Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовительной группах, а также результаты диагностики в таблицах и диаграммах. Даётся перспективный план работы по развитию фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение                «Детский сад № 99 открытого акционерного общества                        «Российские железные дороги»

 

                                   

                                    опыт работы

                           «Развитие фонематического      

 восприятия у детей старшего дошкольного возраста

                                          с ОНР III уровня»

                                                                                                 

                                                                                                 учитель-логопед:

                                                                                Степанова Елена Васильевна

                                   г. Новороссийск  

                                             2013г.

                               

                                             

                                         Содержание

 

1. Введение……………………………………...стр.3

         

 2. Основная часть. Формирование фонематического  

               восприятия………………………………....стр.4 - 7

а) Изучение литературы по теме развитие фонематического    

     восприятия.

б) Диагностика развития фонематического восприятия.

в) Этапы формирования фонематического восприятия.

3. Заключение………………………………………стр.8

4. Приложения.…………...................................стр.9 - 17

5. Список используемых источников…………….стр.18

                                               

   

           

          Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к мышлению. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, и служит показателем его общего развития. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых  и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Современная школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую речь, навыки анализа предложений, деление слов на слоги и т.д. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Однако есть дети, у которых по каким – либо причинам отмечаются недостатки речевого развития, недоразвитие фонематического восприятия. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика. Профессор Левина Р.Е. отмечала, что ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи является фонематическое восприятие и звуковой анализ. Работая в речевой группе, наблюдай за ходом речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня), обратила своё внимание на то, что именно фонематическое восприятие во многом чёткое, ясное и правильное произношение. Развитие фонематического восприятия занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, а значит, проблема остаётся злободневной. Поэтому и выбрала именно эту тему.

        Целью моей работы является выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

        Исходя, из темы и цели творческой работы ознакомилась с литературой по развитию фонематического восприятия, опираясь на это, поставила перед собой следующие задачи:

  1. изучить педагогическую литературу по данной теме;
  2. провести диагностику развития фонематического восприятия.
  3. сформулировать выводы на основе полученных результатов диагностического обследования;
  4. составить перспективный план развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
  5. раскрыть этапы по развитию фонематического восприятия.

В   структуру творческой работы вошли: введение, основная часть, заключение, список используемых источников, приложение.

            а) Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи – фонем, умение различать близкие по звучанию фонемы. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичёва, М.Ф. Фомичёва, М.Е. Хватцев.) Ведущее место в коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексические, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом  обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение фраз, слов, звуков. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного растления на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза звуковых элементов в единое целое дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) не овладевают грамотным чтением и письмом. Доктор наук, профессор Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждение речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким узловым образованием, ключевым моментов в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятия и звуковой анализ. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта ( т.е. коррекции речевого недоразвития).

           б) Свою работу в группе детей с ОНР (III) начала с диагностики уровня развитие фонематического восприятия (см. приложение №1). Анализ полученных результатов показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) слабо развито фонематическое восприятие. Дети не могли определить опознание изолированного звука в ряду, порядок звуков в слове, позицию звука в слове, количество звуков в слове. Дети допускали большое количество ошибок, во многих заданиях старались избегать ответов. Результаты обследования отражены в таблице№1 (см. приложение №2,  №3). Полученные данные о состоянии фонематического восприятия, указывают на необходимость специального обучения, т.к. спонтанно овладеть им не могут. Поэтому составила перспективный план работы. (см.приложение№6) Разбив всю работу на 6 этапов, как рекомендуют Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. Составленный мной перспективный план работы вместил разнообразные формы, методы и приёмы работы по развитию фонематического восприятия, в которых были отражены идеи М.Е. Хватцева, Т.А. Ткаченко (см. приложение №6). Для развития фонематического восприятия использовала различные виды занятий(фронтальные, подгрупповые,  индивидуальные), разнообразные группы методов: упражнения, дидактические игры, беседы и т.д.  

