РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
рабочая программа (подготовительная группа)

Пушкарева Инна Анатольевна

Программа направлена на:

-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности;

 - реализацию основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в частности на  принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Программа и все её компоненты полностью соответствует ФГОС ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_semeynye_tsennosti.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Мира ул., д. 18/4, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 2-15-91

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                        «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Разработала:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Пушкарева И.А.

 

Югорск, 2020

Программа направлена на:

-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности;

 - реализацию основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в частности на  принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Программа и все её компоненты полностью соответствует ФГОС ДОУ.

Пояснительная записка

В настоящее время во всем мире в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционные семейные ценности. Именно в традиционном понятии  семья сохраняет и развивает лучшие качества людей, является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений.

Семейные ценности, традиции  – понятие  многогранное.  Это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, связей поколений, это  совокупность идей,  целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств, способствуют становлению личности ребёнка.   Народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Ориентация на семейные ценности - важная часть духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Формирование семейных ценностей и традиций  у дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образования. В материалах федеральных образовательных стандартов, в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». 

Считаем, что для реализации  этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как технология современного образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения.  Проект – одна из форм исследовательской работы, предусматривающая способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом. Она предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий: обучение через деятельность, направленную на формирование у дошкольников возможности творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Это деятельность, направленная на решение интересной для ребенка темы или проблемы. Проект даёт детям опыт поиска, практического применения, анализа своей деятельности.

Поэтому считаем, что эта деятельность должна быть направлена на развитие сотрудничества педагогов образовательного учреждения и родителей(законных представителей) в данном н6аправлении.

Умение педагогов установить доверительные отношения с родителями является одним из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания,  социализации дошкольников, а так же условием успешного взаимодействия с семьей, эффективности образовательной и развивающей работы.

Практическая значимость: программа может быть использована в сфере дошкольного образования, педагогами, а так же как  нетрадиционная форма сотрудничества с родителями.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Целевая группа: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Цель программы: организация образовательной работы с семьями воспитанников, направленной на овладение определённой областью  теоретических  и практических знаний по формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной  деятельности.

Задачи:

1) Провести анализ контингента участников программы для определения программных мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, успешности  взаимодействия детей и родителей (формирование социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских навыков).

         2) Определить перечень ресурсного обеспечения, повышения активной позиции родителей (законных представителей) по преодолению трудностей в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с ребенком, совместная работа по обмену опытом.

         3) Обеспечить реализацию мероприятий образовательной и развивающей работы с семьями воспитанников.

4) Проанализировать эффективность реализации мероприятий программы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы работы:

- исследовательские (анализ ресурсов, анкетирование);

- организационные (планирование, информирование, координирование);

- практические (метод проектов);

-  аналитические (обобщение по результатам проведенной работы).

Содержание программы

1. Этапы реализации программы

Срок реализации программы разделён на четыре этапа:

Подготовительный, организационный, практический, аналитический.

Подготовительный этап: изучение контингента семей воспитанников для планирования и координации направлений работы.

           Организационный этап: анализ и подготовка ресурсной базы для реализации программы; составление плана работы по реализации программы.

Практический этап: знакомство с методом проектов,  реализация мероприятий по основным направлениям программы.

Аналитический этап: анализ результатов реализации программы; корректировка программы (при необходимости); обобщение и распространение опыта.

2. Направления мероприятий по реализации программы

Реализация программы предполагает проведение мероприятий по направлениям, которые определяют конкретные формы и содержание работы с родителями (законными представителями), с их запросами и потребностями.

 

Направления

Задача

Формы работы

Диагностическое

Знакомство с нормативной базой  ДОУ, ФГОС  по выявлению обязанностей детского сада по данной теме.

Уточнение потребностей детей, их запросов; уровня  педагогической грамотности и компетенции их родителей. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству.

- изучение семей воспитанников;

- психолого – педагогические исследования личностных ценностей социальных групп, к которым относятся воспитанники;

- психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

- проведение социологического опроса (анкетирование, интервьюирование) по темам: «Давайте познакомимся»,

«Ценности и традиции нашей семьи».

Развивающее

Формирование благоприятного взаимоотношения, проявление положительных жизненных примеров и духовных ценностей. Целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности. Формирование практических навыков.

Игры с педагогическим содержанием по формированию базовых представлений о семье, членах семьи, их роли; привитие семейных ценностей

Практические занятия по обучению методу проектов для организации непрерывной и самостоятельной работы с ребенком.

Информационно-просветительское

Ознакомление родителей с методом проектов;

с видами проектной деятельности:

исследовательские;

творческие;

игровые;

информационные;

социально-значимые.  

