Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ»
план-конспект занятия на тему

Фокша Ольга Сергеевна

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №64 «Золотой петушок» является нормативно – управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №64»

Фокша О.С.

Существуют разнообразные формы и виды  деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». ДОУ уже несколько лет осваивает этот комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ.

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей

Особенности методики проведения

Ответственные

1

2

3

4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Фитбол

Один раз в неделю во второй половине дня. Физкультурный и музыкальный залы, начиная со средней группы

На специальных мячах

Музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания

Ритмика

Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, начиная со средней группы

По программе И. Бурениной

музыкальный руководитель

Игровой час (бодрящая гимнастика)

После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие группы

Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений

Воспитатель

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы

Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней группы со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр

руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель, воспитатели

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Воспитатели

Дорожки здоровья

После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста, на физкультурном занятии

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки

Воспитатели, руководитель физвоспитания

Кинезотерапия

Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия

Комплексное применение различных движений для оздоравливания детей

Воспитатель

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно – оздоровительной работы, начиная с младшего возраста

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

Воспитатель

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад

Руководитель физвоспитания, воспитатели

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей

Воспитатели

Занятия по здоровому образу жизни

Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы

Технологии Л.Ф. Тихомировой «Уроки здоровья»

Воспитатели

Точечный самомассаж

Сеансы или в различных формах физкультурно – оздоровительной работы

Проводится по специальной методике, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность

Старшая медсестра, воспитатели

Веселые старты

Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы

Подвижные игры, игры – эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме

руководитель физвоспитания

Физкультурные досуги, праздники

Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально – эмоциональное развитие

Руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель, воспитатели

СМИ (ситуативные малые игры)

Два раза в месяц в группе, в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст

Ролевая подражательная имитационная игра

Воспитатель

Коррекционные технологии

Арт - терапия

Сеансы по 10 – 13 человек в группе,  в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст

Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

Воспитатели

Сказкотерапия

Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс

Воспитатели

Психогимнастика

Один раз в месяц, по 10 – 12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы

Проводится по методике Е.А. Алябьевой

Воспитатели

Артикуляционная гимнастика

Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Цель – фонематическая грамотная речь без движений

Воспитатели

Технология коррекции поведения

Сеансы по 8 – 10 человек в группе

Программы «Познай себя», «Давайте познакомимся»

Воспитатели, педагог - психолог



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Я сам: энциклопедия капризов»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №64»

Фокша О.С.

Кризис трех лет известен в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам». К нему неоднократно обращались многие исследователи и специалисты – практики, но по прежнему  он остается, что называется, «горячей темой» дошкольного воспитания, именно в практическом плане.

В данное время актуальность кризиса трех лет обусловлена тремя обстоятельствами: во – первых, чрезвычайно высокой значимостью данного этапа для развития личности; во – вторых, резким нарастанием сложности и разнообразия межличностного взаимодействия, как на уровне «ребенок – взрослый», так и на уровне «ребенок – ребенок»; в – третьих, снижением возраста начала активной социализации в современных условиях.

По сути дела, речь идет о социальной ситуации, новизна которой обусловлена тем, что потребности и функциональные возможности одного из ее участников – ребенка – кардинально отличаются от его потребностей и возможностей на предшествующем этапе развития.  При этом чрезвычайно важно отчетливо обеспечивать его субъективную позицию. Вполне понятно, что в рассматриваемом возрасте ребенок объективно не способен  самостоятельно выступать в роли полноценного субъекта, поэтому обеспечение ему возможности реализовывать свою субъективность – задача взрослых.

Каприз -  это своего рода проверка на прочность родительского отношения к ребенку, средство получения новых подтверждений родительской любви.

Не все  негативные формы поведения ребенка можно отнести к капризам, хотя внешне они напоминают их. Укажем на некоторые из этих форм.

Детский консерватизм. Про ребенка раннего возраста часто говорят «великий исследователь», «великий экспериментатор» (груды разломанных игрушек – яркое свидетельство его экспериментов). Однако с не меньшим основанием про него можно сказать «великий консерватор». Маленькие дети очень не любят и раздражаются, когда что – то нарушает сложившийся порядок, часто установленный ими самими.  Играя с машинками, дети каждый раз размещают их на дорожке, именно в такой, а не в иной последовательности, в песочнице они выкладывают именно такие куличи, а не другие. Попробуйте помешать им… Психологи и психоневрологи  иногда характеризуют это как стереотипию – симптом душевного дискомфорта или даже невроза у ребенка. Вместе с тем это далеко не всегда так. Под видом подобной стереотипии мы чаще сталкиваемся с проявлением обычной психологической характеристики раннего возраста.

В этом возрасте ребенок активно овладевает действиями с предметами обихода. Все они предполагают заданный обществом, не ребенком придуманный способ употребления, который диктует определенную последовательность, «технологию» действий. А исследование вещей, эксперименты с ними лишь попытка ребенка освоить этот способ.

Разумеется, разрушать этот «пожизненный уклад» не стоит, тем более что, прежде всего мы сами стремимся к тому, чтобы ребенок научился пользоваться вещами, сами учим его этому. А чтобы диктат способа употребления предмета не препятствовал развитию творческого мышления, ребенок подвергает предмет тому же исследованию и эксперименту, то есть свободно обращается с ним.

Еще одна причина детского консерватизма кроется в недавнем прошлом ребенка. Подобный консерватизм напоминает ему о «младенческом» режиме жизни, который благодаря усилиям мамы также отличался стабильным и выверенным жизненным ритмом, что обеспечивало ребенку необходимую защищенность. Однако и сейчас он не меньше нуждается в ней. А может быть и больше: ведь перед ним теперь целый мир – огромный и неопределенный.

«Капризы» на публике. Весьма распространенное явление, и связано оно с первоначальным вхождением ребенка в тот самый «огромный и неопределенный мир», значительную часть которого занимают другие люди. Они куда – то спешат, бегут, толкаются, громко разговаривают, а то и кричат (это при том, что дома принято говорить только ласково и в полголоса). Ребенок испытывает стресс, канючит, плачет, кричит… Мама рядом, но что толку? На улице она тоже похожа на этих людей.

Но есть путь решения проблемы, который известен многим родителям: взять с собой на прогулку любимую игрушку. Ведь для ребенка она фрагмент надежного домашнего миропорядка, который гарантирует защиту и спокойствие. В критический момент всегда можно перейти в более укромное место (в сквер, кафе и др.), привлечь внимание ребенка к игрушке и этим успокоить его.

Нежелание посещать детский сад. Это особая тема, выходящая за пределы темы нашего разговора. Мы много говорим о психологической готовности детей к обучению в школе. Но совершенно очевидно, что наряду с этим существует не менее острая проблема психологической готовности к посещению детского сада. Нужно иметь в виду, что даже при благоприятных условиях посещение детского сада для многих детей если не травмирующий, то несомненно стрессогенный фактор. И это нормально, поскольку оно предполагает временный отрыв от  семьи, которая для дошкольника главный жизненный мир. А взрослые порой принимают это за каприз. Между тем заставлять ребенка ходить в детский сад ни в коем случае нельзя. Ведь там ребенок застает маленькую модель того большого общества, в котором ему предстоит жить. Создавать позитивный образ этого общества очень важно с самого начала.

 Что можно порекомендовать в данном случае? Один из выходов – определить ребенка в детский сад семейного типа. Но прежде следует убедиться, что он действительно соответствует этому названию, то есть воспитатели там не просто работают с небольшой группой детей, но и  удовлетворяют индивидуальную потребность каждого из них в психологической, прежде всего эмоциональной поддержке. Можно вообще не отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Однако тогда сами родители должны полностью обеспечить ребенку прохождение той школы «социальной жизни», которую дети получают в его стенах, - через совместные игры, рисование, лепку, конструирование, знакомство со сказками и т.п. До поступления ребенка в школу родителям придется  стать полноценными и повседневными партнерами ребенка, равнозначными сверстникам, что, разумеется, много сложнее, чем просто «заниматься» с ним чтением, письмом или счетом.

Требования к поведению взрослых.

Проявление кризиса

Поведение взрослых

Самоутверждение

принимать как должное возрастной негативизм ребенка;

свести к минимуму попытки запрещать что – либо детям;

поощрять детскую самостоятельность;

переводить стремление к самостоятельности в игровую деятельность

Манипулирование взрослым

уважать себя – особенно в глазах ребенка: заменой раздражению должно стать хладнокровное поведение;

не забывать, что ирония и самоирония – очень хорошие методы воспитания

Выяснение отношений

учитывать, что выяснение отношений с близким взрослым является естественной потребностью ребенка, для удовлетворения которой необходимо содержательное насыщенное деловое общение;

превратить любое детское занятие в повод для общения с ребенком.

Капризы на публике

как только ребенок начнет капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви, однако не вознаграждайте его ничем;

если вам не удалось это сделать, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания

Капризы среди других детей

твердо соблюдайте основные правила совместной жизни: правило личной неприкосновенности (нельзя бить и обижать других детей), правило уважения личной собственности (нельзя  брать вещи других детей и взрослых), правило уважения к деятельности других (нельзя разрушать плоды труда других детей);

давайте четкие инструкции по поводу нежелательного поведения, не пускайтесь в длинные объяснения: нельзя – значит нельзя.

За любым капризом или упрямством, в конечном счете, стоит мотив самореализации, самоутверждения, признания собственной значимости. Именно он движет категоричной просьбой ребенка купить эту, а не ту игрушку: именно он превращает жизнь женщины в бесконечный шопинг; именно он вынуждает богатых мужчин скупать королевские замки, в которых они никогда не будут жить. Увы, все это нередко выливается в фиктивные формы самоутверждения. Выклянченная игрушка получена, но присмотритесь: так ли уж долго она доставляет радость ребенку? Очень часто к ней быстро пропадает интерес. Избалованность ребенка внушает ему лишь видимость своей значимости. Стремление самореализоваться так и не находит своего воплощения. И тогда одни капризы порождают другие, в итоге закрепляясь в виде устойчивой черты характера – капризности.

Для того, чтобы предупредить это, как минимум, необходимо помнить, что любой подарок открывают малышу новые горизонты общения (в том числе «делового») со взрослым, будучи выражением его отношения к ребенку. Все более самостоятельная  реализация ребенка в таком общении не оставит шанса для возникновения капризности, даже если мы порой будем баловать его избыточными знаками внимания. В конце концов, эти знаки даруют повседневную радость детства и несут память о нем через всю жизнь.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ДАВАЙ ПРОГОНИМ КАРАБАСА»

Подготовила:

Фокша Ольга Сергеевна

Воспитатель

МБДОУ №64

     Тема добра и зла пронизывает все произведения детской литературы, сюжеты народных сказок, мультфильмов. Казалось бы, эти понятия входят в жизнь малыша с самого раннего возраста и не нуждаются в особом определении. Между тем каждый родитель легко вспомнит пример из своей практики, когда возникала необходимость основательного разъяснения столь сложной темы. Причем обычно такие вопросы возникают неожиданно и требуют незамедлительного ответа, ведь проблему нужно решать по «горячим следам». Иначе ребенку тяжело будет связать следствие с причиной, и воспитательные усилия могут оказаться по меньшей мере напрасны. Для такого случая удачное решение – созданная заранее, простая и понятная ребенку некая универсальная философская модель этого явления. Четкая ясная с желаемой моралью, логичными причинно-следственными связями. Последнее особенно актуально для возраста «почемучек». Ведь в три четыре года у ребенка еще не сформирована способность к «внеситуативно – личностному» общению, и разговоры –рассуждения на отвлеченные темы морали кажутся бесполезными. А пресловутый «кризис трехлеток» мешает ребенку просто подчиняться правилам и безусловно принимать родительские установки. В общем, ситуация сродни революционной – когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят. Зато, «познавательное» общение со взрослыми выходят на первый план. Так может, ему и поручить спасательную миссию в этот возрастной период?

     Можно вместе с ребенком построить такую модель. Карабас Барабас

 – это «полюс зла». Подобно тому, как он заставляет кукол своего театра играть недобрые, глупые спектакли, так и людей (детей) он заставляет иногда делать зло. Чем больше они слушаются Карабаса, тем сильнее он становится. Противоположный полюс должен возникнуть по инициативе ребенка. Им может быть какой-нибудь хороший Волшебник. Соответственно, чем больше добрых дел делают дети, тем сильнее этот персонаж. Так и будут мериться силами оплоты добра и зла. И каждый ребенок непременно участвует в этой борьбе. Все дети, будучи однозначно добрыми по своей природе, могут совершать поступки добрые и злые. Только доброе они творят по собственной воле, помогая при этом другу Волшебнику. А вот зло их заставляет делать Карабас – Барабас. Следовательно, чтобы избежать плохих поступков, нужно сопротивляться этому началу, не слушаться его. Но это касается только злой воли Карабаса, бороться с которыми помогает Волшебник. Только он способен победить Карабаса в силу своего волшебного определения.

    Необходимо, чтобы все нюансы этой легенды прорабатывались по ходу обсуждения с ребенком, т.к. поскольку благодаря участию знакомых сказочных персонажей, ребенок будет воспринимать беседу как игру. У ребенка может возникнуть возможность – не слушаться сильного взрослого (Карабаса - Барабаса) и всячески ему сопротивляться. В дальнейшем для внешнего воздействия достаточно будет легкого напоминания, вроде: «Ну что, послушался Карабаса?» И, возможно, вы однажды услышите, как ваш ребенок говорит своему  товарищу, проявившему агрессию: «Это просто Карабас к тебе пришел. Давай его прогоним!»

  Столь простая на первый взгляд модель имеет явные воспитательные преимущества. Прекрасно развивается воля ребенка, поскольку всегда есть отчетливые и понятные стимулы к действию (помощь Волшебнику или сопротивление Карабасу). Делая выбор и принимая самостоятельное решение, ребенок приучается задумываться о своих чувствах. Пусть для начала даже после самого действия. Но так он пытается осознать это самое действие, его мотивы. Это обязательно поможет ему на пути к произвольности поведения, что психологи считают очень значимой задачей дошкольного возраста. Важно, пожалуй, и простое осознание себя, своих желаний и стремлений, пробуждение интереса к миру других людей, его устройству и своему месту в нем.

  Может быть, подобная философская модель, созданная родителями для собственного ребенка, с учетом особенностей его характера и интересов, уровня понимания, может стать важной чертой в картине мира для малыша. И кто знает, может, кого - то именно это начало приведет в итоге к глубокому пониманию религии и истинной вере? К вопросам чести, морали, совести? К глубокому, вдумчивому отношению к жизни и пониманию других людей?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в подготовительной группе.

Тема: Возникновение жизни на Земле».

Подготовила:

Воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №64»

Фокша О.С.

Программные задачи:

  1. продолжать знакомить детей с возникновением жизни на Земле: от первых простых существ до многоклеточных организмов. Составлять модель последовательного перехода от одних типов животных организмов к другим.
  2. развивать умение логически мыслить: сопоставлять ранее изученные знания с новыми фактами.
  3. Воспитывать интерес к таким занятиям, расширять кругозор, сообразительность, внимание.

Обогащать словарь: одноклеточные, многоклеточные, амеба, инфузория, микроскоп, сгустки белковые.

Материал демонстрационный: микроскопы, ширма, канат, синяя ткань, аквариум с водорослями; картинка Земли 3200 лет назад («бульон»); модели амебы, инфузории; миска с водой, растительное масло, пипетка, схема появления многоклеточного организма; материал раздаточный: картонные квадратики, карандаши.

Предварительная работа: знакомство с микроскопом, беседа по ранее изученному материалу.

- Ребята, помните, мы летали с вами в космос? Что видели? А помните, какой вопрос задала Оля Аксанова? (Кто родился первым?).

- А как вы сами, думаете, с чего началась жизнь на Земле? (Ответы детей).

- Да, ребята, ваши ответы почти правильны. А хотите узнать точно? (Да).

- Я предлагаю снова отправиться в путешествие, далекое – далекое прошлое, 3200 лет назад. На чем полетим? (На машине времени)

- Давайте представим, что это (делаю на полу круг из каната) машина времени. Нам нужны два пилота, а мы будем биологами – искать жизнь. (Садимся в круг, беремся за руки – пристегиваем ремни и ведем отсчет времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0, пуск, «заводятся двигатели». Может звучать подходящая музыка. Открывается ширма с тканью и картинками).

- Вот мы и на месте, посмотрите везде вода – это древний океан, вода в нем еще горячая. Давайте обуем специальную обувь для ходьбы по воде и пойдем посмотрим что тут есть. (Показ. картинку «бульона»).

- Посмотрите, что творится вокруг: взрывы вулканов, огненная лава, камни.

- Ой, посмотрите, а это что такое плавает в воде (показ. белковые комочки. Ответы детей)

- Да это же белковые комочки – самые первые живые существа на Земле. Посмотрите, как им жилось тогда. (Показываю опыт с маслом в миске).

- Представьте, что это океан (показываю на воду в миске), а капли масла – белковые комочки. Океан бурлит, трясется от взрывов. Что происходит с комочками? (Одни сливаются, другие делятся, многие погибают).

- Из самых смелых шустрых комочков образовались простые живые организмы. (Заранее в микроскопах капелька воды из аквариума и инфузорию).

- Давайте посмотрим их в микроскопы. Что вы видите? (Ответы детей. Дополнительно показываю инфузорию и водоросли в увеличенном виде на бумаге).

- Это, ребята, инфузории, они состоят из одной маленькой клеточки.

- Как вы думаете, клеточки животных или растений появились первыми? (Ответы детей).

- Почему ты так думаешь? (Вспоминаем, чем отличаются животные от растений: растения не движутся и могут сами делать себе пищу из света и воздуха).

- Да, правильно, первыми появились клеточки растений.

Физминутка.