Всё обучение было построено на соблюдении взаимообусловленных принципов:

1 принцип системности;

2 принцип последовательности;

3 принцип учёта уровня развития ребёнка.

Осуществлять развитие фонематического восприятия начала с самых первых этапов логопедической работы, проводила в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме того, с самых первых занятий одновременно проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Начинала свою работу на материале неречевых звуков. По мере усвоение материала детьми возрастает речевая активность и возможности детей. Постепенно охватывала все звуки речи. На I этапе в процессе игр, упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. В начале первого этапа дети плохо справлялись с заданиями: узнать, где звенит колокольчик, кто играет, на чём и т.д. Поэтому работа по узнаванию неречевых звуков велась не только на моих занятиях, но и  заданиям на занятиях воспитателей, а также и на музыкальных занятиях. И уже к концу этапа дети справлялись с заданными упражнениями: узнавали звучание музыкальных инструментов, определяли, где звенит колокольчик и т.д.

        На II этапе учила детей различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Использовала такие игры: «Близко или далеко», «Кто сказал», «Кто позвал». Всю  работу проводила в контакте с воспитателями, родителями, муз.  руководителем.

        На III этапе учила детей различать слова, близкие по звуковому составу. Игры подбирала с постепенным усложнением. Например, вначале дети должны хлопком отметить ошибку(вагон – вакон – вагон – факон), а потом поднять кружок.

        На IV этапе учила различать слоги. Например, на-но-на, что здесь лишнее? Постепенно слоговые ряды усложняла (ка-га-ка-ка).Игры варьировались за счёт подбора слогов и с учётом произносительных возможностей детей.

         На V этапе дети учились различать фонемы родного языка. Начинала эту работу с дифференциации гласных звуков. Например, на звук «А»- поднять красный кружок, «И»-жёлтый, «У»-зелёный. В ряд гласных включается и другие гласные, на них дети не должны реагировать. Такую же работу провожу по дифференциации согласных фонем.

         На VI этапе провожу работу по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинаю с того, что учу определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёх сложные слова. Затем провожу анализ гласных звуков, называю сочетания из звуков – «А У», «А У И», а дети раскладывают на столе кружки в нужном порядке ( «А»- красный, «У»- зелёный, «И»- жёлтый). Так же проводится анализ согласных звуков.

         Вся работа проходила в тесном контакте с воспитателями, родителями. Влияние родителей на речевое развитие детей неоспоримо. Проводя работу с родителями, видела в их глазах единомышленников, которые непременно должны оказывать своим детям посильную помощь в развитии фонематического восприятия. Для родителей проводила консультацию на тему: «Роль развития фонематического восприятия» (см. приложение №5), оформила папку- ширму на тему: «Игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой памяти» После проведения консультаций и бесед для родителей, с их стороны появились понимание важности процесса развития фонематического восприятия, интерес к результатам обучения, желание помочь своим в развитии.

         На педагогических советах, родительских собраниях выступала с докладом о проблеме развития фонематического восприятия. Подготовила и провела презентации на темы: «Развитие фонематических процессов», «Дидактическая игра как метод реализации здоровьеформирующих технологий в семье». Особое внимание в моих выступлениях уделялось закреплению умений и навыков не только на логопедических занятиях, но и занятиях воспитателей, музыкального руководителя, в игровой деятельности. Проводимые мной игры и упражнения способствуют у детей развитию слухового внимания и слуховой памяти, внимание к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.

          Результаты диагностики в конце первого года представлены в таблице №2 (см. приложения №2). Результаты диагностики в конце второго года обучения представлены в таблице №2 (см. приложение №3).

       Сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовительной группе представлен в таблице №1 (см. приложение №4)

 Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

   май

сентябрь

      май

Высокий уровень

      0%

    10%

     10%

      70%

Средний уровень

     20%

    60%

     60%

      30%

Низкий уровень

     80%

    30%

     30%

       0%

Уровень развития фонематического восприятия после проведённой работы оказался значительно выше, чем до её проведения.