Индивидуальные и групповые консультации.

Семинары-практикумы.

Родительские собрания.

Создание альбомов «Семейные традиции», «Наши новые традиции».

Организация дней открытых дверей.

Открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

Наглядно-информационное

Ознакомление родителей с медиа архивами проектной деятельности по формированию семейных ценностей и традиций.

Просмотры реализованных родителями проектов.

Информационные ознакомительные и просветительские проспекты для родителей в родительских уголках групп, на информационных стендах и официальном сайте ДОУ.

Досуговое

Установление эмоционального контакта с родителями

Конкурсы, выставки, развлечения, встречи – посиделки, путешествия

3. План программных мероприятий

С целью реализации практической части программы, направленной на организацию системы образовательной, развивающей и исследовательской работы с родителями воспитанников была организована деятельность родительского клуба «Погода в доме» и разработан план практических мероприятий.

Перечень мероприятий (тематика, форма)

Сроки проведения

Практикум «Мой проект», и родительское собрание «Семейная гостиная»

Сентябрь

Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношениях в семье);

Семинар-практикум «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим!»

Октябрь

Этические беседы о русском гостеприимстве.

Ко Дню Матери  театрализация - развлечение  «История появления чая на Руси»

Ноябрь

Пропаганда семейных ценностей и традиций, преемственности поколений - праздник - «Новый год у ворот!»

Декабрь

Практическое занятие «Как дети могут заботиться о взрослых»

Январь

Практикум «Широкая Масленица!».

Участие родителей и детей в совместных социальных акциях.

Февраль

Мастер-класс «Мир увлечений моей семьи»

Проведение индивидуальных консультаций «Почта добрых советов».

Март

Организация экскурсии в Храм Сергия Радонежского.

Практикум для родителей «Семья – как ценность!»

Апрель

Круглый стол с родителями по итогам работы «Итог работы за текущий учебный год» (проведение опроса, анкетирования).

Презентации проектов семейного опыта «Наши семейные истории и традиции»

Май

4. Условия реализации программы

Одним из условий успешной реализации программы является обеспечение соответствующей ресурсной базы:

Кадровые ресурсы

Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами развития и воспитания детей.

Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместную практическую деятельность на развитие психолого-педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.

Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в учебных помещениях с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.), а так же в домашних условиях семей воспитанников.

Методические ресурсы. Диагностические методики, методические разработки (анкеты, конспекты, сценарии,  тренинги, лекции),  наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)

Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательного учреждения, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток.

5. Контроль за реализацией программы

Общий контроль за реализацией программы осуществляется заведующим и заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, курирующим организацию образовательной деятельности.

6. Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы

1. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка по данной теме.

3. Применение родителями полученных знаний при организации исследовательской и практической работы с детьми в домашних условиях. В некоторых семьях возобновились давно забытые семейные традиции, в других образовались новые. Приложение 1  (Проект «Путешествие в прошлое. Знакомство с семейными  традициями Русского народа»)

4. Наличие у воспитанников устойчивого интереса к своей семье, родословной, семейным ценностям и традициям.

Приложение 2  (Проект «Что за чудо  КОЛОБОК»)

             Таким образом, результаты работы позволили нам сделать вывод, что разработанная система мероприятий помогла раскрыть и тем самым обогатить теоретический и практический опыт родителей в семейном воспитании.

Работа по формированию семейных ценностей проводилась в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Это способствовало изучению лучшего опыта семейного воспитания, пропаганде его среди широкого круга родителей, использованию в работе детского сада положительных методов семейного воспитания, укреплению авторитета педагога в семье и родителей в детского саду.

Полученные результаты - показатели эффективности реализации программы:

Доля родителей, участвующих в мероприятиях родительского клуба, от числа семей воспитанников группы в первом полугодии – 40% (от 10 семей воспитанников), во втором полугодии – 90% (от 10 семей воспитанников).

Динамика эмоционального состояния родителей целевой группы – снижение показателя высокого уровня тревожности – у 79% родителей (от общего числа семей).

Доля родителей, владеющих приемами и методами организации проектной деятельности во взаимодействия с ребенком, от общего количества родителей целевой группы – 100%.

Список используемой литературы

Артамонова Е.И., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова // Учебное пособие для ВУЗов. Изд-во Москва «Академия».

Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа "Детство") - Волгоград: Учитель, 2006.

Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение», 2004.

Сидорчук Т.А., Корзун … «Учите, играя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о  здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

План самообразования по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

План самообразования по теме:«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

План самообразования по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процес...

Картотека игр по Формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности

Картотека игр по Формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности...