Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Смирнова Ульяна  Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             Детский сад № 4

Пояснительная записка к презентации педагогического опыта

  «Формирование начал экологической культуры

дошкольников в ДОО»

 

                    Воспитатель:  Смирнова Ульяна Михайловна

                                                 март 2018 год

2 слайд
   «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».           

                                                               В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekologii.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Педагогические чтения

«Формирование начал экологической культуры

дошкольников в ДОО»

                Воспитатель: Смирнова Ульяна  Михайловна

                                  Март  2018  год

  1. слайд  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             Детский сад № 4

Пояснительная записка к презентации педагогического опыта

  «Формирование начал экологической культуры

дошкольников в ДОО»

                    Воспитатель:  Смирнова Ульяна Михайловна

                                                 март 2018 год

2 слайд
   «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».            

                                                               В.А. Сухомлинский

  1. слайд

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании»  и  ФГОС — это формирование духовно-нравственной личности.    Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

  1. слайд

Актуальность:  Экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают. 

5 слайд

Цель:создание условий для формирования основ экологической культуры  дошкольников через разные виды деятельности.

  1. слайд  

Задачи:

  • Систематизировать, подобрать, разработать методический материал для расширения, обогащения и уточнения знаний детей о различных объектах природы, развития познавательного интереса и познавательных действий.
  • Формировать эстетическое восприятие, потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды.
  • Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

7 слайдПредполагаемый результат работы: Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общение с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру. 

8слайд

Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которого  мы учитывали требования ФГОС ДО.

  1. слайд

В группе создан уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд  в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.

  1. слайд

        Созданные  альбомы для рассматривания,помогают знакомить ребят  с разнообразием животного и растительного мира, местами обитания животных и птиц,  произрастания растений, а также закреплять уже полученные знания. Работа с альбомами способствует развитию эстетического восприятия, сенсорного (цвет, форма), эмоционально – положительного отношения к объектам природы.

  1. слайд

Смена времен года отражается в оформлении группы, что помогает детям наиболее полно увидеть, прочувствовать красоту каждого природного сезона.

  1. слайд

Игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания, они способствуют взаимодействию познавательного развития с речевым, физическим, социально – коммуникативным. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

        Так как  детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление,принципом моей работы способствующим  развитию познавательного интереса детей, является  китайская народная мудрость : «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму».

  1. слайд

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною,  в программе РowerРoint,  подобрана и создана серия презентаций, которая  помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

13 слайд        Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить ребят с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, в группе имеется  картотека физкультминуток и пальчиковой гимнастики, подвижных игр, которую широко применяю в работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.

  1. слайдХудожественно – эстетическое развитие и продуктивная деятельность в экологическом воспитании формируют навык работы с природным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы, творческие способности, воображение. Знания и впечатления, полученные в процессе различной деятельности, ребятишки закрепляют в продуктивной: лепке, рисовании, аппликации, конструировании из природного материала, а так же в театрализованной деятельности.Для этого в группе созданы все условия: собран природный материал, созданы различные виды театра, подобраны наглядные пособия.

19 Слайд Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). 

  1. слайд

Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями  является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания,поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями  мы проводим выставки,конкурсы, праздники. Принимали родители активное участие в конкурсе «Лучший участок детского сада» и «Лучший вход в группу ДОО»

25 слайд

 Я считаю, что проделанная мной работа дала положительные результаты:

  •  сформированы начала экологической культуры у детей;
  •  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  •  дети учатся практическим действиям по охране природы;
  •  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности

Вывод:

        Подводя итог проделанной работы по экологическому воспитанию, можно сделать следующие выводы:

  • Различные виды совместной деятельности детей и взрослого их частая смена и различные формы совмещения с игрой и творчеством, а также специально организованная среда, сезонность , интеграция, создают системный подход для формирования начал  экологической культуры дошкольников.
  •  По формированию начал экологической культуры у дошкольников мы  будем продолжать работать, реализовывая поставленные задачи

   в воспитательно-образовательном

процессе.

Заключение

Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...

Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...