Опыт работы по теме " Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме

Елена Сергеевна Быченко

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 185

Опыт работы по теме

  Развитие представлений об                                           окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами экспериментальной   деятельности.

Автор: воспитатель

Быченко Елена Сергеевна

Г. Хабаровск 2014

                                                 "Самое лучшее открытие- то, которое

                                                 ребенок делает сам"

                                                Ральф Уолдо  Эмерсон.  

 

     Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.  Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения.

     Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В 2-3 года манипулирование предметами усложняется. Каждый ребенок этого возраста готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т.е. совершает так называемые  обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому.  Это – очень важный период развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. В это время происходит становление отдельных элементов экспериментальной деятельности, пока еще не связанной между собой в какую-то систему.  

        Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.  Поэтому я предлагаю     при ознакомлении детей раннего возраста с окружающим миром активно использовать экспериментальную деятельность и игровые проблемные ситуации.

    Актуальность:   

       Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

     Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. 

      Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование.  

       В деятельности экспериментирования ребенок выступает как  своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

        В экспериментаторстве четко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, получение новых знаний об объекте. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

        При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

        В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?), почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

        Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

       Опыт   показывает, элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего дошкольного возраста (2-3 года). Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами: ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.

       При выборе метода ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром я остановилась на опытно- экспериментальной деятельности.  Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

       Проработав на первой младшей группе некоторое время, проведя анализ нервно-психического развития, я определила ряд проблем:

  1. Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.
  2. Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.

Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.

   Опираясь на работы Л.С.Выготского и А.И.Ивановой которые  неоднократно говорили о  том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, я решила развивать представления у детей младшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

      Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности при ознакомлении их с окружающим. В ходе своей работы  я предполагаю:

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира  
  • Учить малыша выражать словами свои впечатления.

        При организации экспериментальной детской деятельности моей задачей стало - создание условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.

       В групповой комнате выделено  место, где дети занимаются опытно- экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети,  безопасны.

   Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности  мною были созданы уголки экспериментирования с водой и развития чувственного аппарата.

      Разграничила пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала;  для приборов; для проведения опытов, для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка, стол "песок- вода"),  уголок природы для выращивания растений.

      При поддержке родителей приобрела   приборы и оборудование:

    - Микроскоп, лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, фонарик, одноразовые шприцы, миксер, щетки, терка, наждачная бумага и т.п.

    - Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, си-

       та, воронки, лопатки, формочки.

     - Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы деревьев ..),

        бросовые (пробки, палочки, трубочки и т.д.).

     - Неструктурированные материалы: песок, вода, пенопласт, опилки...

     Материалы для организации экспериментирования:

     - Бусинки, пуговицы.

     - Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

     - Разноцветные прищепки и резинки.

     - Камешки разных размеров.

     - Пробки.

     - Перья.

     - Полиэтиленовые пакеты.

     - Семена бобов, фасоли, гороха, риса, гречки, косточки.

     - Вата.

     - Пластмассовые катушки.

     - Киндер- сюрпризы.

     - Песок.

     - Бумага разных сортов.

 Начала свою работу в период адаптации. Использовала   игры-эксперименты с водой. Эти игры открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)

  1. «Переливалочки».
  2. «Водяная мельница». Это еще одна любимая забава детей.   Берется ковшик с носиком, зачерпывается вода, затем ребенку показывается, что лить надо, стараясь попасть на центр лопасти. Наливаем в большую посуду воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок), по воде пойдут круги. Наблюдаем как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя. «круги на воде».
  3. «Тонет -не тонет».

     Для поддержания у детей интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы. В местах экспериментирования "поселила" персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата.

   В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем.  

    Я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость...

   С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды,  появлением ростков и др., используя предметы детского экспериментирования и доступные для детей данного возраста.  Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают  в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда.

     Детям всегда интересно наблюдать. Пробуем делать  элементарные выводы.  Я сочетаю показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравниваю сходные предметы по внешнему виду, использую опыт практической деятельности, игровой опыт.

      Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи, соблюдать правила безопасности.  

   Детям стало интересно не только наблюдать, но и исследовать. Ребенок может сам проводить несложные опыты.

  Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать как прорастает растение, как появляются первые листочки. Мы сеем траву, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляется росток. Мы ставим веточку дерева в воду и ждем появления первых листочков.    

       Детям интересно экспериментировать с луком не только его "раздевать", отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.

  Экспериментирование охватывает и пронизывает все сферы детской деятельности: умывание, прием пищи, игру, образовательную деятельность,  прогулку, сон. Экспериментальная деятельность у детей раннего возраста является, наряду с игровой, ведущей деятельностью. Главное, чтобы интерес к исследованиям со временем не угас.

   Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы. В местах экспериментирования "поселила" персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата. (Все экспериментирования, связанные с водой, сопровождает персонаж Капелька, с песком – Хрюша).

     Познавательные занятия, с элементами экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста строю на стремлении вызвать удивление от открытий. Дети этого возраста, как правило, задают множество вопросов (Отчего? Почему? Зачем?).

       При организации  экспериментальной деятельности детей раннего возраста    учитываю возрастные особенности детей поэтому:

   1. Все предлагаемые мероприятия   эмоционально       окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание  действовать.

   2. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип       повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам  постоянно      возвращаюсь  в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных.

  1. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его

сочетаниях,  или один предмет с разными свойствами.

Чтобы работа велась в системе разработала перспективный план по развитию у детей представлений об окружающем средствами экспериментальной деятельности.

 

    Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

     1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

     2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха - это ветер.

     3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

     4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

     1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

     2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

     3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

     4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

     1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

     2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

     4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

     1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

     2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

     3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

     4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

     1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

     2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

     3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

     4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

     1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

     2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

     3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

    4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

  1. «Плавает-тонет»
    Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

     3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

     4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

      1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

     2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

     3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

     4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

     1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

     2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

     3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

     4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

      Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

      У детей отмечается сознательное отношение к окружающим предметам, к  природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие окружающие предметы.

      Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;

– у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;

– они  осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью    взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями   ближайшего окружения.

     Подводя итог своему   опыту работы я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем  представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

     В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Список использованной литературы.

      Бабаева Т.И. «Младший дошкольник в детском саду». – СП: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 год.

      Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». – Москва: Творческий центр, 2004 год.

    Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» – СП: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 год.

       Павлова Л.Н. «Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание». Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004 год.

     Платохина Н.А. «Как познакомить малыша с окружающим миром в процессе игры»// Ж. «Детский сад от а до я» № 2-2009 год, стр. 122.

     Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду». – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004 год.

    Сотникова В.М., Ильина Т.Е. «Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Творческий проект "Следопыты".Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представлени...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.

В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...