Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
статья (средняя группа)

    Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО)1 нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Развитие познавательной активности у детей на сегодняшний день является актуальным вопросом. Ребенок придя в этот мир становится исследователем. Любознательные от природы дети полны желания учиться

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы и методы формирования

познавательных интересов у детей дошкольного

возраста в познавательно-исследовательской

деятельности

Творческая разработка воспитателя МАДОУ №17 «Аленушка» с.Едрово Францевой Валентины Константиновны.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Значение познавательной деятельности в развитии детей

дошкольного возраста

1.1. Методика и формы организации обучения

познавательного развития детей дошкольного возраста

2. Экспериментирование, как эффективный метод в

формировании познавательных интересов у детей

дошкольного возраста

2.1. Использование метода экспериментирования с детьми

раннего возраста

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение.

    Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО)1 нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Развитие познавательной активности у детей на сегодняшний день является актуальным вопросом. Ребенок придя в этот мир становится исследователем. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет не достаточно развит. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Поэтому должны использоваться эффективные формы и методы для обучения детей. Однако метод экспериментирования рассматривают, как метод близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более усвоенными, прочными. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель моей работы – формирование познавательных интересов путем метода экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Дать детям представления о живой и не живой природе.

2. Приобщить детей к участию в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

1. Значение познавательной деятельности в развитии

детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. Дефекты допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства оказывают отрицательное влияние на все последующее его развитие.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходятся, как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

Поэтому в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, который связан с положительными эмоциями, такими как удивление, радость, успех. Все это создает у ребенка уверенность в своих силах и порождает познавательную активность, деятельность. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы, познавательных процессов – наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Большое значение в познавательной деятельности для ребенка имеет и то, что он овладеет способностью видеть и самостоятельно сможет ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его. Познавательная деятельность, активность, интерес позволят открыть детям окружающий мир.

1.1. Методы и формы организации обучения

познавательного развития.

                 Для организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром используют формы и методы, такие как:

- познавательные  беседы;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- музыка;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- наблюдения;

- трудовая деятельность;

- праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы;

Для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром педагог может использовать:                                                         - методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);                                                         - методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на занятии);                           - методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива направленная на последующую деятельность, беседа);                                                                                                              - методы коррекции и умолчания детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа);

      Хочу отметить, что все методы в процессе обучения должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат обучения и развития детей.

2. Экспериментирование, как эффективный метод в

формировании познавательных интересов у детей

дошкольного возраста.

В формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;           - постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;                                                                            - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;                                              - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;                                                                           - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;                                                                     - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;                             - полученные знания запоминаются надолго и хорошо усваиваются детьми;                  - ребенок действует сам, а не остается в роли наблюдателя.

Задача взрослых помочь детям, потому, что дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Метод экспериментирования идеален в этом отношении. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Этот метод не так труден, для него в большинстве случаев не требуется сильно сложное, специализированное и дорогое оборудование.

Метод экспериментирования в работе с дошкольником сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.

2.1. Использование метода экспериментирования

с детьми младшего возраста.

    Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается в том, что они не известны только детям, в процессе этих опытов формируются элементарные понятия и может использоваться обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, бросовый и природный материал, детские игрушки и др.) Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, следующие требования к проведению опытов:

- эксперимент должен быть непродолжительным по времени;                                            - речевое сопровождение;                                                                                                          - учет индивидуальных различий (темп работы, утомляемость), а так же возрастных особенностей детей;                                                                                                - необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;                                                                                        - максимальная простота приборов;                                                                                         - однозначность получаемых результатов;                                                                                      - показ только существенных сторон явления или процесса;                                                 - отчетливая видимость изучаемого явления;                                                                         - возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.                             Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. Детей младшего возраста воспитатель подводит и побуждает малышей к их умозаключениям, выводам.                                                          В группах младшего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть занятия, а так же использовать в процессе режимных моментов. С учетом индивидуальных особенностей детей опыты проводились один раз в неделю. Длительность от пяти до десяти минут. Дети принимают участие по два-три человека (подгрупповое) так, как в экспериментировании невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта значительно снижается.

Для осуществления совместной исследовательской деятельности с детьми, мною были намечены следующие этапы будущей работы:

А) Подбор и изучение литературы, моделирование занятий с элементами экспериментирования и с учетом возрастных особенностей детей, а так же постепенное усложнение познавательных задач.

Б) Построение предметно-развивающей среды в группе, оснащение оборудованием для проведения опытов и экспериментов .

В) Создание картотеки опытов

Г) Помещение в родительский уголок консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Мы все знаем, что дети очень любят воду. Поэтому я решила начать с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать из нее различные предметы; что вода может литься и брызгать; что предметы станут чище, если их помыть водой.

              Дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться, переливаться из сосудов (ознакомление с окружающим миром «Куклы у нас в гостях, чаепитие»); что вода прозрачная и не имеет цвета (художественное творчество: рисование «Цветная водичка»), но её можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим миром «Кукла заболела»).

С помощью дидактических игр, например «Мамины помощники», «Кукла замаралась» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Далее совместно с детьми мы провели опыты с водой. Дети получили представление о том, что вода прозрачная; что вода жидкая и она может течь; что у воды нет вкуса; что вода не имеет формы; что вода бывает теплой и холодной, горячей; что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; что вода нужна всем.

          Исследовательская деятельность детей нашей группы находится только в самом начале, поскольку наша группа сформировалась несколько месяцев назад. Поэтому занятий и опытов было не много, но я планирую и дальше давать и углублять представления детей о живой и не живой природе, формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. С помощью родителей оснащать и обновлять оборудование в уголке экспериментирования «мини-лаборатория». Продолжать включать исследовательскую деятельность в разные виды деятельности, так как это способствует приобретению детьми активных знаний, умений, навыков.

     Несмотря на это я поняла, что исследовательская деятельность, экспериментирование вызывает у детей огромный интерес. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. И мне еще раз хочется подчеркнуть, что своевременное и полноценное формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

Заключение.

      Подводя итоги своей работы, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире, в реальной жизни, когда время не стоит на месте и главной задачей дошкольных учреждений является интенсивное формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста путем различных эффективных методов и форм. Только тогда, ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

Таким образом, исходя из целей и задач, поставленных во введении, мы видим, что систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через экспериментирование позволяет качественно развивать у детей такие умения как:                                               - активно познавать окружающий мир;                                                                       - наглядно и логически размышлять;                                                                                       - активизировать произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение;                                                                                                                              - применять разные способы исследовательской деятельности;                                           - ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;                                       - доказательно объяснять полученный результат.

Все это сформирует предпосылки к образовательной деятельности, подготовит детей к следующей ступени, новому этапу в их жизни.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.                                                                                                                   2. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М.: Просвещение, 1994.                                                                                         3. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.                     4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.                                                                      5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.                                                                                                         6. Поддъяков Н. Н. Особенности псизического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996.                                                                                         7. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы. – Волгоград: Учитель, 2015.                                                8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.                                                                                                         9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2009.                                                                                10. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2001.

Приложения:

Приложение № 1

Создание предметно-развивающей среды для

экспериментирования в группе.

Уголок экспериментирования (мини-лаборатория) состоит из:

- разнообразные сосуды из разных материалов (кроме стекла), разного объема и формы;

- природный материал (песок, камешки, шишки, ракушки и т. д.);

- бросовый материал (ткани, предметы из различных материалов);

- медицинские приборы (увеличительные стекла, весы, мерные ложки и др.);

- прочие материалы (сахар, соль, мука, крупы и т. д.);

- красители пищевые и не пищевые;

- детские халаты, фартуки;

- одноразовые пакеты, перчатки;

- полотенца, тряпочки, щетка, совок.

Приложение № 2

Картотека опытов (эксперименты с водой).

Опыт № 1.

Тема: «Вода жидкая и она может течь».

Цель: Дать детям представления о том, что вода жидкая, она не имеет формы, может переливаться, разливаться.

Оборудование: два стаканчика.

Ход: Воспитатель дает детям стаканчики. Один пустой, другой с водой и предлагает детям перелить из одного стаканчика в другой. Спрашивает у детей: Льется ли вода? Почему? После этого объясняет детям, что вода жидкая, поэтому её можно лить, переливать. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, то её называют жидкостью.

Вывод: Вода жидкая, может течь.

Опыт № 2.

Тема: «Вода не имеет формы».

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет формы.

Оборудование: кувшин, стакан, тарелка, контейнер.

Ход: Воспитатель предлагает детям налить воду из кувшина в стакан, тарелку, контейнер, поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте разливается (расползается) лужицей. Почему? Потому, что вода не имеет собственной формы.

Вывод: Вода не имеет формы.

Опыт № 3.

Тема: «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Цель: Дать детям представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются, а другие нет.

Оборудование: два стакана с водой, контейнер с песком, контейнер с сахаром, две ложки.

Ход: Воспитатель предлагает детям взять один стакан с водой и посмотреть, что получится, если в него положить ложку песка и размешать. Дети выполняют. Воспитатель объясняет, что песок сделал воду мутной, не прозрачной. Через некоторое время песок осел на дно стакана и вода стала чище, но песок в ней не растворился. Далее воспитатель предлагает детям проделать то же самое с сахаром и обращает внимание детей на то, что сахар не замутил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок нет.

Вывод: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые вещества не растворяются.      

  Опыт № 4.

Тема: «Вода прозрачная».

Цель: Дать детям представление, что вода прозрачная.

Оборудование: два стакана: один с водой, другой с молоком, две палочки.

Ход: Воспитатель предлагает детям положить в оба стакана по одной палочке. В каком из стаканов она видна, а в какой нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком нет. Потому, что вода прозрачная, а молоко не прозрачное.

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт № 5.

Тема: «У воды нет вкуса».

Цель: Дать детям представление о том, что у воды нет вкуса.

Оборудование: одноразовые трубочки, стакан с водой и два стакана разного сока по вкусу.

Ход: Воспитатель предлагает детям попробовать через трубочку воду. спрашивает: Есть ли у неё вкус? Очень часто дети говорят, что вода вкусная. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Поэтому нужно объяснять детям, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, так как вода не имеет вкуса. Для сравнения воспитатель дает детям попробовать сок, спрашивает какой у сока вкус, а затем снова дает попробовать воду. Снова воспитатель спрашивает какой вкус у воды. Дети понимают, что у воды нет вкуса.

Вывод: Вода не имеет вкуса.                                                                                                Опыт № 6.

Тема: «Вода бывает холодной, теплой, горячей».

Цель: Дать детям представление о свойствах воды, что она бывает холодной, теплой, горячей.

Оборудование: стаканчики с водой разной температуры.

Ход: Воспитатель предлагает детям аккуратно потрогать пальчиками и определить в каком стаканчике вода холодная, теплая и горячая. Дети трогают и говорят о своих ощущениях. Воспитатель объясняет детям, что в природе вода бывает разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. А так же воспитатель рассказывает, что в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры.

Вывод: Вода бывает разной температуры: холодной, теплой, горячей.

Опыт № 7.

Тема: «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление, что вода важна в развитии всего живого мира.

Оборудование: две горошины, два блюдца, два ватных тампона, вода в кувшине.

Ход: Воспитатель предлагает детям завернуть одну горошину в ватный тампон и положить на блюдце, а другую горошину также завернуть в ватный тампон и положить на другое блюдце. Затем предлагает одну горошину постоянно, каждый день смачивать (поливать), а другую нет. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. Провести наблюдение с детьми, когда появится росток воспитатель спрашивает: «У какой горошины появился росток, а у какой нет? Почему? В результате такого наблюдения дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии прорастания растений.

