            При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

            Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

 - замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки [с] и [ш] заменяются звуком [ф];

 - наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

 - нестабильное использование звуков в различных формах речи;

 - искаженное произношение одного или нескольких звуков.

         При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи дети также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия (слуха).

          «Фонематический слух» заключается «в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, кладя в основу этого объединения одни (существенные) и используя другие (случайные) признаки звука». (М.Е.Хватцев).

           Только при наличии его возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.

          Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи. Эти звуковые раздражители протекают вне второсигнальной системы. В этом случае нарушена активная деятельность сенсорной стороны речи, благодаря которой осмысливаются и определяются, группируются и различаются звуки нашей речи, т.е. физические звуки превращаются в фонемы.

        Так как любая функция подчиняется общему принципу деятельности центральной нервной системы - теснейшей связи всех систем мозга, целостности его работы, то слух человека нельзя рассматривать только как функцию одного органа слуха (уха), т. е. как способность человека только слышать звучание, исходящее от разных предметов (предметные слух). Предметные слуховые восприятия связаны со зрительными, кинестетическими и пространственными восприятиями. Эта связь играет огромную роль как в нормальном формировании у ребенка «человеческого» слуха, так и в случаях речевых нарушений у него. Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловой единицы - фонематический слух.

        Поэтому поражение только органов слуха, хотя бы и с центральными его звеньями, еще не определяет полностью характера нарушения его функции…

        Дефекты фонематического слуха происходят и вследствие задержки в развитии экспрессивной речи. В этом случае нарушен проприоцептивный анализ (кинестезия) звуков речи. Фонема же – сенсомоторное единство, т. е. в ее формировании участвуют и кинестезия звуков.

            Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к четырем годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

             У детей с нарушениями речи отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе.

              Для того чтобы составить определенный план работы, нужна глубокая и качественная диагностика по выявлению фонематического недоразвития. Я применила методику обследования речи Г.А.Волковой и О. Б.Иншаковой. На основе этих методик обследования речи составила диагностику для определения уровня развития фонематической стороны речи. (см. приложение) По которой исследовала следующие процессы:

        1. Фонематический слух

        а) выделение звука в изолированном положении в ряду контрастных звуков (гласных и согласных);

       б) выделение данного звука в слогах с контрастными звуками (гласные и согласные);

       в) выделение данного согласного звука в словах с контрастными звуками;

       г) выделение звука в изолированном положении в ряду сходных звуков (гласных и согласных);

      д) выделение данного звука в слогах со сходными звуками (гласных и согласных);

      е) выделение данного согласного звука в слогах со сходными звуками.

2.Фонематический анализ

      а) выделение звука на фоне слова;

     б) выделение звука из слова;

     в) определение места фонем в слове;

     г) определение последовательности фонем в слове;

    д) определение количества фонем в слове.

3. Фонематический синтез

       а) составление слов из заданного количества звуков;

       б) составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

4. Фонематические представления

       а) подобрать слова определенной тематики на заданный звук;

       б) подобрать слова на заданный звук.

5. Дифференциация звуков в словах-квазиомонимах ([п – б], [т – д], [к – г], [с – ш], [з – ж], [ч – щ], [с – щ], [л – р]).          

           Диагностика состоит из 31 задания. Ответы оцениваются, как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Наибольшее количество баллов – 31 балл. Результаты обследования занесены в таблицы с соответствующими названиями.(см. приложение) Вывод об уровне сформированности фонематического восприятия делается на основе суммарной оценки всех разделов фонематической стороны речи. Выделились следующие уровни развития: выше среднего (31-28 баллов), средний (27-20 баллов), ниже среднего (19-0 баллов).

          При исследовании выявились такие данные:  к началу 2007-2008 уч. года из 25 детей зачисленных на логопункт уровень выше среднего набрали – 0 детей, средний уровень – 9 (36%), ниже среднего – 16 (64%).