- Давайте поиграем. Вы все будете маленькие клеточки, а я буду волной. Океан волнуется, кружит клеточки, носит их волна, а она бывает и не ласковой, пытается разбить клеточки об камни. («Волна» берется за один конец каната, а одна «клеточка» за другой).

- Теперь волна хочет погубить клеточку (тяну канат). Вот как легко ей было разбить клеточку. Но к ней приплыла другая и они соединились. (То же с двумя, тремя клеточками). А теперь все клеточки, присоединяйтесь. (тяну с силой их). Вот теперь как трудно победить клеточки, они вместе, дружные, стали одним целым организмом. (Показываю схему появления многоклеточного организма).

- Посмотрите в аквариум. Вот почти такие водоросли были первыми многоклеточными организмами.

- Ребята, как вы думаете, что за пузырьки на стенках аквариума и листочках? (Ответы детей)

- Да, правильно, это пузырьки воздуха.

- Ребята, теперь на Земле появились растения, они стали вырабатывать воздух – кислород, т.е. есть пища и есть чем дышать. Что же теперь может появиться? (Первые одноклеточные животные).

- Давайте посмотрим их в микроскоп (В микроскопе амеба).

- Рассмотрите ее, запомните. (Показываю бумажную модель амебы).

- Ой, ребята, нам  пора возвращаться, а то через 3 минуты закроется «временной коридор» (садимся в «машину времени!, пристегиваем ремни, ведем обратный отсчет времени).

- Ну, вот мы и дома, какой нынче год? (2006 год. Снимаем обувь, выходим из машины).

- Биологи, вы можете ответить на вопрос с чего началась жизнь на Земле? (с маленькой живой клеточки).

- Давайте придумаем и нарисуем значок первой живой клеточки (садятся за столы и рисуют).

- Молодцы! Эти значки нам пригодятся на следующих занятиях. На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. Вам понравилось? (Ответы детей).



Предварительный просмотр:

«Ранняя весна в лесу»

(изготовление фигурки зайчика)

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №64»

                                                                                   Фокша Ольга Сергеевна

Ранняя весна в лесу (изготовление фигурки зайчика)

Программное содержание:

- закреплять знания детей о характерных особенностях ранней весны;

- воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы, формировать умение видеть ее красоту, экологически грамотно вести себя в природе;

- углублять знания детей о зайце, особенностях его жизни; учить конструировать фигурку зайца на основе базовой формы «воздушный змей»;

- учить детей работать по  пооперационной карте;

- развивать моторику рук, глазомер;

- воспитывать у детей трудолюбие, желание доводить начатое до конца.

Материалы к занятию:

- конверт с изображением леса;

- записка   с загадками в конверте;

- мяч;

- кукла Лесовичок;

- природоохранные знаки (запрещающие и разрешающие);

- картина «Ранняя весна в лесу»;

- фигурка – оригами «Зайчик в белой шубке». Для детей;

- пооперационные карты на каждого, «Зайчик»;

- заготовки белые и серые квадраты.

Ход занятия.

- Ребята, посмотрите, какое письмо к нам пришло (рассматриваем конверт). Как вы думаете – откуда оно к нам пришло? Хотите узнать, что в нем написано?

Письмо:

Ребята, пишет вам Лесовичок –  Хозяин леса. Есть у меня загадка. Сможете ли вы ее отгадать?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцвете.

Кто эта волшебница?

Да, весна идет, весна шагает.

Вокруг себя все изменяет.

Ребята, в лес скорей спешите

Весны приметы отыщите.

Ну, что, ребята, примем приглашение Лесовичка. Только вот как мы узнаем – то весну. Вы знаете приметы весны?

Игра с мячом «Назови приметы весны».

Итак, собираемся в путь, одеваемся, обуваемся

Вместе по лесу пойдем,

Не спешим, не отстаем

Вот выходим на лужайку.

Смотрите: снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

Облака бегут быстрей.

Стало небо выше,

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Ребята, а вот и Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Лесные жители всегда рады гостям. Вот только беспокоятся, умеете ли вы правильно себя вести в лесу?

(дети рассказывают, а Лесовичок выставляет природоохранные знаки на наборное полотно).

Лесовичок: Ой, а что же тогда можно делать, если и то нельзя и другое? (показывает разрешающие знаки).

Воспитатель: Лесовичок, а что же весны в лесу не видно. Лес такой хмурый, унылый.

Лесовичок: А вы весне – то поможете, загадки отгадайте. (дети отгадывают загадки, Лесовичок открывает отгадки на картине).

Светит, сверкает

Всех согревает.