                                           

                                         

                                                   

                                                       

                                         

                                               Заключение

Результаты проделанной работы указывают на эффективность проведённого мной обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) по развитию фонематического восприятия показали высокую продуктивность. Также можно сделать вывод о том, что проблема развития фонематического восприятия успешно решается при условии совместной реализации коррекционных и общевоспитательных задач, при тесной координации усилий логопеда, воспитателя и родителей. Моя работа по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) будет продолжаться. Своё внимание хочу остановить на преодолении фонематического недоразвития, как в устной речи, так и в письменной, что обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждение возникновения нарушений письменной речи.

                                   

                                     

                                                 

                                                                       

   ПРИЛОЖЕНИЕ №1

        Диагностика по развитию фонематического восприятия

Диагностика проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III) уровня

ДИАГНОСТИКА проводилась 2 раза в течение года (сентябрь, май). В начале года диагностировался уровень развития фонематического восприятия (10 детей).

В конце года диагностика проводилась с целью выявить динамику их развития.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

Ф.И.

ребёнка

Опознание изолированного звука в ряду

Определение порядка звуков в слове

Определение позиции звука в слове

определение количества звуков в слове

баллы

с максимальной контрастностью

со слабой контрастностью

с минимальной контрастностью

Нача-ло слова

Сере-дина слова

Конец слова

3 балла- высокий уровень( ответ дан полностью), (с 20-24 баллов).

2 балла- средний уровень (ответ дан частично), (13-19 баллов),

1 бал- низкий уровень (не справился с заданием), ( с 8-12 баллов).

                                         

                                           

                                                   

                                                                                                                   

 ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР III уровня 1-й год обучения.

                                          СЕНТЯБРЬ

Ф.И.

ребёнка

              Опознание     изолированного звука в             ряду

Определение порядка звуков в слове

Определение позиции звука в слове

определение количества звуков в слове

баллы

с максимальной контрастностью

со слабой контрастностью

с минимальной контрастностью

Нача-ло слова

Сере-дина слова

Конец слова

1.Антон С.

   1

      1  

      2

   1

   2

    1

1

     1

10

2.Данил Г.

   1

      1

      1

   1

   1

    1

1

     1  

8

3.Дима Т.

   1

      1

      1

   1

   1

    1

1

     1

8

4.Даша О.

   2

      2

      2

   1

   2

    1

2

     1

13

5.Илья М.

   1

      1

      1

   1

   1

    1

1

     1

8

6.Софья А.

   1

      1

      1

   1

   2

    1

1

     1

9

7.Егор Ж.

   1

      1

      2

   1

   2

    1

1

     1

10

8.Саша К.

   1

      1

      1

   1

   1

    1

1

     1

8

9.Настя Ф.

   2

      2

      2

   1

   2

    1

2

     1

13

10.Миша М.

   1

      1

      2

   1

   2

    1

1

     1

10

           ВЫСОКИЙ – 0%,    СРЕДНИЙ – 20%, НИЗКИЙ – 80%.

                                        МАЙ

Ф.И.

ребёнка

              Опознание     изолированного звука в             ряду

Определение порядка звуков в слове

Определение позиции звука в слове

определение количества звуков в слове

баллы

с максимальной контрастностью

со слабой контрастностью

с минимальной контрастностью

Нача-ло слова

Сере-дина слова

Конец слова

1.Антон С.

     2

      2

      3

   2

   2

  2

1

   2

16

2.Данил Г.

     2

      2

      2

   1

   2

  1

2

   1

13

3.Дима Т.

     2

      3

      3

   2

   3

  2

2

   2

18

4.Даша О.

     3

      3

      3

   2

   2

  3

2

   2

21

5.Илья М.

     2

      2

      2

   1

   2

  2

1

   1

13

6.Софья А.

     2

      2

      3

   2

   2

  2

2

   2

17

7.Егор Ж.

     2

      2

      2

   2

   2

  2

2

   2

16

8.Саша К.

     2

      2

      2

   1

   2

  2

1

   1

13

9.Настя Ф.

     3

      3

      3

   2

   2

  2

2

   1

18

10.Миша М.

     2

      3

      3

   2

   2

  2

2

   2

18

ВЫСОКИЙ – 10%,    СРЕДНИЙ – 60%,     НИЗКИЙ – 30%.          

                                                         

                                                               

                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ №3  

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР III уровня 2-ой год обучения.

                                          СЕНТЯБРЬ

Ф.И.

ребёнка

              Опознание     изолированного звука в             ряду

Определение порядка звуков в слове

Определение позиции звука в слове

определение количества звуков в слове

баллы

с максимальной контрастностью

со слабой контрастностью

с минимальной контрастностью

Нача-ло слова

Сере-дина слова

Конец слова

1.Антон С.

   2

      2  

      3

   2

   2

    2

1

     2

16

2.Данил Г.

   2

      2

      2

   1

   2

    1

2

     1  

13

3.Дима Т.

   2

      3

      3

   2

   2

    2

2

     2

18

4.Даша О.

   3

      3

      3

   2

   3

    3

2

     2

21

5.Илья М.

   2

      2

      2

   1

   2

    2

1

     1

13

6.Софья А.

   2

      2

      3

   2

   2

    2

2

     2

17

7.Егор Ж.

   2

      2

      2

   2

   2

    2

2

     2

16

8.Саша К.

   2

      2

      2

   1

   2

    2

1

     1

13

9.Настя Ф.

   3

      3

      3

   2

   2

    2

2

     1

18

10.Миша М.

   2

      3

      3

   2

   2

    2

2

     2

18

           ВЫСОКИЙ – 10%,    СРЕДНИЙ – 60%, НИЗКИЙ – 30%.

                                        МАЙ

Ф.И.

ребёнка

              Опознание     изолированного звука в             ряду

Определение порядка звуков в слове

Определение позиции звука в слове

определение количества звуков в слове

баллы

с максимальной контрастностью

со слабой контрастностью

с минимальной контрастностью

Начало слова

Середина слова

Конец слова

1.Антон С.

     3

      3

      3

   3

   3

  3

3

   2

23

2.Данил Г.

     3

      3

      3

   2

   3

  3

3

   3

23

3.Дима Т.

     2

      3

      3

   2

   2

  2

2

   2

18

4.Даша О.

     3

      3

      3

   3

   3

  3

3

   3

24

5.Илья М.

     2

      2

      2

   2

   2

  2

2

   2

16

6.Софья А.

     2

      2

      3

   2

   2

  2

2

   2

17

7.Егор Ж.

     3

      3

      3

   3

   3

  3

3

   2

23

8.Саша К.

     3

      3

      3

   3

   3

  3

3

   3

24

9.Настя Ф.

     3

      3

      3

   3

   3

  3

3

   3

24

10.Миша М.

     3

      3

      3

   3

   3

  3

3

   2

23

ВЫСОКИЙ – 70%,    СРЕДНИЙ – 30%,     НИЗКИЙ – 0%.          

                                     

                                                           

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ №4

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ С ДИНАМИКОЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

           Старшая группа

    Подготовительная группа

сентябрь

май

сентябрь

май

Высокий

0%

10%

10%

70%

Средний

20%

60%

60%

30%

Низкий

80%

30%

30%

0%

СТАРШАЯ  ГРУППА                       ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

                                         

                                             

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ №5

                                                  Консультация

                                     «Развитие фонематического

                                                  восприятия»

        Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к мышлению. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Вопросы подготовки ребёнка к школе приобретают всё большее значение. Особенно они актуальны в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Современная школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую речь, навыки анализа предложений, деление слов на слоги и т.д. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Однако есть те дети, у которых по каким – либо причинам  недостатки отмечаются недостатки звукопроизношения, недоразвития фонематического восприятия.      Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи - фонем, умение различать по звучанию фонемы.