                          К концу учебного года: выше среднего – 15 (60%), средний уровень – 7 (28%), ниже среднего – 3 (12%).

             К началу 2008-2009 уч. года из 25 детей зачисленных на логопункт уровень выше среднего набрали – 0 детей, средний уровень – 4 (16%), ниже среднего – 21 (84%).

             К декабрю 2008 года: выше среднего – 2 (8%), средний уровень – 16 (64%), ниже среднего – 7 (28%).

          Как видно, уровень развития фонематического восприятия повышается, что позволило сделать вывод о правильности коррекционной работы.

                Я работаю по программе Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». Коррекционно-образовательный процесс ведется в старшей и подготовительной к школе группах. Работа по формированию фонематического восприятия ведется на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях. Составленные планы утверждаются заведующим РМО А.Г.Талиповой и заведующим детского сада А.М.Латыповой.

Теоретиками  выделяются следующие этапы формирования фонематических процессов (чего придерживаюсь и я):

а) начальный этап – восприятие звука (формирование фонематических процессов с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия с предметом);  

б) продвинутый этап – восприятие и воспроизведение звука

( формирование фонематических процессов в плане « громкой» речи, с опорой на проговаривание);

в) заключительный этап – восприятие, воспроизведение звука с последующим закреплением его в письменной форме речи, в процессе чтения и письма (формирование фонематических процессов в умственном плане, по представлению).

       А также я придерживаюсь последовательности предъявления речевого материала, разработанный Р.И.Лалаевой. Речевой материал  постепенно усложняется, учитываются следующие факторы:

    а) слова из двух гласных (ау, уа);

    б) односложные слова:

        - с закрытым слогом (ох, ух, ус);

        - с открытым слогом (на, му, да);

        - с закрытым слогом (дом, мак, нос);

    в) двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, рама);

   г) двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (диван, сахар);  

   д) двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, арбуз, карман);

   е) односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, шкаф)

   ж) односложные слова со стечением согласных в конце слова ( волк, тигр);

   з) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива);

  и) двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, крышка);

  к) трехсложные слова (канава, паровоз, капуста, кастрюля).

        Я формирую фонематические процессы в единой системе, как в устной, так и в письменной формах речи.

         Моя работа по формированию фонематических представлений у дошкольников состоит из трех основных этапов. Каждый из них содержит серию операций.

       I этап – формирование фонематического восприятия; фонематических представлений на основе фонематического восприятия.

       Различение слов, похожих по звучанию – слов-квазиомонимов (работа ведется вначале с контрастными, а затем с оппозиционными звуками).

      Узнавание (выделение) звука на фоне слов. Узнавание (выделение) звука из ряда слов.  

На этом этапе формирования фонематического восприятия использовала игры:

 Игра «Хлопни в ладоши…»

Цели: Упражнять детей в определении на слух заданного звука; учить выделять на слух заданный звук из ряда звуков, слогов, слов; развитие фонематического восприятия, внимания.

                                         Ход игры

     Учитель-логопед произносит в слух звуки (слоги, слова), предварительно прикрыв рот. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук.

 Аналогичная работа проводится с играми «Поймай звук», «Подними карточку», «Покажи картинку» и т.д.

     

        Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал:

            1.Диск, по краям которого  наклеена липучка (10 шт.) На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2.Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны      

липучкой:

Коза – коса                      мишка – мышка             кит - кот

трава – дрова                  крыша – крыса                усы - осы

катушка – кадушка         каска – маска                  ком - сом

уточка - удочка               мак – рак                          дом – дым

                                 

                                         Ход игры

    Учитель-логопед помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе учителя-логопеда. Предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на которой указывает верхняя стрелка».

   Учитель-логопед вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивает их сходство и различие («Коса – коза»). Затем логопед передвигает стрелку на следующую картинку.

 

                     Упражнение со звуковым экраном.

Цель: Упражнять детей в выделении слов с заданным звуком.

Игровой материал:

1. Планшет с шестью карманами, на которых приклеены липучки.

       2. Предметные картинки.

                                         

                                   Ход игры

На планшете учитель-логопед выставляет картинки, детям предлагается найти картинку сданным звуком. Детям даются красные фишки, и дети прикрепляют фишку к данной картинке.

     

                    Упражнения с логокубом.

Игра «Найди свою картинку»

Цель: Упражнять детей в определении наличия заданного звука в слове, развитие фонематического восприятия, внимания.

Игровой материал:

  1. Кубик, на гранях которого приклеены липучки.

  2. Предметные картинки, на обратной стороне которых приклеены липучки.

                                             Ход игры

 1. Учитель-логопед вывешивает картинки на кубик. Детям предлагается выбрать картинки с заданным звуком.

 2. На столе лежат картинки, ребенку предлагается выбрать картинки с заданным звуком и прикрепить на куб.

         Использовала  игры «Найди различия», логопедическое лото «Найди и назови», «Кто в домике живет?», «Найди звук», «Кто, где живет?», «Повтори за мной».

       II этап – формирование фонематического анализа; фонематических представлений на основе фонематического анализа.

На этом этапе формирования фонематического восприятия использовала игры:

  1. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

         

       Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Игровой материал:

     Карточка со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы)

                                           Ход игры

    Учитель-логопед вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагаю детям сказать, что изображено на карточках. Спрашиваю, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

  «Правильно – звук [а]. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова, одно слово начинается со звука а, в другом звук [а] находится в середине, а третье – заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). И дается схемы слов.

   Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, показываете соответствующую схему (тоже самое  если звук слышится в середине и конце слова).

     Игра «Веселый колобок»

Цель: Развивать фонематический слух и звуковой анализ, закреплять правильное произношения звука в слове.

Ход игры

Планшет, на котором три «кармашка» для картинок, один для буквы.

Колобок, который «катится» по дорожке-слову. Колобок движется по натянутой леске вдоль трех «кармашков», которые обозначают начало, середину и конец дорожки-слова. На каком «кармашке» остановится Колобок, туда и вкладывается картинка с изучаемым звуком в определенной позиции.

  1. Определение последовательности звуков в слове.

  Игра «Включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.

  Игровой материал:

1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим, для предметных картинок и букв, а справа – изображение телевизора; за экраном  - карман (для демонстрации картинок)

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

                                         Ход игры

Учитель-логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Учитель-логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешка, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из в каждом из слов ([м], [а], [к]) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране. Выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова можно составлять по первым и последним звукам.

  1. Определение порядка следования звуков в слове.

 Игра «Определи первый звук в слове»

   Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

         

                                         Ход игры

     Учитель-логопед раздает детям карточки и спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука [а] ([у], [о], [и], и т.д.). Тот, кто правильно назовет предмет, приклеивает картинку на грань куба с соответствующей буквой.

       Упражнение со звуковым экраном

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

 Игровой материал:

См. выше.

                                Ход упражнения

1.Учитель-логопед на планшете выставляет картинки, названия которых содержит дифференцированные звуки по твердости и мягкости. Детям необходимо найти картинку с данным звуком, и прикрепить фишку (синюю, зеленую)

2.На планшете выставляется картинки, названия которых содержат дифференцированные звуки по звонкости и глухости. Детям необходимо найти картинку с данным звуком, и прикрепить фишку (Круг- глухой, звездочка - звонкий)

              Упражнения со зрительными символами

 Цель: Совершенствовать знания о характеристике звуков, учить проводить звуковой анализ, развитие фонематическое восприятие.

                     Ход упражнения

Учитель-логопед раздает детям зрительные символы гласных и согласных звуков, им необходимо выбрать ту, которая соответствует данному звуку.

Например: звук [с] (дети поднимают синий квадрат)  

     звук [з] (дети поднимают синий квадрат с колокольчиком) и т. д.

 

  1. Определение количества звуков в слове.

 Игра «Построим пирамиду»

    Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

    Игровой материал:

1. Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В      

   нижней части каждого квадрата – кармашки для выкладывания      

    картинок. В основании пирамиды  - 5 квадратов, выше  - 4, потом 3    

    и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.

   2. Предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды,    

   содержащие в названиях от двух до пяти звуков.

                            Ход игры

Учитель-логопед демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже – из трех, еще ниже – из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков». Учитель-логопед вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков.

     В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения логопед спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.      

       

          А также использовала игры «Предмет, слово, схема», лото «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов», «Подбери слово к схеме», «Звонкий и глухой», «Разберем и соберем слова», упражнения с фишками для звукового анализа.

      III этап – формирование фонематического синтеза; фонематических представлений на основе фонематического синтеза.

  Составление слова из заданной последовательности (прямой случайный порядок) звуков.

      Все операции вначале отрабатываются на звуках, которые у ребенка сохранны или уже поставлены.

        На этом этапе использовала игры:

       Игра « Включи телевизор»

    Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.

  Игровой материал:

1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим, для предметных картинок и букв, а справа – изображение телевизора; за экраном  - карман (для демонстрации картинок)

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

                             Ход игры

Учитель-логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Учитель-логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешка, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из в каждом из слов ([м], [а], [к]) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране. Выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова можно составлять по первым и последним звукам.

 

       Игра «Составь слово»

Цель: Формирование умения составлять из букв слова.

                    Ход игры

Учитель-логопед прикрепляет на логокуб буквы (три-четыре). Предлагает детям составить слово из данных букв.

        А также использовала игры «Словечко рассыпалось», «Разберем и соберем слова», с палочками, упражнение «Расшифруй слово».  

               В работе по формированию фонематического восприятия большую помощь оказывают воспитатели и родители. По формированию фонематического восприятия проводится огромная работа с воспитателями. Ведется «Журнал взаимодействия воспитателя и логопеда», где каждую неделю для воспитателей пишу задания, которые выполняются детьми каждый день в течение недели. В соответствии с годовым планом проводила консультации для воспитателей на тему «Формирование фонематического слуха и слухового внимания» (см. приложение), а также выступала на педагогическом совете на тему «Виды работ педагога по развитию и совершенствованию связной речи (из опыта работы), проводила беседы с воспитателями о проведении упражнений для формирования фонематического восприятия.

        Также, ведется работа с родителями по формированию фонематического восприятия. Выступала на родительских собраниях для родителей зачисленных детей в логопедический кабинет  на тему «Формирование речи у детей. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста», а также выступала на родительских собраниях всех возрастных группах, проводила пятиминутки. Были заведены тетради для домашних заданий, где дети вместе с родителями выполняли задания для закрепления пройденного материала. Были оформлены ширмы-передвижки для родителей на тему «Как развивается речь?», «Артикуляционные упражнения», «Учимся составлять слова», «Учимся читать», информационные ширмы.

               Работая углубленно по развитию фонематического восприятия, достигнув некоторых хороших результатов, хочется продолжить работать над этой темой, буду искать более эффективные методы формирования фонематического восприятия. И хочу связать эту тему с предупреждением нарушений чтения и письма  в школьном возрасте.

                                     

Методическая литература

1.  Л.С.Волкова «Логопедия» - М.,2004г

   

    2. .Под редакцией Л.С.Волковой «Нарушения голоса и звукопроизносительной  стороны речи» - М.,2003г.

     

    3. М.А.Поваляева «Справочник логопеда» - Ростов на Дону., 2007г.

   

    4. Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова «Учителю о детях с нарушениями речи» - М.,1976г.

     

    5. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Нарушения речи у детей» - М.,1993г.

.    

   6. Г.А.Волкова «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» - С.Пб., 2007г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Опыт работы по теме: «Коррекция фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) средствами дидактических игр»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Пр...

Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»

Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к  детям с ОВЗ....

Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...