«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность» Мастер – класс для педагогов.
опыты и эксперименты по окружающему миру
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»
Мастер – класс для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_pedsovet.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Садко» г. Альметьевска.
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»
Мастер – класс для педагогов.
Подготовила : Зигангирова. Е.Х.
воспитатель
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеобразовательного вида №9 «Садко»
г. Альметьевск, РТ
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения в природе, позволяющего сохранять, окружающий мир в первозданном виде. Познавательно-исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: 2 емкости с водой, заготовки кувшинок, 4 стакана, виноградинки, минеральная вода, два мандарина.
Теоретическая часть:
Уважаемые коллеги!
В настоящее время проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных педагогических проблем. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Позиция бережного отношения к природе сегодня – фундамент для жизни на Земле завтра!
Уважаемые коллеги, какую основную форму работы вы предложили бы по формированию экологической культуры у детей ?
Ответ: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений), направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления.
Чтобы ребенок получил достоверную информацию об окружающем мире, какие органы чувств у него надо задействовать?
Ответ: Вы правы. Недаром китайская пословица гласит:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в экспериментальной деятельности, которую можно использовать в работе с детьми. Вам необходимо сгруппироваться у столиков с подготовленным оборудованием.
Практическая часть:
Опыт № 1. Вырежьте из цветной бумаги цветы, карандашом закрутите кончики листьев, опустите на воду, налитую в емкость. Что происходит с кувшинками? А как вы думаете, почему они распускаются?
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки разворачиваются.
Опыт № 2. В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградинку).
Почему виноградинка сначала опустилась вниз, а затем поднялись вверх?
Вывод: пузырьки воздуха окружают виноградинку и поднимают ее на поверхность, затем они лопаются и виноградинка опускается вниз.
Опыт № 3. Для опыта нам понадобиться два прозрачных стакана, вода и мандарины. Берем один мандарин и бросаем его в воду, как вы думаете утонет он или нет? Давайте проверим, он не тонет держится на поверхности воды. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Возьмем второй мандарин и почистим его. Проверим утонет ли мандарин без кожуры, не утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Вывод: Оказывается в кожуре мандарина много пор и пустот которые наполнены воздухом, а он как известно легче воды, именно корка выполняет роль воздушной подушке удерживающий мандарин на водной поверхности. Оставшиеся без кожуры утонет, потому что тяжелее воды. Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Заключение: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...
Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...
Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...
ОПЫТ Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Опыт работы....
Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....
«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс
laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс...