«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».
статья

Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения профессиональной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Информационно-образовательная среда МБДОУ

как фактор повышения профессиональной компетентности

педагогов».

Автор:

Степанова А.А.

Нижний Новгород

2020

Современный  этап  развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделены необходимость повышения качества профессиональной компетентности педагогов, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Модернизация системы дошкольного образования должна создать условия для подготовки нового поколения педагогов в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий использовать и развивать новые методы в воспитании и обучении детей. Данный фактор является определяющим для конкурентоспособности учреждений дошкольного образования. Большую роль в его реализации будет играть активная информатизация образования.

В современном обществе нужны такие методы работы с педагогами-дошкольниками, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с материалом, повышали производительность труда педагога. Использование специальных программных средств информационно-образовательной среды учебного заведения позволит придать изучаемой информации такую форму, благодаря которой она быстрее и лучше воспринимается или делается более пригодной для использования в тех или иных конкретных образовательных целях.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – целенаправленная работа с воспитателями, ознакомление их с техническими возможностями компьютера, с санитарными нормами и правилами использования компьютеров, выработка навыков работы. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Актуальность определяется наличием противоречий:

  • между требованиями повышения качества профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений и отсутствием условий, которые обеспечивают подготовку таких специалистов;
  • между необходимостью активного внедрения информационных технологий, как в учебный процесс, так и в работу воспитателей и недостаточной компьютерной подготовкой педагогов;
  • между возрастающей ролью компьютерных технологий в жизни современного общества и слабой технической оснащенностью дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения профессиональной компетентности педагогов.

Информационно-образовательная среда дошкольного учреждения – это многоаспектная среда, включающая современные технологии и программно-методические средства обучения, построенные на основе компьютерных информационных технологий, позволяющая повышать качество общетеоретической и профессиональной подготовки детей, воспитателей и специалистов, способствующая формированию информационной культуры педагогов и успешной адаптации в информационном обществе. Такая среда поддерживает процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения для преподавателей, а также предоставляет возможность непрерывного повышения компетентности в профессиональном плане [1].

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №65 "Лесная полянка" Канавинского района г. Нижнего Новгорода была организована работа в три этапа.

Первый этап заключался в изучении состояния проблемы информационных технологий в системе дошкольного образования. На втором этапе была собрана информация о теоретических знаниях и практических умениях педагогов в сфере компьютерных технологий. На третьем был разработана модель создания информационно-образовательной среды для педагогов ДОУ и начата ее реализация. В нее были вовлечены воспитатели и специалисты детского сада.

В Таблице представлена модель информационно-образовательной среды для МДОУ.

Таблица.

Модель информационно-образовательной среды в ДОУ.

Цель создания информационно-образовательной среды:

  • повышение и укрепление познавательного интереса воспитателей и специалистов к компьютерным технологиям;
  • повышение творческой и познавательной активности педагогов;
  • формирование основ  информационной культуры воспитателей;

успешная адаптация педагогов к жизни в информационном обществе.

Содержательные компоненты  информационно-образовательной среды

Психолого-педагогический компонент

Мотивационный блок

Организационно-методический блок

(создание электронной библиотеки, создание компьютерных презентаций, подключение к сети Интернет)

Информационно-знаниевый блок

(система работы с воспитателями)

Блок организации самостоятельной работы педагогов

Содержание

Обучающего

материала

Основы

компьютерной грамотности

MS Word

MS PowerPoint

Электронная библиотека

Интернет

Критерии отбора

материала для

информационно

образовательной

среды

Доступность

Системность работы

Соответствие современным требованиям

Последовательность

Повторяемость упражнений

Результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, их информационной культуры

Создание информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении приводит к тому, что образовательный процесс получает новое, более высокое качество, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных кадров.

Данная работа не охватывает всех вопросов, связанных с проблемами создания информационной среды в дошкольном учреждении, так как эта тема очень многообразная и напрямую зависит от развития современных информационных технологий. Однако работа показала перспективность дальнейшей разработки данной проблемы.

Ожидается, что разработанная информационно-образовательная среда будет активно влиять на повышение компетентности педагогических работников, а именно на:

  • умение создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активное использование информационные технологии в образовательном процессе;
  • владение навыками поиска информации в Интернете;
  • владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
  • владение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владение способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в ДОУ намечен план работы с воспитателями, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов 5 мультимедийных презентаций по методической и воспитательной работе. Создана электронная библиотека, которая включает литературу методического кабинета, книги в электронном виде.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

Литература

 

  1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Развитие профессиональной компетентности педагогов. // Дошкольное воспитание – 2008 - № 3 – с.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....

Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Самообразованиекак фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ...

«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

   В Концепции модернизации российского образования определено, что "значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается в...