Роль сюжетно-ролевой игры в развити дошкольника.
статья на тему

Кременецкая Анна Витальевна

Анализ роли сюжетно-ролевой игры для социального и психического развития  ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_razvitii_doshkolnika_.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте многопланова и имеет свои виды и этапы становления. Рассмотрим только один из моментов, а именно развитие личности дошкольника в ролевой игре.

В онтогенезе ролевая игра развивается из предметной игры, предпосылкой её появления становиться противоречие: ребенок обрёл после 3 лет некую самостоятельность (он сам ходит, говорит, ест, изучает окружающий мир), но при этом ещё далеко не всё в этом мире понимает (суть человеческих взаимоотношений, конфликтов, обязанностей, то есть того, что нельзя пощупать), но видит присутствие этого в мире окружающих его взрослых. В игре возникает желание овладевать этим миром, желание и возможность к совместной жизни с взрослым, ребенок входит в жизнь и деятельность взрослых. Рамки семьи расширяются до границ улицы, города. В этом мире ребенка интересуют, прежде всего, взрослые люди, он открывает многообразие общественных и трудовых функций взрослых и многообразие отношений: пациент-доктор, продавец-покупатель.  Возникает активное желание в ней участвовать.

Ребенок отождествляет себя  с взрослым, что позволяет формировать субъективный образец (в голове самого ребенка). Впервые становиться возможным контроль и саморегуляция своих действий ребенком.

Хотелось бы остановиться на развивающем значении сюжетно-ролевой игры. Сначала на аспектах, связанных с социализацией ребенка:

1. В сюжетно-ролевой игре присутствуют реальные  коллективные взаимоотношения. Сюжет придуман, он в области представлений, но отношения между детьми в этот момент реальные: они их переживают на самом деле. Постепенно, это позволяет им учиться контролировать поведение сначала других, а со временем и своё собственное. Управлять своим поведением.

2. Ребенок учиться подчиняться желаниям других и оказывать помощь остальным, иначе игра просто развалиться.

3. В личностной структуре ребёнка появляется соподчинение мотивов: когда его ситуативные мотивы начинают уступать, более общим, высоким мотивам. Формируются мотивы более высшего порядка, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей. Так возникает иерархия мотивов личности. И параллельно идёт  насыщение мотивов специфическим человеческим содержанием.

4. В ролевой игре происходит и овладение нормами морали, принятыми в данном обществе. Так как образцы ролевого поведения берутся с окружающих детей людей: взаимоотношений между родителями, родителей с педагогами,  коллегами, друзьями, продавцами, всеми, с кем общается данная семья.

С другой стороны, сюжетно-ролевая игра является мощным источником и развития психических функций дошкольника:

1. Чтобы ребенок мог создать даже самую простую игровую ситуацию, ему необходимо: запоминать и припоминать действия, ход, течение и последовательность событий. А это развитие памяти.

2. Именно в игровой деятельности зарождается и развивается эгоцентрическая речь -  одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Речь развивается как общая функция в совместной деятельности ребенка и взрослого: из диалога ребенок познает названия предметов, значения слов. Говорит ребенок изначально для других людей, чтобы его понимали окружающие. Но нам присущ еще один вид речи – внутренняя. Все мы разговариваем сами с собой: кто-то вслух, а кто-то про себя. Что это. Это так называемая, внутренняя речь. Образуется она из внешней речи, и как раз в дошкольном детстве. Ребенок уже способен заниматься самостоятельно какое-то время. Так вот, когда возникают затруднения, он начинает разговаривать сам с собой, как когда-то с ним говорили взрослые. Он использует те же слова, выражения, для того, чтобы управлять своими действиями, руководить, как это делали взрослые, играя с ним. То есть, у ребенка «речь для себя» выполняет роль внешнего помощника и контролёра. Таким образом, эгоцентрическая речь возникает в условиях затруднения и является замещением реального практического сотрудничества со взрослым. Она выполняет с одной стороны, регулирующую функцию и связана с эмоциональной сферой, а с другой является источником развития мышления. Так как ребенок не может думать «просебя», он мыслит только вслух. Чем больше он проговаривает во время игры, тем интенсивнее его мыслительная деятельность.

3. Прямо вытекающим из предыдущего аспекта является и появление новых эмоций, таких как вина, страх. Они не осознаются детьми, но ими испытываются и также связаны с развитием мышления. Что позволяет при правильном отношении взрослых (наблюдение за играми, помощь в разрешении конфликтных ситуации и т.п.), постепенно научит ребенка управлять и контролировать эти новые чувства.

4. По мере развития игры, появляются придуманные ситуации, находятся новые варианты разрешения сложных игровых сюжетов. А это стимул к развитию воображения.

5. И еще один важный момент развивающего значения игры: возникновение  нового уровня обобщения и зарождение способности к абстрагированию на основе замещения одного предмета другим.

Таким образом, хочется отметить, что очень трудно переоценить значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Без неё ребенок очень много теряет. И, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя лишать детей этого источника развития, когда в современном мире взрослые стремятся обучить детей всему, чему только можно ещё до школы, отправляя детей на курсы подготовки к школе, обязывая делать различные домашние задания. При этом дети, возможно, и приобретают навыки, но гораздо больше теряют в плане познания социального мира и адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни в социуме. Одно не должно развиваться за счет другого, но нужно помогать познавать ребенку мир сообразно его возрасту и желательно в разных его проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...

Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»

Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».Работа начата: 16 сентября 2019г.Работа окончена в мае 2020 года.Цель:  исследование эффективности сюж...

Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....

Роль сюжетно-отобразительной игры в развитии дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрываются особенности и основные направления работы по социализации дошкольников с умеренной умтсвенной отсталостью через сюжетно-отобразительную игру...