Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
консультация

Валентина Савельевна Гаревских

Самообразование

как фактор повышения профессиональной компетентности

 педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Самообразование

как фактор повышения профессиональной компетентности

 педагогов ДОУ

Подготовила:

педагог – психолог

МАДОУ  д/сад № 10

Гаревских В.С.

     В Концепции модернизации российского образования определено, что "значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала". Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается  в виде требований  к квалификации педагогов, способных к самостоятельному развитию  инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

     Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность». Тем не менее, устоявшегося определения для содержания данных понятий нет. Не существует и принятой всеми единой классификации компетенций, которая распределила бы их по ячейкам. И все же попытаемся разобраться, что такое «компетентность»? Как трактуется данное понятие в разных источниках? 

В Глоссарии терминов  Европейского фонда образования (ЕФО,1997) компетентность определяется как:

1. Способность делать что-либо эффективно.

2.Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3.Способность выполнять особые трудовые функции.

То есть компетентность − это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.

Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения (т.е.
компетенции), рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что понятие «компетентность» ближе к понятию «знаю как», чем «знаю что». Как справедливо считает И.А.Зимняя, компетентность − это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью. По определению Д.Б.Эльконина, компетентность- это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность, его актуализированные знания, умения, способы деятельности по определенному кругу предметов и процессов. Следуя логике положений, представленных в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова и П.М.Эрдниева мы полагаем, что характеристика компетентности основывается на интеграции обобщенных знаний и способов деятельности личности действовать в нетипичных ситуациях. Следовательно компетентность специалиста можно определить как интегративную характеристику, демонстрирующую соответствие личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста требованиям профессиональной деятельности в тех или иных социально- экономических условиях. При этом уместно напомнить об отличии понятия «компетенция» от понятия «компетентность». Компетенция- это заданное требование к специалисту, а компетентность - актуализированное в деятельности, состоявшееся качество личности. Отсюда следует очень важный для педагогики вывод о том, что развитие компетентности специалиста возможно тогда, когда он актуализирует их в собственной деятельности.  

     В сфере дошкольного образования проведены исследования профессиональной компетентности педагогов (И.В.Бичева), профессионально - значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В.Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И.Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать педагогические задачи стратегического, тактического, оперативного уровней (В.Е.Морозова).

     На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться  в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

     Наиболее эффективным способом повышения компетенции педагогов является самообразование. Способность к самообразованию, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через три - пять лет. Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного  самостоятельного совершенствования знаний.

     Педагоги дошкольного учреждения осуществляют самообразование  на основе составленного на учебный год поэтапно-перспективного творческого индивидуального маршрута. При разработке маршрута повышения профессиональной компетентности мы опирались на исследования Майера А.А. о модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. В предложенной им структурно-функциональной модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования заложены этапы профессиональной подготовки педагога. Это последовательность формирования мотивационной, теоретической, технологической и результативной готовности педагога к труду. Соответственно индивидуальный маршрут повышения профессиональной компетентности педагога можно спланировать по данным четырем видам готовности.

Компоненты профессиональной компетентности

Содержание

деятельности

Сроки

Мотивационная готовность:

Осознание потребности в самообразовании по данной теме

Теоретическая готовность:

получение педагогических знаний; умение проектировать и планировать целостный педагогический процесс;

применение навыков целеполагания.

Технологическая готовность:

реализация знаний педагога в практической деятельности; осуществление целостного педагогического процесса; творческое осуществление педагогической деятельности; приобретение умений и навыков эффективного общения;

репрезентация опыта деятельности;

создание развивающей среды.

Положительными показателями системы работы по повышению компетентности педагогов дошкольного учреждения будут являться:

- работа в инновационном режиме;

- перевод педагогов  на самоконтроль;

- участие в конкурсах городского и регионального уровней;

- представление передового педагогического опыта педагогов детского сада на городском уровне, в сборниках научных статей и методических материалов регионального и всесоюзного значения.

     Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования

Литература:

Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35). 

Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).

Майер А.А.,Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.

Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.

Интернет источники:

Профессиональная компетентность воспитателя  www.lauc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

   В Концепции модернизации российского образования определено, что "значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается в...

Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции

quot;Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования". Николай Александрович Рубакин...