         На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичёва, М. Е. Хватцев). «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Несомненна связь фонематических и лексико – грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает чёткое, ясное изображение и правильное произношение фраз, слов, звуков.

           Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний слов, слогов, слов. Очень важно проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.

          На развитие фонематического восприятия с ребёнком можно поиграть в такие игры:

                                                                                           

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ №6

                      Перспективный план работы

по развитию фонематического восприятия на звук «С»

             (на другие звуки таблица та же, меняется только звук)  

      Этапы

     процессы

                        Устная речь

 Письменная речь                    

Восприятие

(слушание)

Воспроизведение

    (говорение)

Чтение

    Письмо

1

Фонематическое

   восприятие

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С»

Произнеси звук «С»,если услышишь.

Подчеркни в тесте и прочитай букву «С», если услышишь.

Запиши в тетрадь букву «С», если услышишь звук «С».

2

Фонематические представления на базе фонематического восприятия

Разложи картинки на две группы: в одну сторону картинки, в названии которых есть звук «С»,а в другую- без звука  

            «С».

Раскладывай картинки и называй те из них,где есть звук «С». Вспомни одно слово со звуком «С».

Выложи нужную букву из разрезной азбуки и прочитай её, если в названии картинки есть звук «С»

Запиши букву «С», если в названии картинки есть звук  «С»

3

Фонематический анализ

Хлопни в ладоши, если услышишь, что звук «С» находится в начале слова.

Произнеси звук «С», если услышишь, что он находится в начале слова.

Подчеркни и прочитай букву «С», если услышишь, что он находится в начале слова

Запиши букву «С», если услышишь, что он находится в начале слова.

4

Фонематические представления на базе анализа

Разложи картинки на две группы: в одну сторону картинки, в названии которых звук «С», находится в начале слова, в другую – все

остальные.  

Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» в начале слова. Вспомни слово со звуком «С» в начале.

Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» находится в начале слова.

Запиши букву «С», если в названии картинки звук «С» находится в начале слова.

5

Фонематический синтез

Логопед произносит звуки «С», «О», «К» обозначь эти звуки графически. Составь из них слово. Покажи  картинку, название которой соответствует полученному слову.

Логопед произносит

звуки «С»,«О»,«К». обозначь эти звуки графически. Составь из них слово. Произнеси его.     

Логопед произносит

звуки «С»,«О»,«К». обозначь эти звуки графически. Выложи из букв разрезной  азбуки и прочитай слово, которое получится из звуков «С», «О»,«К»

Логопед произносит

звуки «С»,«О»,«К». обозначь эти звуки графически. Выложи из букв разрезной  азбуки и запиши слово, которое получится из звуков «С», «О», «К».

6

Фонематические представления на базе синтеза

Логопед произносит звуки «С», «О», «К» покажи картинку, название которой соответствует полученному слову.

Логопед произносит

звуки «С»,«О»,«К». Произнеси слово, которое получилось

Подчеркни и прочитай слово, которое получится из звуков «С», «О»,«К».

Запиши в тетрадь слово,которое получится из звуков «С»,«О»,«К»

        

                           Список используемых источников:

1. Антонова А.Г. развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Изд-во Академия развития, 1997г.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД,  1998г.

3. Журнал: Логопед в детском саду. 2004г. (№3). Горчакова А.М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи.

4. Журнал: Логопед в детском саду. 2004г. (№1). Горчакова А.М., Ю.А. Трефилова Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

5. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- Москва: ВЛАДОС,1997г.

6. Ткаченко Т.А. Учим детей говорить правильно.- М: Изд-во ГНОМ и Д,  2007г.

7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб.,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.

8 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г.

9. Филичева Т.Б., Чевелёва  Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989г.

10. Хватцев М.Г. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, СПб., ДЕЛЬТА, 1996г.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...