Проект на тему: Матрешка
проект (подготовительная группа) на тему

Марина Уголкова

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: фронтальный (с группой детей).

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи проекта:
- приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- развивать  творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: Матрешка

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: фронтальный (с группой детей).

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи проекта: 
- приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- развивать  творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас дошкольников.

Актуальность

Что мы знаем о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории , культуре, чем русский.

С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в «Иванов, не помнящих родства».

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Именно сейчас, как никогда раньше, взяв за основу направление «Развитие воображения и творческих способностей» и программу «Русский дом», на познавательных занятиях с детьми мы продолжаем знакомство с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Этапы реализации проекта

1 этап: «Рождение проблемы (подготовительный)»

Дети играют матрешками в группе. Спрашивают воспитателя: «Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают?»

 - Что вы знаете о русских народных игрушках? Какие знаете народные игрушки? (Ответы детей: бывают из глины, дерева, соломы. Они красивые. Мы лепили дымковские игрушки, расписывали узорами. Их продают на русских праздниках. Их изготовляли раньше в деревнях для детей.)

- Что бы вы хотели еще узнать?

- Где найти ответы на ваши вопросы? (Ответы детей: спросить на занятиях у воспитателя, спросить у родителей, посмотреть по телевизору, в Интернете, прочитать в энциклопедии и других специальных книгах.)

«Разработка проекта «Матрешки»

1. Изучить литературу по теме «Русские народные игрушки».

2. Подобрать материал для развития творчества детей.

3.Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.

2 этап: «Мероприятия и события (практическая часть)»

1. Занимательная деятельность (интеграция познавательной и продуктивной деятельности): «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательное, рисование матрешки по образцу); «Деревянные игрушки» (познавательное и аппликация); «Составление сказок о матрешке» (развитие речи, рисование пластилином); «Игольница «Матрешка»», подарок для мамы (ручной труд).

2.  Оформление в группе выставки «Матрешки».

3. Изготовление атрибутов к игре «Узнай и назови», «Составь узор на сарафане».

4. Участие в городском конкурсе поделок: «Россия, Русь! Храни себя, храни».

5. Разучивание игр: «Где спряталась матрешка?», «Узнай и назови», «Укрась сарафан матрешки», «Составь эскиз для росписи», «Составь узор на сарафане».

6. Разучивание частушек о матрешках.

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)»

Презентация проекта, развлечение «О матрешке – малышам» (проводится в музыкальном зале). Дети одеты в русские народные костюмы. В ходе развлечения дети рассказывают малышам о русской народной игрушке – матрешке, поют частушки и дарят малышам альбом с раскрасками, изготовленный детьми.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно проведены занятия.
  • Подготовлена презентация альбома для малышей «Матрешка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • В подарок мамам изготовлены подарки в виде игольницы-матрешки.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Узнай и назови» по видам матрешек (семеновская, полхов-майданская, крутцевская).
  •  За участие в конкурсе «Россия, Русь! Храни себя, храни!» награждены дипломом за коллективную работу.

В ходе проектирования дети (итоги):

- знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;

- проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- готовы к индивидуальному самовыражению;

- совершенствуют мелкую моторику рук.

Литература

1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7лет (Текст)/ Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству (Текст)/ О.А.Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.

3. Боровик О. Развитие воображения (Текст)/ О.Боровик, 2000.

4. Бусева-Давыдова, И. Игрушки Крутца (Текст)/ И.Бусева-Давыдова. – М. : Детская литература, 1991.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (Текст)/ Л.С.Выготский. – М. : Просвещение, 1991.

6. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры (Текст)/ О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб., 2010.

7. Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду (Текст)/ А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева. – Ярославль, 2007.

8. Науменко, Г. Чудесный короб (Текст)/ Г.Науменко. – М., 1989.

9. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей (Текст)/ О.Е.Озерова. – Ростов н/Д., 2005.

10. Орлова, А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду (Текст)/ А.В.Орлова. – Владимир, 1995.

11. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий (Текст)/ под ред. О.С.Ушаковой. – М. :ТЦ «Сфера», 2005.

12. Русский костюм (Текст): книжка-раскраска. – М. : Дрофа, 1997.

13. Сигимова, М.Н. Эмоциональное и творческое развитие детей в д/с (Текст)/ М.Н.Сигимова. – Новосибирск, 1994.