(солнце)

Солнца яркие лучи

Сугробы растопить все не смогли,

Но видим мы уже в дали

Участки черненькой земли

(проталины)

К маме – речке бегу

И молчать не могу

Я ее сын родной

А родился я весной.

(ручей)

Какой впереди широкий ручей. На чем можно перебраться на другой берег? (ответы детей)

Давайте смастерим кораблик (знакомимся с новым способом сложения)

Ну, вот мы и перебрались на другой берег.

Глядите: По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик

Раз прыжок и два прыжок –

Очень быстрый ты дружок!

А вы умеете, как зайка скакать?: Поскачете.

Заяц: Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут заяц – беляк. Люди считают меня трусишкой. Но это не так. Просто я осторожный. У меня сильные задние лапы, которыми могу дать отпор ястребу и змее. На меня кто только не охотится: и лисы, и волки, и рыси, и охотники с собаками. А у меня против них только одно средство – быстрый бег.

Лесовичок: А что это ты Зайка такой расстроенный? Что случилось?

Заяц: вы посмотрите на снег – то. Его все меньше  с каждым днем. А скоро он совсем растает. А я ведь зимой в него зарывался, прятался в нем от лисы, волка да охотника. Как же мне теперь быть. Теперь меня быстро поймают и съедят (плачет).

Лесовичок: Снег – то я сохранить не могу. А вот шубку новую – серую подарю тебе, зайчик. Будешь ты летом легко прятаться среди кустарника и травы. Никто тебя не заметит. А вы ребята мне поможете?

Рассматривание пооперационной карты. Объяснение поделки.

Изготовление фигурки зайчика.

Лесовичок: Ой, смотрите, как Зайка обрадовался новой шубке.

Взялся  зайка за бока

Заплясал он – тра – та – та.

Прилетели утка,

Заиграли в дудки

Ах, какая красота!

Вот спасибо, детвора!

Зайчик: Побегу, похвастаюсь своей новой шубкой. Спасибо ребята. До свиданья!



Предварительный просмотр:

Проект «В поиске невидимки» (старшая группа, на 1 день).

I. Предварительная работа.

- дидактическая игра «Живое – неживое», «Угадай запах» (чем пахнет:               чесноком, яблоком…)

- игры с мыльными пузырями.

- в свободное время показать детям самодельную вертушку. Обратить внимание как она быстро начинает крутиться, когда идешь. Предложить детям подумать, почему?

Хотите сделать такие же? Как вы думаете, для чего они нужны? (изготовление с детьми вертушек, игры с ними).

II. Занятие «В поиске невидимки» (вставить конспект занятия)

III. На прогулке – наблюдаем за ветром.

Рисование «Рисуем ветерок»

Цель: развивать творчество, воображение, активизировать мышление и речь (ребенок рассказывает, что он нарисовал).

Воспитатель загадывает загадку:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (ветер)

Физкультминутка:     Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише,

Деревцо все выше.

Какой бывает ветерок? (легкий, сильный, теплый, холодный, порывистый…)

Что делает ветер? (дует, листья рвет, сеет, веет, сдувает, заметает…)

А сегодня ветерок нам  поможет рисовать. Воспитатель объясняет: набираем на кисть побольше воды и краски, ставим каплю на бумагу и дуем на нее в разных направлениях.

Воздух.

Предметное содержание: познакомить детей с воздухом и его свойствами (воздух есть везде: в помещении детского сада, на улице, он прозрачный, легкий, невидимый).

Ребята, что у меня в руках? (пакет). В нем есть что – то? А почему вы думаете, что нет в нем ничего? Давайте сложим в него игрушки. Какой стал пакет? Почему? (закрутить пустой пакет).

А сейчас в пакете что – то лежит? А почему же он имеет форму? Упругий? Что внутри? (воздух).

Мы его видим? (нет) Он прозрачный.

А теперь покажу вам фокус.

Приклеить салфетку на дно внутри стакана и буду опускать стакан в тазик с водой. Что будет с салфеткой. Как думаете? Проверим?

Ой, что же произошло с салфеткой? Она осталась сухой? Почему? (внутри стакана был воздух, он не дал проникнуть внутрь стакана воде)

Мы видели с вами воздух? (он прозрачен).

Мы его не видим, но можем почувствовать, сделав веер. Помашем им, что почувствовали? (ветер).

Ветер это движение воздуха. Мы можем сами создать ветер. Подуем на руку. Она колышется. Почему? Что ее движет?

Так мы можем надуть разные мягкие предметы. Воздух их заполняя, придает им форму, а сам внутри предметов становится упругим, и надуты им предметы тоже становятся упругими (напр. надувн. шарик).