Вывод: Вода важна в развитии всего живого мира.



Предварительный просмотр:

Эффективные формы и методы формирования

познавательных интересов у детей дошкольного

возраста в познавательно-исследовательской

деятельности

Творческая разработка воспитателя МАДОУ №17 «Аленушка» с.Едрово Францевой Валентины Константиновны.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Значение познавательной деятельности в развитии детей

дошкольного возраста

1.1. Методика и формы организации обучения

познавательного развития детей дошкольного возраста

2. Экспериментирование, как эффективный метод в

формировании познавательных интересов у детей

дошкольного возраста

2.1. Использование метода экспериментирования с детьми

раннего возраста

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение.

    Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО)1 нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Развитие познавательной активности у детей на сегодняшний день является актуальным вопросом. Ребенок придя в этот мир становится исследователем. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет не достаточно развит. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Поэтому должны использоваться эффективные формы и методы для обучения детей. Однако метод экспериментирования рассматривают, как метод близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более усвоенными, прочными. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель моей работы – формирование познавательных интересов путем метода экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Дать детям представления о живой и не живой природе.

2. Приобщить детей к участию в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

1. Значение познавательной деятельности в развитии

детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. Дефекты допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства оказывают отрицательное влияние на все последующее его развитие.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходятся, как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

Поэтому в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, который связан с положительными эмоциями, такими как удивление, радость, успех. Все это создает у ребенка уверенность в своих силах и порождает познавательную активность, деятельность. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы, познавательных процессов – наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Большое значение в познавательной деятельности для ребенка имеет и то, что он овладеет способностью видеть и самостоятельно сможет ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его. Познавательная деятельность, активность, интерес позволят открыть детям окружающий мир.

1.1. Методы и формы организации обучения

познавательного развития.

                 Для организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром используют формы и методы, такие как:

- познавательные  беседы;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- музыка;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- наблюдения;

- трудовая деятельность;

- праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы;

Для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром педагог может использовать:                                                         - методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);                                                         - методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на занятии);                           - методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива направленная на последующую деятельность, беседа);                                                                                                              - методы коррекции и умолчания детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа);

      Хочу отметить, что все методы в процессе обучения должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат обучения и развития детей.

2. Экспериментирование, как эффективный метод в

формировании познавательных интересов у детей

дошкольного возраста.

В формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;           - постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;                                                                            - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;                                              - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;                                                                           - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;                                                                     - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;                             - полученные знания запоминаются надолго и хорошо усваиваются детьми;                  - ребенок действует сам, а не остается в роли наблюдателя.

Задача взрослых помочь детям, потому, что дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Метод экспериментирования идеален в этом отношении. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Этот метод не так труден, для него в большинстве случаев не требуется сильно сложное, специализированное и дорогое оборудование.

Метод экспериментирования в работе с дошкольником сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.

2.1. Использование метода экспериментирования

с детьми младшего возраста.

    Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается в том, что они не известны только детям, в процессе этих опытов формируются элементарные понятия и может использоваться обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, бросовый и природный материал, детские игрушки и др.) Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, следующие требования к проведению опытов:

- эксперимент должен быть непродолжительным по времени;                                            - речевое сопровождение;                                                                                                          - учет индивидуальных различий (темп работы, утомляемость), а так же возрастных особенностей детей;                                                                                                - необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;                                                                                        - максимальная простота приборов;                                                                                         - однозначность получаемых результатов;                                                                                      - показ только существенных сторон явления или процесса;                                                 - отчетливая видимость изучаемого явления;                                                                         - возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.                             Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. Детей младшего возраста воспитатель подводит и побуждает малышей к их умозаключениям, выводам.                                                          В группах младшего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть занятия, а так же использовать в процессе режимных моментов. С учетом индивидуальных особенностей детей опыты проводились один раз в неделю. Длительность от пяти до десяти минут. Дети принимают участие по два-три человека (подгрупповое) так, как в экспериментировании невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта значительно снижается.

Для осуществления совместной исследовательской деятельности с детьми, мною были намечены следующие этапы будущей работы:

А) Подбор и изучение литературы, моделирование занятий с элементами экспериментирования и с учетом возрастных особенностей детей, а так же постепенное усложнение познавательных задач.

Б) Построение предметно-развивающей среды в группе, оснащение оборудованием для проведения опытов и экспериментов .

В) Создание картотеки опытов

Г) Помещение в родительский уголок консультации для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Мы все знаем, что дети очень любят воду. Поэтому я решила начать с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать из нее различные предметы; что вода может литься и брызгать; что предметы станут чище, если их помыть водой.

              Дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться, переливаться из сосудов (ознакомление с окружающим миром «Куклы у нас в гостях, чаепитие»); что вода прозрачная и не имеет цвета (художественное творчество: рисование «Цветная водичка»), но её можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим миром «Кукла заболела»).

С помощью дидактических игр, например «Мамины помощники», «Кукла замаралась» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Далее совместно с детьми мы провели опыты с водой. Дети получили представление о том, что вода прозрачная; что вода жидкая и она может течь; что у воды нет вкуса; что вода не имеет формы; что вода бывает теплой и холодной, горячей; что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; что вода нужна всем.

          Исследовательская деятельность детей нашей группы находится только в самом начале, поскольку наша группа сформировалась несколько месяцев назад. Поэтому занятий и опытов было не много, но я планирую и дальше давать и углублять представления детей о живой и не живой природе, формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. С помощью родителей оснащать и обновлять оборудование в уголке экспериментирования «мини-лаборатория». Продолжать включать исследовательскую деятельность в разные виды деятельности, так как это способствует приобретению детьми активных знаний, умений, навыков.

     Несмотря на это я поняла, что исследовательская деятельность, экспериментирование вызывает у детей огромный интерес. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. И мне еще раз хочется подчеркнуть, что своевременное и полноценное формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

Заключение.

      Подводя итоги своей работы, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире, в реальной жизни, когда время не стоит на месте и главной задачей дошкольных учреждений является интенсивное формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста путем различных эффективных методов и форм. Только тогда, ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

Таким образом, исходя из целей и задач, поставленных во введении, мы видим, что систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через экспериментирование позволяет качественно развивать у детей такие умения как:                                               - активно познавать окружающий мир;                                                                       - наглядно и логически размышлять;                                                                                       - активизировать произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение;                                                                                                                              - применять разные способы исследовательской деятельности;                                           - ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;                                       - доказательно объяснять полученный результат.

Все это сформирует предпосылки к образовательной деятельности, подготовит детей к следующей ступени, новому этапу в их жизни.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.                                                                                                                   2. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М.: Просвещение, 1994.                                                                                         3. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.                     4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.                                                                      5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.                                                                                                         6. Поддъяков Н. Н. Особенности псизического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996.                                                                                         7. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы. – Волгоград: Учитель, 2015.                                                8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.                                                                                                         9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2009.                                                                                10. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2001.

Приложения:

Приложение № 1

Создание предметно-развивающей среды для

экспериментирования в группе.

Уголок экспериментирования (мини-лаборатория) состоит из:

- разнообразные сосуды из разных материалов (кроме стекла), разного объема и формы;

- природный материал (песок, камешки, шишки, ракушки и т. д.);

- бросовый материал (ткани, предметы из различных материалов);

- медицинские приборы (увеличительные стекла, весы, мерные ложки и др.);

- прочие материалы (сахар, соль, мука, крупы и т. д.);

- красители пищевые и не пищевые;

- детские халаты, фартуки;

- одноразовые пакеты, перчатки;

- полотенца, тряпочки, щетка, совок.

Приложение № 2

Картотека опытов (эксперименты с водой).

Опыт № 1.

Тема: «Вода жидкая и она может течь».

Цель: Дать детям представления о том, что вода жидкая, она не имеет формы, может переливаться, разливаться.

Оборудование: два стаканчика.

Ход: Воспитатель дает детям стаканчики. Один пустой, другой с водой и предлагает детям перелить из одного стаканчика в другой. Спрашивает у детей: Льется ли вода? Почему? После этого объясняет детям, что вода жидкая, поэтому её можно лить, переливать. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, то её называют жидкостью.

Вывод: Вода жидкая, может течь.

Опыт № 2.

Тема: «Вода не имеет формы».

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет формы.

Оборудование: кувшин, стакан, тарелка, контейнер.

Ход: Воспитатель предлагает детям налить воду из кувшина в стакан, тарелку, контейнер, поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте разливается (расползается) лужицей. Почему? Потому, что вода не имеет собственной формы.

Вывод: Вода не имеет формы.

Опыт № 3.

Тема: «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Цель: Дать детям представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются, а другие нет.

Оборудование: два стакана с водой, контейнер с песком, контейнер с сахаром, две ложки.

Ход: Воспитатель предлагает детям взять один стакан с водой и посмотреть, что получится, если в него положить ложку песка и размешать. Дети выполняют. Воспитатель объясняет, что песок сделал воду мутной, не прозрачной. Через некоторое время песок осел на дно стакана и вода стала чище, но песок в ней не растворился. Далее воспитатель предлагает детям проделать то же самое с сахаром и обращает внимание детей на то, что сахар не замутил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок нет.

Вывод: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые вещества не растворяются.      

  Опыт № 4.

Тема: «Вода прозрачная».

Цель: Дать детям представление, что вода прозрачная.

Оборудование: два стакана: один с водой, другой с молоком, две палочки.

Ход: Воспитатель предлагает детям положить в оба стакана по одной палочке. В каком из стаканов она видна, а в какой нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком нет. Потому, что вода прозрачная, а молоко не прозрачное.

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт № 5.

Тема: «У воды нет вкуса».

Цель: Дать детям представление о том, что у воды нет вкуса.

Оборудование: одноразовые трубочки, стакан с водой и два стакана разного сока по вкусу.

Ход: Воспитатель предлагает детям попробовать через трубочку воду. спрашивает: Есть ли у неё вкус? Очень часто дети говорят, что вода вкусная. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Поэтому нужно объяснять детям, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, так как вода не имеет вкуса. Для сравнения воспитатель дает детям попробовать сок, спрашивает какой у сока вкус, а затем снова дает попробовать воду. Снова воспитатель спрашивает какой вкус у воды. Дети понимают, что у воды нет вкуса.

Вывод: Вода не имеет вкуса.                                                                                                Опыт № 6.

Тема: «Вода бывает холодной, теплой, горячей».

Цель: Дать детям представление о свойствах воды, что она бывает холодной, теплой, горячей.

Оборудование: стаканчики с водой разной температуры.

Ход: Воспитатель предлагает детям аккуратно потрогать пальчиками и определить в каком стаканчике вода холодная, теплая и горячая. Дети трогают и говорят о своих ощущениях. Воспитатель объясняет детям, что в природе вода бывает разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. А так же воспитатель рассказывает, что в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры.

Вывод: Вода бывает разной температуры: холодной, теплой, горячей.

Опыт № 7.

Тема: «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление, что вода важна в развитии всего живого мира.

Оборудование: две горошины, два блюдца, два ватных тампона, вода в кувшине.

Ход: Воспитатель предлагает детям завернуть одну горошину в ватный тампон и положить на блюдце, а другую горошину также завернуть в ватный тампон и положить на другое блюдце. Затем предлагает одну горошину постоянно, каждый день смачивать (поливать), а другую нет. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. Провести наблюдение с детьми, когда появится росток воспитатель спрашивает: «У какой горошины появился росток, а у какой нет? Почему? В результате такого наблюдения дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии прорастания растений.

Вывод: Вода важна в развитии всего живого мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"

Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....

«Экспериментирование, как эффективный метод в формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – огранич...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...