14. Страунинг, А.М. Игры по развитию творческого воображения (по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии») (Текст)/ А.М.Страунинг, М.А.Страунинг. – Ростов н/Д., 1992.

15. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (Текст)/ Е.Б.Танникова. – М., 2008.  

 

Приложение

Организованная образовательная деятельность

Русская народная игрушка – матрешка

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, двигательная.

Цель: приобщение детей к истокам духовной культуры русского народа: формирование представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.

Задачи: учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; воспитывать интерес к народному искусству.

Материал и оборудование: матрешки, иллюстрации, бумага А4, гуашь, образцы узоров, кисти, клеенки, губки-промокашки, шаблоны, простой карандаш.

Содержание организованной деятельности

1. Рассматривание иллюстраций.

Педагог. Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Что на них изображено? Правильно, мы сегодня поговорим с вами о народных промыслах.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубины далекого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что их окружало в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделие тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней на севере России сохранились традиционные промыслы: резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Центральная часть России известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным литьем, прекрасными ювелирными изделиями из самоцветов.

2. Сюрпризный момент.

В группу приносят посылку. В ней разные матрешки: семеновская, загорская, полхов-майданская. Дети рассматривают матрешек.  

3. Рассказ воспитателя.

 - Можно сказать, что русская народная игрушка – это одно из направлений художественного прикладного творчества. Особое место в нем, безусловно, принадлежит матрешке. Для многих иностранцев образ матрешки является едва ли не символом России. Мало кто из посещающих нашу страну уезжает домой без этого сувенира.

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти-двенадцати куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрывают лаком.

Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая, была младенцем, завернутым в пеленки.

Наиболее известны матрешки, сделанные в городах Семенове и Загорске. Семеновские – более стройные. Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.

В 1900 году матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки-пастушки, матрешки-старики, матрешки-невесты и т.д. В 1911 году только Сергиевская мастерская выпустила двадцать один вид матрешек.

Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Матрешка эта секретом. Любит она пошутить и повеселиться. Живет матрешка не одна, а со своими сестренками. Сестрички, а-у! Где вы?

Спрятались. А вот мы их сейчас найдем. Откроем матрешку, поставим фигурки по порядку. У каждой матрешки свой наряд. Эта матрешка большая, эта самая маленькая. Они любят ходить друг к другу в гости. Весело матрешкам вместе жить.

- А вы, хотите поиграть с матрешками, ребята? (Дети отвечают.)

4. Физкультминутка (игра «Потанцуй с матрешкой»).

Игра-пляска с матрешками под любую русскую народную мелодию.

 - У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко.

Дети стоят с матрешками в кругу, под русскую народную мелодию пляшут, остальные дети хлопают. Звучит мелодия колыбельной песенки, и дети «засыпают». Те, у кого были матрешки, ставят их перед другими детьми. Игра повторяется.

5. Рассматривание узоров сарафана матрешки.

 - Ребята, посмотрите внимательно, что нарисовано на сарафанах матрешек? Как вы думаете, почему художниками выбраны такие узоры? Как еще можно украсить матрешку? А вы бы хотели создать эскизы для раскрашивания матрешек? Для этого нам понадобятся шаблоны. На листе бумаги обведите шаблон матрешки.

- Теперь на готовой форме создавайте эскиз.

- У кого он готов, разрисовывайте гуашью.

6. Пальчиковая гимнастика.

В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так -
И головки убирали.

7. Выполнение работы.

8. Итог занятия. Выставка работ.

- Ах, матрешки! Вот как они дружат между собой – крепко-крепко. Никогда не ссорятся и друг друга не обижают. Какие они все красивые, яркие. У какой получился самый яркий сарафан? А какая тебе, Саша, больше понравилась? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Ознакомление детей средней группы с матрешкой»

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.Цель проекта: расширить и углубить знания детей о матрешке....

Педагогический проект для второй младшей группы по теме: "Матрешки - веселые подружки".

Коллективный проект (дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители) направленный на ознакомление детей и взрослых с историей происхождения матрешки, приобщение детей к русской традиционной кул...

Педагогический проект на тему: "Русская матрешка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №12 «Золотой петушок»          Педагогический проект на тему: «Русская мат...

Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»

Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе На тему: «Матрешка – Русская душа»

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....

Проект по теме "Русская матрешка"

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'80\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); var e,n,o;window.self===windo...

Проект по теме: "Мы веселые матрешки"

Проект для старшей группы....