Родительское собрание "Семейные традиции - семейные ценности"
учебно-методический материал на тему

Борш Алёна Георгиева

Материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе  

на тему «Семейные традиции – семейные ценности»

Цель собрания: способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались традиции, чтобы ребёнку отмечали дни рождения с приглашением друзей, с организацией игр и аттракционов.

План:

  1. Выступление воспитателя «Семейные традиции – семейные ценности» .
  2. Игра-тренинг:
  3. Мини-анкета.
  4. Итоги опроса детей.
  5. Семейные традиции.
  6. Праздники для детей в семье.
  7. Решение родительского собрания.

Ход проведения

1.        Выступление воспитателя «Семья – семейные ценности»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

1. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Семья – это самое ценное, что есть у ребенка! В современном мире отношение к семье изменилось не в положительную сторону, поэтому я считаю сейчас как нельзя, кстати, вспомнить семейные ценности и приобщить к ним ребенка! Ведь семейные ценности неразрывно связаны с историей семьи.

В настоящее время тема родословной очень актуальна, она звучит с экранов телевидения, в интернете предлагается множество проектов и специальных программ по созданию истории своей семьи, потому что история нашей России складывается из истории каждой семьи; потому что только крепкая семья может воспитать настоящего гражданина патриота своей Родины. Семья - это наша опора, защита. Семейные отношения – это корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни.

Как вы думаете, что означает слово – семья? (Ответы родителей). По славам И.Даль это –«Совокупность близких, живущих вместе: родители с детьми».

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека, до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а Вы – заканчиваете.

-В гостях хорошо, а ……(дома лучше).

-Не красна изба углами, а ….(красна пирогами).

-Каково на дому, таково и….(самому).

-Дети не в тягость, а ….(в радость).

-Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

       «Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души. Здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открывают в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (И.А. Ильин).

       Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (З. Матейчек).

      Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

     Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

2.Мини-анкета.

«Что входит в понятие «семейные традиции»».

1.Что по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

____________________________________________________________________________________________________________________________

3.Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________

3.Итоги опроса детей.

а)Праздники и семейные традиции в семье.

1)С кем ты живешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Нравится ли тебе быть дома?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Какие праздники ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________

4)Какие праздники бывают у Вас дома?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5)День рождения – это праздник или нет? Любишь ли ты его?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6)Куда любишь ходить с родителями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рисунки детей. «С кем я сяду за стол».

Цель тестирования: проверить отношение ребенка к членам семьи.

5. Семейные традиции

Уважаемые родители как, по Вашему мнению, что такое семейные традиции? (Ответы родителей.)

        Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за городом, чтобы украсить живую елку. Это и семейные традиционные походы, прогулки и пикники на природу , традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Праздники для детей в семье.

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? Как писал К.Д. Ушинский «Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники» - писал

       Поэтому да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого.                                                                                                  

           Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре.

Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Очень часто возникает вопрос: «Какие подарки дарить своим детям?». Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память.

Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи. Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, насколько он подрос за год. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех любого детского торжества. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребенка.

У кого в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. Дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно ехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком, побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания. Например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет» - предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатством.

Посещаете ли вы с детьми музеи, театры? Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое, и уважать труд людей.

В какие игры и как часто играете с ребенком? Ведущий вид деятельности у дошкольников – это игра. Детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии с взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

У каждого из нас в детстве были любимые игры и об этом нужно рассказывать своим детям. Эти игры помогут детям больше узнать о вашем детстве. Можно поиграть с ребенком в эти игры. Следует помнить необходимо, играть с ребенком не только в те игры, в которые вы играли в детстве, но и в те игры, которые любит играть ваш ребенок.  

В сегодняшнее время игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советую Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», « Найди похожее на яблоко» и т.д.

      В наших с Вами руках будущее наших детей. Чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную, зависит от нас, от окружения, в котором попадут наши дети. Поэтому от нас зависит, какими они вырастут, и какие семейные традиции они будут передавать уже своим детям, будучи сами родителями.

7. Решение родительского собрания.

1.Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционным в семье.

2. Организовать в дошкольном учреждении совместные народные праздники.

3. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров и музеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Традиции семейного воспитания"

Традиции семьи – это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство.-«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждом роду, семье свои сокровищницы традиций, к...

Родительское собрание"Семья,семейнные ценности."

Полезный опыт и практический материал для воспитателей младших групп детского сада....

Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Семья. Семейные ценности. Традиции в семье.»

laquo;Родительское собрание в первой младшей группена тему «Семья. Семейные ценности. Традиции в семье.»Цель: установить доверительные и партнерские отношения с родителями; воспитывать чу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Использование детско-родительского проекта в формировании представлений о семье, семейных ценностях и традициях

В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта о семье и её традициях для детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает использование совместной творческой деятельности (выставк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Родительский клуб «Семья. Семейные ценности»

Цель: Формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатики. Учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни....