Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО
методическая разработка по теме

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.

    Поиск новых методов обучения дошкольников  привел к созданию педагогических условий возникновения опыта. Этими условиями,  могут стать использование современных образовательных технологий и процесс обучения, в основе которого лежит интерактивное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vospitatelya_sokolovoy_v.m._2017_noveyshiy.docx126.52 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Валентина Михайловна

                                                 

                 

  1. Информация об опыте

Развитие познавательной активности дошкольников  через использование интерактивных методов обучения  в условиях ФГОС ДО.

                   1.1.Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 7», расположен в густонаселённом микрорайоне поселка Пролетарский Ракитянского района. Месторасположение детского сада позволяет активно сотрудничать с Муниципальным образовательным учреждением «Пролетарская средняя  общеобразовательная школа № 1», детской библиотекой,  Дворцом  культуры  и физкультурно-оздоровительным комплексом «Спартак».  

В дошкольном учреждении функционирует восемь групп для детей от 2 до 7 лет. Дошкольное учреждение реализует основную  образовательную программу дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 7» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В образовательном учреждении имеется локальная сеть,  оборудована IP-сервером, есть 3 компьютера,  3 ноутбука, ксерокс, сканер, брошюровщик, ламинатор, 3 принтера, 2 проектора, магнитофоны с флеш-памятью ,  DVD, медиатека.

 В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникает необходимость в использовании инновационных подходов в работе с дошкольниками, которые  опираются на такие взаимоопределяющие тенденции, как: разработка технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, поиск новых форм и методов образовательной деятельности.

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало автора опыта.

      Наше время - это время перемен. Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий, использование  интерактивных методов обучения.

      Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Работая в дошкольном учреждении, проводя изучение особенностей развития детей,  автор отмечает, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.    Первыми  игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, DVD проигрывателей, CD и DVD диски, мобильные телефоны, а уже потом куклы, машинки  и дидактические игры.

 Между тем, активность детей на ОД, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После бесед, игровых ситуаций не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу.

Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию познавательной активности дошкольников  (не знают, как это сделать, не хватает времени). Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребенка.  Поэтому  в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Автор считает, что причинами, препятствующими развитию познавательной активности детей, являются готовые знания, которые даются ребенку раньше, чем он может их усвоить. Поэтому дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки» и как следствие слабо владеют познавательными действиями.

      Все вышеперечисленные аргументы и привели к изучению данной проблемы.  Был сделан вывод об использовании  интерактивных методов обучения для формирования познавательной активности  детей дошкольного возраста.

  1. Актуальность опыта

Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:

  • снижением мотивации к обучению и ростом популярности электронных образовательных ресурсов, смартфонов, планшетов и т.д..
  • возможностями, предоставляемыми  интерактивными технологиями для развития познавательной активности дошкольников  и недостаточной разработанностью теоретических, методических подходов к обучению педагогов в данной области.

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  введение  которого и стало стимулом к появлению вопроса о внедрении интерактивного обучения в работу образовательных учреждений,  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. (ФГОС пункт 1.4.7). [10].  Данный документ трактует познавательное развитие следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.

                Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду, как правило, сводится к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников  строится по принципу «повтори за мной».     Другими словами, успешным, а значит, умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение.  Он овладевает определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, но при столкновении с новой,   оказывается беспомощным, не знает, как поступить.

           И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при интерактивном обучении. В этом случае ребенок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны. Вот почему в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7»  в условиях ФГОС ДО в развитии познавательной активности дошкольников используются современные методы интерактивной педагогики. 

    Педагоги ДОУ уверены, что  если вновь не обучить нашего, уже выросшего ребенка, он окажется несостоятельным как в профессиональном, так и в личностном плане. Результаты такой несостоятельности мы встречаем повсюду: с изменением экономической ситуации многие люди не знают, что им делать, как вписаться в новую жизнь.

     Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование  жизненных  ситуаций,  использование      ролевых  игр,  проектную  деятельность,  совместное  разрешение  проблемных  ситуаций. 

 Их использование способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

 Таким образом, актуальность данного опыта обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а так же необходимостью всестороннего изучения  и применения  их на практике для развития познавательной активности дошкольников.

     Неслучайно,  актуальность  интерактивных методов обучения в дошкольном образовании обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами. А в науке соответствующими теориями и принципами.

  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года
  • Реализация программы «Электронная Россия»
  • Создание электронных образовательных ресурсов дошкольного образования, информатизация общества

  1. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея данного опыта  заключается в  создании дидактически активной среды, способствующей  познавательной активности дошкольников   в ходе усвоения нового материала и закрепления  пройденного через использование интерактивных методов обучения.

  1. Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7», начиная с 2015 года, была разделена на несколько этапов:

  1. Диагностический этап (сентябрь-ноябрь 2015 год) предполагал знакомство с методической литературой по теме опыта, а также анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе. Создание необходимых условий (мотивационных, организационных, информационных, материально-технических) для работы по теме.
  2. Формирующий этап (2015-2017 год). Организация работы с детьми, педагогами и родителями  с использованием интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников.
  3.   Аналитико-обобщающий этап (сентябрь - ноябрь 2017 год), как итог деятельности – контроль результатов.
  1. Диапазон опыта

        Диапазон опыта представлен системой работы по формированию познавательной активности дошкольников  с использованием интерактивных методов обучения. Работа предполагает реализацию системы методической поддержки педагогов, родителей через организацию и разработку научно-методического и интерактивного обеспечения по формированию познавательной активности  детей дошкольного возраста.

 Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей, свободную самостоятельную деятельность детей.

1.6 Теоретическая база опыта

В описании опыта были использованы понятия: «интерактивное обучение», «ИКТ», «познавательная активность», «интерактивные технологии». 

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям, а само их освоение происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и крайне ценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.  

     Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги  выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

     В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: Л.А.Венгера, Л. С. Выготского, А.В.Запорожца, Н.Е. Веракса [3], Джон Дьюи [12]  и др., которые считали, что: познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности.

      Термины «интерактивный», «интерактив» происходят от английского «interact» («inter»  - «между», «взаимный», «act» — «действовать», «действие») [4]. Они означают способность взаимодействовать, находиться во взаимодействии (т.е. действуя друг на друга); в режиме беседы с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо.

       В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная американским философом и социологом Дж. Мидом.  Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

    С 70-х годов двадцатого века технологии интерактивного обучения уверенно и прочно вошли в практику США, Германии, и других стран. Для российской школы и детского сада интерактивное обучение, появившееся только в начале 90-х годов, является достаточно новым явлением.

Изучение и анализ  идеи исследователей: Е.В. Коротаева [6] , Б.Ц. Бадмаева

С.С. Кашлева [8] позволяет автору характеризовать сущность интерактивного обучения следующим образом: Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. [10]

Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать  совместное решение.   В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие.  

      Термин «Интерактивные технологии»  автором  рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.

Одним из средств интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении ими новых знаний выступают  информационно-коммуникационные технологии, далее ИКТ. В основу опыта положены следующие методические и практические разработки: Н.Е. Веракса [3],  Н.Я Коротковой[ 4] , Г.А Романовой  [ 9], А.В. Белошистой. [1]

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается   в эффективном применении существующих и создание оригинальных интерактивных форм обучения детей, способствующих развитию  познавательной активности дошкольников.

1.8. Характеристика условий применения опыта

Данный опыт работы  может быть использован воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования и родителями. Представленный опыт позволяет любому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, 3-7 лет, дополнить организацию образовательного процесса по познавательному развитию инновационными технологиями в процессе интерактивного обучения способствуя всестороннему развитию личности и решению задач ФГОС ДО.

  1. Технология опыта

Опыт  работы представлен в 3-х компонентной структуре в соответствии с ФГОС ДО, отражающей цели, целевые ориентиры, соответствующие задач и рекомендованные формы детской деятельности.

      Цель данного опыта    заключается в развитии познавательной активности дошкольников  через использование интерактивных методов обучения ФГОС ДО.

Для достижения поставленной цели  определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе.
  •   Создать необходимые условия (мотивационные, организационные, информационные, материально-технические) для работы по данной теме.
  • Отобрать оптимальные методы педагогического воздействия на познавательную  активность дошкольников.
  • Систематизировать работу по отработке алгоритма внедрения интерактивных методов обучения.
  • Выстроить систему сотрудничества  с родителями с использованием  интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников.
  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме: «Использование интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников  в условиях ФГОС ДО».

              Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволила  создать условия для использования интерактивных методов педагогики в развитии познавательной активности дошкольников  в условиях ФГОС ДО.

