Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Коррекция фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) средствами дидактических игр»
    материал (подготовительная группа) на тему

    Агапова Ольга Владимировна

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учите: слушая – слышать,

    Чувствуя – понимать,

    Играя – познавать мир звуков.

    Т.В. Александрова

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. 

    Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

    В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

    Значительное место в развитии и воспитания детей с  общим недоразвитием речи занимают игры, т.к. игра является ведущей деятельностью дошкольников. Игра обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе занимает центральное место. Структура дидактической игры, ее цели, задачи, правила и игровые действия объективно содержат в себе большие возможности для формирования основ фонематического восприятия.

    Исходя из этого,  я работаю  по теме: «Коррекция фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) средствами дидактических игр».

    Основной целью моей деятельности является: использование дидактических игр для коррекции фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

    Решая эту проблему, ставлю перед собой задачи:

    • изучить проблему развития фонематического слуха в дошкольном возрасте;
    • подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности фонематического восприятия у дошкольников;
    • разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха;
    • создать образовательную предметно-развивающую среду в группе;

    Работа по самообразованию проводится с 2013года.

    Прежде чем начать работу по данной теме, мной была проведена диагностика фонематического восприятия  с использованием методики Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» и альбома для логопеда О.Б. Иншаковой.

    В ходе обследования  было отмечено, что  в начале года в старшей логопедической группе 61 % детей имели  низкий уровень развития фонематических представлений. Выявлена недостаточность фонематического восприятия при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Кроме этого, наблюдались отчетливые затруднения при выполнении заданий – назвать первый или последний  согласный звук в словах. Отмечались реверсы слов. Затруднялось сравнение слов по звуковому составу. Значительные трудности у детей с ОНР вызывали задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов. При выполнении заданий детям с низким уровнем фонематического недоразвития требовалась помощь, приходилось несколько раз объяснять задания, задавать наводящие вопросы,  часть заданий не выполнялось.

    39% детей имели средний уровень развития фонематических представлений и ни один ребёнок (0%) не имел высокий уровень. Правильно выполнялась лишь  часть заданий, в остальных допускались ошибки и требовался повтор заданий.

    Таким образом, полученные мной данные свидетельствуют о том, что дети нуждаются в коррекционной работе в плане развития фонетико-фонематической стороны речи.

    Для решения данной проблемы был разработан план индивидуальной работы в соответствии с выбранной темой самообразования.

    Мною была изучена научная литература по данному направлению:

    - концепция отечественной логопедии о фонематическом недоразвитии (Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев);

    - концепция отечественной логопедии об общем недоразвитии речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);

    - принципы диагностики принятые в отечественной логопедии (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева).

    Были изучены труды отечественных психологов и педагогов Л.А.Венгера, Н.И.Жинкина, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, Л.В.Запорожца, К.Д. Ушинского.

    Кроме того, были изучены и проанализированы статьи по проблеме, имеющегося опыта учителей-логопедов в социальных сетях работников образования «Наша сеть».

    В своей работе  использую следующие программы:

    1. Н.В. Нищева, «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 3 до 7 лет».
    2. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

    На основе данных программ мною была разработана и апробирована рабочая программа «Коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи III  уровня речевого развития детей 5 – 6 лет».

     Кроме этого, в своей работе применяю методические рекомендации и технологии:

    1.  Г.Р. Шашкина и др. «Логопедическая работа с дошкольниками»;
    2. Г.А. Туманова «Ознакомление со звучащим словом»;
    3.  Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
    4. Т. И. Петровой « Игры и занятия по развитию речи дошкольников»;
    5. Дьякова Н.И. Коррекция фонематического восприятия у дошкольников;
    6.  Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников;
    7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом;
    8. Рождественская В.И. и Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста;
    9.  Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми;
    10.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

    В качестве диагностического инструментария для исследования фонематических процессов у старших дошкольников применяю диагностические задания Н.И.Дьяковой и задания из альбома для логопеда О.Б. Иншаковой.

    Работа по формированию фонетико-фонематической стороны речи строится в соответствии с общедидактическими принципами:

    1. системность и последовательность в процессе проведения дидактических игр на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях;
    2. соответствие игрового материала возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей;
    3. индивидуальный подход к ребёнку;
    4. последовательность и постепенность усложнения материала от простого к сложному.