Кинешь в речку – не тонет,

 бьешь о стенку – не стонет,

будешь о землю кидать – станет кверху летать (мяч).

Вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, от всего отскакивает, играть с ним – одно удовольствие. Почему же он такой? Что внутри у него? (потрогайте его, нажмите на него, упругий?).

Мяч надут воздухом, потому упругий. Чем сильнее надут, тем более упругий и лучше прыгает.

Наблюдение: Воздух есть во всех предметах.

Трехлитровая банка с водой, камень, гвоздь, крупная пуговица.

- Есть ли в них воздух? (бросаем предметы в банку) Что мы видели? (предмет тонет, при этом из него выходят маленькие пузырьки, поднимающиеся вверх).

- Что же это за пузырьки? Откуда они взялись?

- Это воздух, он был в камне и вышел из него. Куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха?

- Почему камень вниз, а пузырьки вверх?

Камень тяжелый, тяжелее воды, а воздух легче – он поднимается вверх и выходит из нее.

Вывод: воздух есть во всех предметах, но его не видно (кидают по одному предмету и наблюдают что происходит, отметить пузырьки воздуха, тяжесть предметов: деревянные предметы не тонут – они легче воды, но воздух в них тоже есть.

С воздухом можно играть, если научиться сильно дуть.

- пушинки, легкие перышки дуть

- маленькие кораблики гнать по волнам

- вертушки

- веера

- мыльные пузыри

Свободные игры.

Дома спросить у родителей про насос, которым можно накачивать воздух. Выяснить, какие предметы можно накачивать воздухом, что с ними делать. Понаблюдать как накачивают шины, мяч, матрац, игрушки надувные. Подумать, почему резиновые надувные игрушки не тонут в воде.



Предварительный просмотр:

Занятие на тему:

«Королевство Вежливых слов»

Подготовила:

 воспитатель

МБДОУ «Детский сад №64»

Фокша О.С.

Входят дети в группу.

Воспитатель: Мальчики поздоровайтесь с девочками.

Эта ручка мальчики.

Эта ручка девочки.

Пальчики мальчики поздоровайтесь с девочками. Дети, касаясь пальцами, друг друга приветствуют друг друга (здравствуйте, добрый день и т.д.) и говорят друг другу комплименты.

Итог: Делая человеку, комплимент ты поддерживаешь его лучшие качества, относящиеся к внутреннему и внешнему виду. Значит комплимент это добрые вежливые слова.

2.Воспитатель: Кого можно назвать вежливым? (здоровается, прощается, обращается с просьбой, не перебивает взрослых и т.д.)

3. Почтальон приносит телеграмму.

«Ребята, когда вы были маленькими, вы гостили у меня в Королевстве Вежливых слов.

Сейчас вы уже большие и я была бы очень рада вновь вас увидеть».

Подпись.

Воспитатель: Вы хотите в Королевство Вежливых слов? Мы отправится в путешествие на воздушном шаре. Вперед друзья!

Вбегает Незнайка.

Незнайка: Возьмите меня с собой.

Воспитатель: Ребята, какие вежливые слова забыл сказать Незнайка?

- Здравствуйте!

-  Возьмите меня, пожалуйста.

Ребята берут Незнайку с собой.

Воспитатель: А вот и Королевство Вежливых слов.

Незнайка: А почему Королевство наше называется Королевство Вежливых слов, а не Снежное Королевство или Королевство Кривых Зеркал или еще как - нибудь?

Королева: В моем королевстве живут добрые и вежливые слова, и тот, кто знает вежливое слово, может войти в Королевство. (Дети называют вежливое слово и проходят, а Незнайка отвлекается, потом чешет затылок вспоминает, дети ему подсказывают).

Королева: Я очень рада видеть вас у себя в гостях. В моем королевстве вы узнаете много вежливых слов, научитесь совершать добрые поступки. Ждут вас чудеса, игры и сюрпризы.

4. Ситуации.

  • Ребенок сидит одевается, плачет. (надо ему помочь).
  • Взрослые стоят, разговаривают, ребенок толкает, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых.
  • Шар надутый 2 подружки

отнимали друг у дружки

весь перецарапали

сели и заплакали.

  • Девочка везет коляску с куклой.

 

- Извините. Скажите, пожалуйста, как мне пройти к больнице?

Незнайка: Не знаю. Спросите еще у кого – нибудь.

Воспитатель: Ребята, кто подскажет Кате дорогу к больнице?

Незнайка: «Нина Михайловна, вы заметили, что у меня сегодня плохое настроение? А знаете почему? Меня в одном детском саду назвали невеждой. А было дело так:

«Я выходил на улицу и в дверях столкнулся с незнакомой женщиной; наверное, мама кого–то из ребят. Я поздоровался и прошел как всегда первым. А она повернулась и сказала: «Какой невоспитанный мальчик», а другая сказала – «Невежда». Ну как тут не пропадет настроение. Ведь я поздоровался, а она?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем забыл Незнайка?

5. Королева: Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Подскажи словечко»

Королева:      Я начну, а вы кончайте.

Хором дружно отвечайте.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (Незнайка – чай)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Незнайка – чик – чирик)
  3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите. (Незнайка – больше не буду, простите, пожалуйста)

Воспитатель: Ребята, давайте, никогда не будем забывать вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу, говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому – что… (Песня «От улыбки хмурый день теплей», музыкальный руководитель).

6. Входит Старик Хмуровик.

Старик Хмуровик: Здесь живут вежливые дети? Вы думаете, что я добрый волшебник Старик Хотабыч, нет друзья мои, я старик Хотабыч. Я люблю посещать театры, цирки, кино, магазины и превращать там детей в невоспитанных, хмурых, дерзких. Вы наверное видели в театре шапки не снимают, бросают фантики от конфет, семечки под кресло бросают, в детском саду капризничают, дерутся, обзываются, в магазинах вредничают, в транспорте кричат, не уступают место взрослым. Это я сделал, что они забыли все правила. Я хочу, чтобы все окружающие смеялись над ними и говорили: «Невежда идет». Я вы думали, что я вас в покое оставлю? Ничего подобного. Я брошу в вас заколдованный шарик, и вы забудете все правила поведения в общественных местах.

Королева: Кто ты такой?

Старик Хмуровик: Я старик Хмуровик. Я заколдовал этих детей, теперь они невежды и все будут над ними смеяться.

Королева: Убирайся прочь из моего царства. Что же мне делать? Как быть? Я вспомнила, у меня есть волшебный фонтанчик, который поможет детям вспомнить правила поведения в общественных местах. (брызгает).

Королева: Ну что, ребята, вы вспомнили, как нужно вести себя в магазине, транспорте, детском саду, в театре? А чего нельзя делать вы знаете? Вы должны сказать правило, начав свое предложение со слова «нельзя», и бросить мяч в корзину.

7. Чтение стихотворения «Медведя лет 5-6 - ти учили как себя вести»

8. Воспитатель: Ребята, а вы пословицы знаете?

Игра «Стрелка – стрелка повернись и Саше поклонись» (сидя на подушках)

Воспитатель: А у вас есть  друзья? (дети называют, говорят веселый, добрый и т.д.)

Незнайка: У меня тоже есть друзья. (Пончик, Художник, Пилюлькин).

Воспитатель: Незнайка, ты всегда смеешься над своими друзьями. А есть еще пословица: «Слово лечит, слово ранит». Как вы понимаете эту пословицу?

Воспитатель: Так вот, прежде чем что – то сказать своему товарищу, маме, взрослым подумайте, не обидит ли их ваше слово! Ребята, я предлагаю вам дорисовать рисунки и подарить друг другу. (под музыку «Оранжевая песенка»)

9. Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Хотите посмотреть, что в нем? (достает голубей и разбрасывает по полу). Дети читают вежливые слова.

Воспитатель: В чем секрет волшебных слов? (от них появляется хорошее настроение, приятно общаться, играть). От этих слов хочется улыбаться, на душе тепло, легко, хорошо, приятно. Хочется сделать что – то хорошее, приятное. Волшебные слова помогают нам быть добрыми и вежливыми. А у меня еще есть для вас сюрприз.

Сундучок отопрись – сундучок отворись. (раздает чупа – чупсы).

Королева: Ребята, вам пора  возвращаться домой. Счастливого пути. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми детьми.

Садятся в воздушный шар.

Воспитатель: Ребята, давайте выпустим голубей на волю. Они разнесут вежливые слова во все концы нашей огромной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ»

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №64 «Золотой петушок» является нормативно – управленческим...

Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»

Консультация для педагогов"Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования".«Дидактический Синквейн»...

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ»

В консультации описаны современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....

Консультация для педагогов. Тема: «Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ»

Консультация для педагогов. Тема: «Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ»...

Консультация для педагогов "Использование инновационных педагогических технологий. Квест: приключенческая игра для детей и родителей"

Консультация для педагогов "Использование инновационных педагогических технологий. Квест: приключенческая игра для детей и родителей"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становитс...