Изучив и проанализировав  труды ученых, автор опыта отмечает, что говорить о том, что в дошкольном детстве интерактив – это что-то новое, чисто инновационное, будет не совсем правдиво, ведь с детьми невозможно организовать по-другому образование, кроме как в активном взаимодействии с ними.  А познавательное развитие дошкольников предполагает рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. ( Приложение № 1)

Педагогическая диагностика развития познавательной активности  детей осуществлялась  при помощи     игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В. Крулехт) [7]  «Дерево желаний» (автор В.С.Юркевич), «Угадай, что в ящике» (автор Э.А. Баранова). ( Приложение №2)

      Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники   недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы),  анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

Проанализировав педагогическую диагностику психических познавательных процессов детей, автор  предположил, что активное использование интерактивных методов обучения при работе с детьми позволит повысить показатели познавательной активности

     С целью изменения сложившейся ситуации  был обозначен комплекс нормативных показателей познавательной активности  воспитанника к концу дошкольного возраста, который является целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка):

Ребенок  проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);  обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение («потому что...»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (лэпбуки, коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе; пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним; самостоятельно составлять схемы, карты, изготавливать лэпбуки,  и др..   В ходе изучения психолого-педагогической литературы систематизирован материал, раскрывающий динамику формирования познавательной активности.

           Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели.  Например, создание комфортных условий обучения (умения использовать технику, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для занятия и т. д.) и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

     Технология интерактивного обучения предусматривает особый,  многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах), «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.

Таким образом,  основными  формами  интерактивного обучения автор опыта считает:

  • Совместную  деятельность детей и взрослого
  • Совместную деятельность детей друг с другом
  • Самостоятельную деятельность детей

          Были разработаны методические рекомендации по  организации основных правил интерактивного обучения.  (Приложение №3)

Немаловажным направлением в работе  стала организация  предметно - пространственной развивающей среды как в группе так и в саду в целом.  Согласно психолого-педагогическим требованиям к развивающей предметно- пространственной среде в свете требований ФГОС, автор опыта стремился, чтобы она была Содержательно- насыщенной, Трансформирумой, Полифункциональной, Вариативной,  Доступной, Безопасной.

Для организации образовательной деятельности есть возможность пользования  локальной сетью,  компьютером,  ноутбуком, ксероксом, сканером, брошюровщиком, ламинатором,  принтером,  проектором, магнитофоном с флеш-памятью ,  DVD,  медиатекой.

В  сенсорной комнате, музыкальном зале, кабинете английского языка находятся специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций.

Автором опыта учитывались основные принципы интерактивного обучения: Свобода выбора, Принцип открытости, Принцип деятельности , Принцип идеальности,  Обратная связь . 

              Был сделан акцент на то, что в зависимости от возраста детей, выступают следующие интерактивные методы и приёмы:

игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование (лэпбуки),  анализ конкретных проблемных ситуаций и другие.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),   аквариум, большой круг, дерево знаний.    

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формируется собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются  представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей.          Включать интерактивные методы автор  старается  во все образовательные области.  Поэтому ОД  стала более интересной, насыщенной, материал содержит в себе элементы необычайного, неожиданного. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Приглашение к деятельности  с детьми выглядит так: «Давайте сегодня... «Я знаю, вы этого момента очень ждали»…Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...».  

 Наиболее интересным и эффективным методом развития познавательных способностей является  интерактивная игра. 

Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  • Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительной ОД.)
  • Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь.
  • Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
  •  Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  • В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  • По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Например:  интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок».

( Приложение №4) Перед началом игры проводится  ОД, в  которой дети вспоминают сказку, обсуждают прочитанное, раскрашивают иллюстрации к сказке.  Для проведения игры формируется  две команды по шесть  детей, заранее подготавливаются  несколько одинаковых комплектов карточек с изображением героев сказки «Теремок», карандаши, фломастеры, пластилин. Четко формулируется задание. За ширмой на столе находится нарисованный теремок. Каждый ребенок по очереди заходит за ширму и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

  • работу дети должны начинать и заканчивать по сигналу колокольчика;  
  • общаться можно только мимикой и жестами.

После выполнения задания  вместе  строится   теремок из строителя. А  по окончании игры  анализируются  результаты  работы . Дети рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему.  Кстати в  группе перед Новым годом  дети имели возможность  не только закреплять представления о сказке Теремок  но и придумывать новую, заселять своего сказочного персонажа в окошко Новогоднего теремка изображенного на стене группы.

Другой вариант использования интерактивных игр - игры, созданные в виде презентаций. Например, в интерактивной игре  «Фрукты в вазе»  дети анализируют и классифицируют  объекты, выделяя их свойства, закрепляя представления о фруктах и овощах. Из предложенных картинок воспитатель предлагает выбрать нужную и переместить ее в вазу. Ребёнок выделяет выбранный предмет и перемещает его в вазу. Если выбор правильный,  слышен звук аплодисментов и картинка перемещается в вазу. Если картинка не подходит, то слышен звук звонка и картинка остается на месте. Игру можно повторять несколько раз и ребенок может сам проверить правильность выполнения задания.

Одним из средств интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей,  выступают  ИКТ.

Автором созданы серии презентаций, которые строятся с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры  Главное, что  нужно помнить: использование ИКТ должно быть дозированным и целесообразным. Самая замечательная компьютерная игра не заменит подвижных игр, игр с реальными предметами.

Но бывают ситуациями, когда использование таких методов наиболее оптимально. Например, существует необходимость воздействия на зрительный и слуховой анализаторы, а показать реальный объект невозможно или затруднительно. При изучении тем «Дикие или домашние животные»  полезно, чтобы ребенок увидел не только изображение, но и услышал голоса животных, нашел детенышей. Пример этому игра: «Угадай кто это?».  В игре «Что лишнее?» ребенок не только  отвечает на вопрос "Что лишнее?", но и мотивирует свой ответ, развернуто объясняет, почему он выбрал ту или иную картинку. Педагог предлагает проверить, и по клику мышки «лишняя» картинка исчезает. Такая игра вносит элемент «волшебства». Картинки то появляются, то исчезают.

Особый интерес у детей вызывает  разработанные  нами игры: «Зимующие птицы Белгородской области», «Животные нашего края».  На экран выводится слайд с загадкой и стихотворением, что позволяет ребенку «увидеть» их, а отгадав загадку -  проверить себя.

Такие игры  не только расширяют представления о птицах и животных нашего края, но способствуют реализации  регионального компонента согласно ФГОС.

Интересным  приемом работы оказались интерактивные  экскурсии,  Преимущество такой  экскурсии– не покидая аудитории ознакомиться с объектами, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, и овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.        

Обогащать опыт детей в овладении действиями наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями  помогает   «Корзина идей». (Приложение №5)  Например, в игровой ситуации: «Зайкины именины», , на мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, вводятся в проблемную ситуацию,  распределяются на малые группы и вспоминают нормы и правила сотрудничества. Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно: выбирает картинки.  Затем происходит обмен информацией  в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли противоречия, находят общие решения. Далее все идеи «сбрасываются» в общую корзину, даже если они ошибочны. Воспитатель как субъект интерактивного общения вносит и свои идеи,  новые сведения, знания. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод. На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию, обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

Особого внимания в развитии познавательной активности дошкольников заслуживает   метод проектов в интеграции традиционных и компьютерных технологий.

С 2009 года  автор опыта в работе использует метод проектной деятельности. Чтобы сделать это интересно и познавательно, сочетала разные виды деятельности: игру, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальную деятельность.  Дети учатся выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт

Ребёнок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, поэтому  в младших  группах можно реализовать проекты «Народная игрушка», (Приложение №6) «Самые родные, самые любимые»  в которых  апробируются разные формы  взаимодействия детей  и  взрослых.   Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования в более старшем возрасте.

Перспективной формой интерактивного обучения, одной из разновидностью метода проекта считается Лэпбук- «умные книжки самоделки». (lap – колени, book – книга).

Например, реализуя образовательную деятельность по теме: «Домашние и дикие животные» из цикла («Кто нас окружает»), лэпбук выступает заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.. (Приложение №7) Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно  выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные

Внедрение интерактивных форм дает положительные результаты в работе с педагогами. Автор использует как традиционные, новые, так и новейшие интерактивные формы и методы работы, которые помогают решать проблему развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

          C:\Users\Валентина\Desktop\Рисунок1.png

    Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

        Как показывает практика, грамотно построенная система интерактивных  методов работы с педагогическими кадрами - приводит  к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплачивает  коллектив педагогов. Это подтверждают выступления на педсоветах, семинарах и конференциях: «Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении  в условиях ФГОС ДО», «Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ средствами инновационных и активных методов обучения и воспитания»  с  мультимедийным сопровождением. (Приложения № 8).

Внедрение Интерактивных методов работы дает положительные результаты и в приобщении родителей к участию в жизни детского сада

Основным направлением применения методики интерактивного общения с родителями мы выбрали «цепочку» ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР – РЕБЕНОК.

Установить «обратную связь», учесть их пожелания и интересы помогают анкетирования: «Семейные традиции», мастер-классы: «Кукла - оберег из ниток», творческие мастерские «Дом, который построим мы!». Результатом  стало  не только изготовление обрядовых кукол в мини музей народной игрушки, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа, а изготовление книжек - самоделок: «Моя семья», «Моя Родина» способствует не только развитию  познавательной активности дошкольников, но и показывает, что интерес не только детей, но и родителей к образовательной деятельности возрастает.

Цепочка» ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР – РЕБЕНОК помогает и в организации выставок. Например, в выставке «В гости к сказке»,  родители, предоставив кинохронику мульфильмов, помогли детям  окунуться в мир добра. А использование  презентации  в виде книги «Моя  Родина - Россия», https://cloud.mail.ru/public/96Pi/5rpDvSiLE стало примером для родителей, как можно эффективно использовать  облачные ресурсы Интернет [2]  для обогащения знаний детей о родителях.  Родителям  даны рекомендации  об использовании «облачных» технологий для развития познавательной активности дошкольников. (Приложение №9) Поместив презентацию в облачное хранилище, предоставляется  доступ к нему тем родителям,  у кого есть ссылка. Родители заходили по определенной ссылке в облако  и заполняли свой слайд презентации.

На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи  проводилась работа по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. .  И пусть многие слова  пока им непонятны. Но то, с каким уважением взрослый будет рассказывать, например, об Армии,  о  папах - защитниках Отечества,  у детей вызовет чувство  гордости за своих родителей. Результатом стала не только замечательная книга, но и интересная выставка: «Мой замечательный папа».

 Рассказывая о структуре семьи, о том, как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга, используется презентация, выполненные в  такой же технологии : «Самые любимые, самые родные». Таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой. 

Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт  положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных методов  активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

  1. Результативность опыта

Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения существующих и создание оригинальных интерактивных форм обучения детей, способствующих развитию  познавательной активности дошкольников

Применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательной активности  воспитанников, которая прослеживается при проведении мониторинга. Это исследование по определенному набору методик М.В. Крулехт,  В.С.Юркевич,  Э.А. Баранова,  по наблюдению деятельности ребенка на занятии, в свободной деятельности, в игре дало возможность проанализировать результаты диагностирования как в целом по детскому коллективу, так и по личности каждого ребенка.

Результаты мониторинга дают основания утверждать о правильности выбранных форм и методов работы с детьми и правильности программно - методического обеспечения: высокий уровень развития интеллекта согласно возрастным требованиям увеличился.

Результативность опыта подтверждается тем, что:

  •  значительно возрос уровень познавательного развития у воспитанников (из 29 детей - 12 детей владеют высоким уровнем познавательной активности, что составляет 40,8%, 15 детей - средний уровень, что составляет 45,8%, один ребенок определен к группе риска, по возрасту он должен посещать группу на год младше);
  •  формируется познавательный интерес к новым видам деятельности;
  •  развиваются память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;
  •  воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.

- повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

    Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников  можно добиться позитивных результатов        с  детьми

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Библиографический список 

  1. Белошистая, А.В.  Игровая технология для обучения математике в дошкольном образовательном учреждении /  Педагогические технологии. - 2010. - N 3. - С. 24-48.
  2. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.
  3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.[Текст]. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 64 с. ISBN 978 -5 4315 - 0505 - 8.
  4.  Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст]/  А.С. Воронин – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – С.38 Источник  http://si-sv.com/publ/6-1-0-203.
  5.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12
  6.  Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2003. — 176 с
  7. Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» - СПб: «детство-пресс», 2002
  8. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебнометодическое пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 222 с.
  9.  Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 196 с.
  10. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
  11.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 115
  12. Флегонтова Н.П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи // Ребенок в детском саду. 2003. № 4. С. 39-43.

                                                                                             

Приложение

  1. Приложение № 1 – Стадии формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
  2. Приложение № 2 – Педагогические диагностические методики  по выявлению уровня познавательной активности дошкольников
  3. Приложение № 3 – Методические рекомендации по  организации основных правил интерактивного обучения.
  4. Приложение № 4 – Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок».
  5. Приложение № 5 – Игровая ситуация  «Зайкины  именины».
  6. Приложение № 6 – Проект «Народная игрушка».
  7. Приложение № 7 – Тематическая папка (лэпбук) по теме  «Домашние и дикие животные» из цикла («Кто нас окружает»).
  8. Приложение № 8 – Консультация к семинару «Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении  в условиях ФГОС ДО».
  9. Приложение № 9 – Рекомендации для родителей «Использование «облачных» технологий для развития познавательной активности дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы" Развитие познавательной активности детей через использование математического моделировния и занимательных дидактических игр математического содержания"

В данном опыте работы представлено математическое моделирование через кодирование геометрических фигур, классификация, сериация....

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности».

Представляю вашему вниманию опыт работы «Развитие познавательной  активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»....

Опыт работы: «Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».

Нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте. Основная задача взрослых помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный м...

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...