    Для достижения поставленной мной цели в логопедическом кабинете и группе создана соответствующая речевая среда: это музыкальный уголок, где размещены различные музыкальные инструменты; уголок сенсорики и моторики, оформлен в группе стенд «Звуковой теремок». Кроме того, в группе имеется логопедический уголок для занятий с детьми и консультативный стенд для родителей.

             Кабинет оснащен необходимым оборудованием, имеется систематизированный дидактический материал для проведения как фронтальных, так и индивидуальных и подгрупповых занятий, подобраны предметные и сюжетные картинки, стихи, упражнения в стихотворной форме для развития мелкой и общей моторики, оформлен наглядный материал для дидактических игр, изготовлены различные схемы для развития связной речи, а также создана картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи и фонематических представлений у детей 5-7 лет.

    Коррекционная работа по формированию фонетико-фонематической стороны речи  проводится на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях и на логочасах в вечернее время. Для занятий подобран материал доступный возрасту и индивидуальным способностям детей с учётом программного материала. Для того, чтобы логопедическая работа была эффективной, занятия провожу как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, что способствует развитию общей и речевой активности, мышления и воображения.

    Кроме этого, в своей работе использую различные методы и приемы: словесные  - чтение, пересказ, беседа; практические -  дидактическая игра; игра - инсценировка, игра-путешествие, игра-сказка, игра-занятие; наглядные, так как возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность. На занятиях использую загадки, считалки, стихи, словесные игры, сюрпризные моменты, чистоговорки, интригующие вопросы, схемы, карточки, элементы устного народного творчества.

    На основе изученных технологий мною была создана система коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста (III уровень речевого развития), которую я успешно использую в своей работе. (см. Приложение)

    Работу по формированию фонематического восприятия провожу поэтапно:

    I этап - узнавание неречевых звуков.

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Коррекционные занятия этого этапа способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

    На первых занятиях предлагаю детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагаю внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
    На данном этапе использую следующие игры:
     «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку», «Угадай что звучит?».

    II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа учу дошкольников различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр:    

     « Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и их детёныши»

    III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.
    На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Показываю детям картинку и громко, четко называю изображение: «Шапка». Затем объясняю: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем произношу: «Шапка – фапка – хапка – шапка – сапка - апка» и т.д.  На этом этапе работу начинаю со слов, простых по звуковому составу, и постепенно перехожу к сложным. Этим целям способствуют следующие игры:
    «Хорошо послушай», «Добавим и запомним», «Найди пару».

    IV этап - дифференциация слогов. На данном этапе учу детей различать слоги. Этому способствуют такие игры: «Цепочка», «Запомни и повтори», «Живые слоги».

    V этап – дифференциация фонем. На этом этапе упражняю детей в различении фонемы родного языка. Коррекционную работу начинаю обязательно с дифференциации гласных звуков. Для этих целей использую следующие игры: «Покажи картинку», Найди одинаковый звук», «Выбери правильно».

    VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
    Работу начинаю  с того, что учу дошкольников определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Здесь объясняю и показываю детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее провожу анализ гласных звуков, выполняя следующие упражнения:
    «Спой начало»,  «Назови конец», «Назови по порядку», «Синий - красный»,  «Найди синий домик», «Слово рассыпалось», «Составь слово» и др.

    Таким образом, данный подход, построение коррекционного процесса дало положительные результаты, которые можно проследить в результате повторного диагностирования.

    На втором году обучения, в подготовительной логопедической группе было выявлено 78% детей с высоким уровнем речевого развития и 22% - со средним уровнем.  Дети легко, без особых затруднений справились со всеми заданиями. Единичные ошибки допускали в заданиях на определение 2,3,4 звука в словах и на добавление звука в начале и середине слова.

    Кроме того, дети свободно составляют не только простые предложения, но и сложные, в результате чего у них обогатился активный и  пассивный словарь. В результате целенаправленной и систематической коррекционной работы речь моих воспитанников стала более связной, выразительной, четкой и эмоциональной.

    Достижению стабильных результатов способствовала целенаправленная, последовательная работа по формированию фонематической стороны детей, тесная взаимосвязь, сотрудничество логопеда и воспитателей.

    Работу по формированию фонематических представлений детей с ОНР  провожу в тесном контакте с родителями.

