Образовательная среда ДОУ как средство формирования профессиональной компетентности педагогов.
методическая разработка на тему

Формы работы с педагогами ДОУ по реализации компонентов образовательной среды детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sidorova_t.v.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Образовательная среда ДОУ как средство формирования профессиональной компетентности педагогов.

Сидорова Т.В.,

 старший воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 56» г. о. Самара

2 слайд

             В рамках работы городской проектной площадки в МАДОУ «Детском саду № 56» г. о. Самара мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»

      В нашем понимании, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

3 слайд

    Нами была  разработана модель развивающей образовательной среды.

 Представленная модель состоит из нескольких компонентов: образовательного,  информационного, предметно-пространственного и коррекционного.

   Работа по каждому направлению требует сформированности определенных профессиональных компетенций педагога.    

Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

4 слайд

Основной формой повышения компетентности педагогов нашего ДОУ являются  проектные группы (в процессе работы которых используются традиционные и инновационные формы работы с педагогами).      

     Цель создания данных групп - формирование педагога, направленного на самообразование, с высоким уровнем внутренней профессиональной мотивации. В  нашем детском саду разработаны следующие проекты: «Мониторинг», «Воспитанник», «Здоровье», «Образовательная среда», «Родитель», «Педагог новой формации». Работа данных проектов направлена на разработку и корректировку ООП, адаптированную ОП для логопедических групп.

     Руководителем проектной группы является педагог с высшей квалификационной категорией, опытный, грамотный, творческий и инициативный.

5 слайд

Образовательный компонент:

    Представлен следующим обеспечением: ООП ДОУ, АОП ДОУ  парциальными программами.  

   Участники проекта «Педагог новой формации» (методист, ст. воспитатели, руководитель проектной площадки Севенюк С.А.)

-  разрабатывают и корректируют шкалу рейтинга воспитателя;

- организуют и проводят: мастер-классы, педагогические мастерские, обучающие семинары, творческие конкурсы , деловые игры (интерактивные формы работы)

6 и 7 слайд

Также в рамках данного компонента используются следующие формы работы:

  1. Подготовка педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства («Воспитатель года», «Содружество профессионалов»)
  2. Курсы повышения квалификации – организация системы обучения  педагогических работников  современным педагогическим технологиям и инновационным формам организации деятельности детей
  3. Индивидуальное наставничество – предусматривает систематическую работу опытного педагога по развитию у начинающих педагогов необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
  4.  «Союз  единомышленников» -  творческие и активные педагоги объединяются в микрогруппы для подготовки танцевальных, вокальных, театрализованных  номеров,  для конкурса «Ярмарка талантов», праздников и мероприятий в ДОУ,

8 слайд

Формы работы по образовательному компоненту формируют у педагогов следующие компетенции:

- Умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

- Владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

- Умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

- Владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ

- Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

9 слайд

Информационный компонент представлен следующим наполнением:

  1. Имеется переносное интерактивное оборудование (проектор, экран)
  2. Установлен роутер для обеспечения общего интернет-покрытия через Wi-Fi. У педагогов есть возможность работать с интернет-ресурсами.
  3. Информационные стенды, доски объявлений, папки-передвижки, интерактивная доска.
  4. Группа в вайбере, где могут общаться, получать информацию от методистов, обмениваться фотографиями, делится опытом работы.

10 слайд

По повышение компетентности педагогов  в  области  использования  ИКТ участвуют все проектные группы

Формы работы:

1. Консультация «Использование ИКТ В ДОО»

2.Обучающие семинары – в рамках методического сопровождения СГСПУ  педагоги университета на базе детского сада проводят лектории по ИКТ (на основе сертификата и договора сотрудничества)

  Участие педагогов в лекториях в школе лаборатории инновационного развития при СГСПУ, освоение новых современные образовательные технологии, таких как кейс-технология, «цифровые истории», технология создания образовательных маршрутов в сети Интернет.

11 слайд

 3.  «Методический мост» - дистанционное общение в сети Интернет, работа в парах  (педагог владеющий ИКТ и педагог с нулевым уровнем). Преимуществом данной формы работы является то, что педагоги могут общаться в нерабочее время (из дома).  

4. Круглый стол «Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий в старшей и подготовительной группах»

5. Открытые просмотры НОД с использованием ИКТ.

6.  Подготовка электронного портфолио.

12 слайд

7. Повышение квалификации  на дистанционных курсах, участие в вебинарах.

13 слайд

8. Участие педагогов в конкурсах дистанционно на образовательных сайтах (Маам.ру. НС Портал идр)

14 слайд

9. создание электронной библиотеки для педагогов, где размещены ссылки на образовательные сайты, методические материалы, электронные пособия. Педагоги  размещают на сайте детского сада свои методические материалы, которые предварительно отбирают члены проектной группы «Педагог новой формации»

Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

 В электронной библиотеке для педагогов создана Методическая копилка, где размещены презентации. Презентации разделены по 5 направлениям развития ребенка. Мультимедийные презентации -  это одна из наиболее удачных форм представления учебного материала  в детском саду. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

15 слайд

Формы работы по информационному компоненту формируют у педагогов следующие компетенции:

- Владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- формирование навыков применения современных образовательных технологий.

16 слайд

Предметно-пространственный компонент.

   Участники проектных групп «Образовательная среда» и  «Мониторинг» на основе ФГОС ДО и ООП ДОУ разработали мониторинг образовательной среды. Педагоги сами определяют соответствие ППС группы ФГОС ДО и ООП ДОУ.

      Педагоги являются разработчиками Положений о смотрах-конкурсах предметно-пространственной среды внутри ДОУ («Лучший уголок сюжетно-ролевой игры», «Лучшая группа ДОУ» и др.), которое утверждается на педагогическом совете; входят в состав жюри конкурсов внутри ДОУ, организуют тематические выставки.

17 слайд

    Педагоги ДОУ проводят мастер-классы по обогащению развивающей среды, по изготовлению атрибутов и материалов для игр детей (декоративно-прикладное искусство).

18 слайд

Благодаря этому у педагогов формируются следующие компетенции:

- Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

19 слайд

Коррекционный компонент.

 Участники проектных групп «Здоровье» и «Воспитанник» организуют в ДОУ ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум)  - работа которого представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые на основе результатов диагностики и индивидуального обследования дают воспитателям рекомендации и консультации по работе с детьми с ОВЗ  и детьми группы риска.

20 слайд

Формы работы по коррекционному компоненту формируют у педагогов следующие компетенции:

- Умение планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

- умение реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями

21 слайд

Результатом работы данных проектных групп является:

  •  рост профессиональной компетентности педагогических кадров
  • формирование педагога новой формации, направленного на самообразование, с высоким уровнем внутренней профессиональной мотивации;
  • совершенствование медико-социального, психолого-педагогического и информационного сопровождения педагогов, воспитанников и их родителей;

•        повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогических работников учреждения

  • формирование и методическое обеспечение системы сопровождения педагогов, выходящих на аттестацию

•        позитивные изменения социально-психологического климата в дошкольном учреждении

•        включенность родителей в жизнь образовательного учреждения

  • совершенствование предметной развивающей среды образования с учетом способностей и интересов ребенка

•        качественные изменения в образовательном процессе за счет более интенсивного использования инновационных технологий;

  • совершенствование воспитательной системы дошкольного учреждения;

 На основании вышесказанного, можно сделать вывод : основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность.              

 Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса,  так и качества дошкольного образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Одним из мощных стимулов активизации инновационной творческой деятельности педагогов  являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знан...

Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»

Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...

«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».

Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, первой ступенью непрерывного образования является именно до...

Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).

Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по  организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...