     Мною были проведены семинары-практикумы для родителей «Хорошая речь - слаще мёда», «Играя, развивайте речь детей», где родители были ознакомлены с разнообразными дидактическими, пальчиковыми играми и артикуляционными упражнениями, которые помогают развивать мыслительные способности детей, активизировать их речь.

    Кроме этого, на родительских собраниях  мною проведены консультации по темам «Поиграй со мной», «Поговори со мной», использую в целях профилактики нарушений речи папки-передвижки «Как сформировать грамотную речь», «Развивайте речь детей», «Стимуляция психо-речевого развития детей раннего возраста», где постоянно советую следить за речью детей, обогащая и активизируя их словарь.

    Я являюсь активным участником методической деятельности в ДОУ. Постоянно занимаюсь разработкой конспектов открытых мероприятий, консультаций для родителей, пополняя ими методическую копилку; принимаю участие в семинарах, педагогических советах ДОУ; посещаю методические объединения учителей-логопедов района.

    С опытом работы выступила на Совете педагогов по теме «Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников».

    В школе молодого воспитателя выступила по теме «Использование художественного слова в режимных моментах».

    На семинаре для руководителей дошкольных учреждений выступила по теме «Развитие познавательной активности через проектную деятельность».

    В  рамках районного методического объединения учителей-логопедов выступила по теме «Профилактика дислексии у дошкольников и младших школьников»,  «Коррекционно-развивающая работа по устранению заикания у дошкольников», мною проведен мастер-класс по развитию речи «Спешим на помощь Солнцу».

    В целях взаимодействия детского сада со школой мною проведен мастер-класс по обучению грамоте «В гостях у царицы Грамматики», мастер-класс по  развитию связной «Спешим на помощь Солнцу».

    Активно участвую со своими воспитанниками в конкурсах различного уровня. Принимаю активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня. Являюсь активным участником семинаров, web-семинаров.

    Опыт работы по теме «Влияние фонематического слуха на речевое развитие детей дошкольного возраста» обобщила в рамках Всероссийской научно-практической конференции в НИПКиПРО.

     Кроме этого, мною был создан персональный сайт http://nsportal.ru/, где опубликован опыт моей деятельности: конспекты логоритмического занятия «Спешим на помощь Весне», занятия по обучению грамоте «В гостях у царицы Грамматики», консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей?», статья «Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников». За активное участие в работе социальной сети работников образования была поощрена Благодарностью.

     Также опубликованы мои статьи, методические разработки на сайтах http://festival.1september.ru; http://www.InfoUrok.ru.  

    На страницах СМИ интернет-портала «Педагогический мир» опубликован материал: тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить», конспект познавательно-речевого занятия «Русь моя – край березовый».

    За добросовестный труд по воспитанию детей дошкольного возраста и высокое профессиональное мастерство отмечена Благодарственным письмом Главы Барабинского района.

    За высокий профессионализм, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения объявлена Благодарность.

    Считаю, профессию учителя-логопеда одной из лучших и  необычайно ответственной. Высшая награда для логопеда - слышать грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг поставленной цели.  Именно поэтому, учитель-логопед должен стремиться постоянно совершенствоваться – это непременное условие его профессионального роста, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда

    Приложение

    Система коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста (III уровень речевого развития).

    Месяцы

    Название дидактической игры

    Цель исследования

    Автор пособия

    I этап — узнавание неречевых звуков

    сентябрь

    «Солнце или дождик?»,

    «Угадай, кто как кричит?»,

    «Будь внимательным!»,

    «Что ты слышишь?»,

    «Угадай по звуку»  

    Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

    Учить выполнять действия согласно различному звучанию инструмента,

    определять на слух звуки окружающих предметов.

    А.И.Максаков,

    Е.В.Кирилова, Рождественская В.И., Колесникова Е.В.

    II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

    октябрь

    « Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и их детёныши», 

    «Где позвонили?»,

    «Угадай, на чём играю?»,

    «Угадай, что делаю?»,

    «Угадай, что делать?»,

    «Запомни звуки»

    Учить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

    Учить определять направление звука, определять предмет на слух по его звучанию, действие по звуку, учить соотносить характер своих действий со звучанием инструмента.

    Г. А.Туманова,

    А.И. Максаков

    Е.В.Кирилова,

    Ефименкова Л.Н,

    Дьякова Н.И.

    III - различение слов, близких по своему звуковому составу

    ноябрь

    «Угадай, близко или далеко поезд, электричка?»,

    «Угадай, кто сказал?»,

    «Угадай, как надо делать?»,

    «Кто внимательный?»,

    «Быстро – медленно»

    Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Продолжать учить правильно определять силу звука, на слух различать низкий, средний и высокий голос, учить на слух определять изменение темпа речи, развивать умение выделять звук из слова.

    Е.В.Кирилова А.И. Максаков,

    Селиверстов В.И.

    Дьякова Н.И.

    декабрь

    «Хорошо послушай», 

    «Что неверно?»,

    «Как можно назвать животных?»,

    « Добавим и запомним»,

    «Найди пару», 

    «Может так быть или нет?»,

    «Это правда или нет?»,

    «Кулак – ладонь»

    Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

    Развитие речеслухового, двигательного и зрительного анализаторов

    Дьякова Н.И.

    Г. А. Туманова,

    А.И. Максаков

    Е.В.Кирилова

    Туманова Т.В.

    IV этап – дифференциация слогов

    январь

    «Цепочка», «Запомни и повтори»,

    «Живые слоги», «Найди и назови нужное слово»,

    «Какой звук есть во всех словах?»,

    «Назови первый звук в слове»,

    «Назови последний звук в слове»,

    «Баран и козочка»

    Учить различать слоги. Продолжать развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, учить слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков,

    развивать элементы звукового анализа, умение выделять на слух первый и последний звуки.

    Т.А.Ткаченко, Кириллова Е.В.,

    Фомичева М.Ф.

    Селиверстов В.И.

    V этап – дифференциация фонем

    февраль

    «Покажи картинку»,

    «Найди одинаковый звук» ,

     «Выбери правильно» 

    «Телеграф»,

    «Закончи слово»,

    «Эхо»,

    «Звуковые часы»,

    «Имена»

    Учить различать фонемы родного языка.  Продолжать учить детей делить слова на слоги и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов), развивать умение выделять звук из слова, самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.

    Г. А. Туманова,

    А.И. Максаков,

    Е.В.Кирилова

    Селиверстов В.И.

    Рождественская В.И.

    март

    «Волшебный замок»,

    «Цепочка слов»,

    «В каких словах звук лишний?»,

    «Чем отличаются слова?».

    «Угадай, какой слог»

    Упражнять в чётком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа, учить различать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки.

    Г. А. Туманова,

    А.И. Максаков,

    Н.И.Дьякова,

    Е.В.Кирилова

    Рождественская В.И.

    VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

    апрель

    «Спой начало», «Назови конец», «Назови по порядку»,

     «Синий — красный»,

    «Найди синий домик»,

     «Слово рассыпалось», «Составь слово»
    «Звуковой тир»,

    «Буквы заблудились»,

    «Превращение слов»,

    «Путаница»,

    «Угадай слово»

    Формировать у детей навыки элементарного звукового анализа.

    Продолжать развивать фонематический слух, память, обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов, учить контролировать содержание услышанного или прочитанного.

    Селиверстов В.И.

    Г. А. Туманова,

    А.И. Максаков,

    Н.И.Дьякова,

    Е.В.Кирилова

    май

    «Подскажи Незнайке звук»,

    «Какое слово задумано?»,

    «Какой звук потерялся?»

    «Подскажи словечко»,

    «Пирамидки»

    Продолжать учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Закрепить понятие о том, что слова звучат потому, что они состоят из звуков.

    Г. А. Туманова,

    А.И. Максаков,

    Н.И.Дьякова,

    Е.В.Кирилова

    Селиверстов В.И.

    Список литературы

    1. Дьякова Н.И. Коррекция фонематического восприятия у дошкольников.- М.-2010.
    2.  Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
    3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.- 2010.
    4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М., 1988.
    5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М., 1983.
    6. Рождественская В.И. и Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Изд.5-е М., «Просвешение», 1967.
    7.  Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
    8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение,1991.
    9.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1980.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: "Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста", который презентовался на конкурсе "Лесенка успеха-2014"

    Содержание Введение………………………………………………………………………….3Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации...

    Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

    В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

    Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

    Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

    Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

    Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

    Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»

    Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к  детям с ОВЗ....

    Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста"

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

    Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

    Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...