Адаптация детей при поступлении в детский сад. Проект "Здравствуй, малыш!"
проект (младшая группа) на тему

Расмагина Светлана Анатольевна
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Поступление малыша в детский сад представляет собой серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей, сопровождающееся определенными психологическим трудностями.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного образования, условия которого специфичны: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.). Если ребёнок неправильно вошёл в период адаптации, он может заболеть, получить психологический стресс.
У 80% приходящих в детский сад детей, наблюдается дефицит общения, отсутствие умения контактировать с взрослыми и другими детьми. Приходя в детский сад, дети неадекватно реагируют на действия сверстников, воспринимают их как угрожающие. Это порождает неблагополучную эмоциональную атмосферу в группе, дети плачут, кричат. В процессе адаптации стрессовые ситуации влияют на физиологическую и биологическую адаптацию (появляется отказ от еды, нарушается сон, терморегуляция, ослабевает иммунная система), что сказывается на нервно-психическом развитии малыша.
 
 До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Ребенок дома играет в основном один.
Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdr._malysh.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №26 «Ягодка» пгт. Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края

                                              Автор:

 Расмагина  Светлана Анатольевна

воспитатель высшей категории

пгт. Ярославский

Тип проекта:  познавательно-практико-ориентированный, групповой.

Девиз проект:

Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
(Г. Шалаева)        

Автор проекта:    Расмагина Светлана Анатольевна

Продолжительность проекта:  краткосрочный (3 месяца)

Участники: вновь поступающие дети , воспитатель, медицинский работник, родители.

Возрастная категория:      дети  1,5-2 года.

Актуальность:        Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми может стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травм. Для этого необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения с взрослыми и детьми.

Проблема:             В возрасте 1- 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и страхом новизны.

Цель: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации.

Задачи:    1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду.

2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.

3. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.

4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

Ожидаемые результаты:    Будет сформировано доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.

Будет сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.

Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.

Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Риск:   Непостоянство состава детей в течение непосредственно образовательной деятельности. Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток по итогам проекта.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Подбор дидактического и методического материала

2. Составление плана работы по проекту.

3. Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами к отобразительной игре, пальчиковым играм, дидактическим играм.

4.  Разработка и подбор коммуникативных  игр: «Ласковое имя»,

 «Давайте познакомимся», Кто пришел к нам в гости?»,«Вместе играем»,

«Покажу, как я люблю» и т.д.

II этап – основной

Работа с детьми:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Экскурсия по группе, раздевалке, спальне , на участке детского сада.

 2. Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.

3. Конструирование «Мебель для кукол», «Заборчик», «Дома», «Лесенка», «Машина», «Башенки».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Обучение коммуникативным  играм: «Давайте познакомимся», «Я иду к вам в гости с подарками», «Шли – шли, что –то нашли», «Кому это нужно?», «Комплименты», «Расскажи стихи руками», «Раздувайся пузырь», «Сложи листики», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково», «Отгадай чей голосок».

2. Отобразительные игры: «Кукла Катя заболела», «Помоги Мише собрать игрушки в детском саду», «Зайка едет в детский сад».

3. Дидактические игры: «Кому это нужно?», «Сложи листики», «Узнай и назови», «Поручения», «Комната для кукол», «Дай что звучит», «Кто это делает?», «Какой?», «Узнай и назови овощи».

4.Ситуации общения: «Домик для нашей одежды», «Научим Хрюшу умываться», «Игрушки, которые живут в нашей группе», «В какие игры можно играть в группе», «Давайте никогда не ссориться», «Покажем Мишке уголок природы», «Назовем картинки в любимой книжке», «Научим куклу играть с пальчиками».

5. Рассматривание картин: «Дети играют в кубики», «Игры с водой».

6.Подвижные игры: «Карусели», «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «У медведя во бору», «Самолеты», «Поезд».

7. Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Семья», «Где же наши ручки», «Срока – сорока», «Коза», «Строим дом».

 

Образовательная область «Речевое развитие»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

О. Высотская «Мы приходим в детский сад»,

Д. Суханов «Детский сад»,

Е. Лыковская «Я хожу в детский сад»,

Стихи из цикла А. Барто

Б. Заходер «Шофер»,

Н. Павлова «На машине».

Сказки:  «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Потешки:  «Водичка – водичка», «Солнышко», «Тень – тень потетень», «Вот и люди спят», «Ладушки – ладушки», «Кран откройся, нос умойся».

Показ кукольного театра и театра на фланелеграфе: « Репка», «Кто сказал мяу?», «Три медведя».

Звуковая культура речи.

Д/ упр на произношение звуков и звукоподражания:

«Кто позвал?», «Кто пришел? Кто ушел?», «Ветерок», «Кто как кричит?», «Лошадки» и т. д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Ладошки», «Каляки- маляки».

Лепка:  «Тесто шлеп, шлеп»,«Пластилиновая мозаика», «Мой друг пластилин»

Самостоятельная деятельность детей:

Свободное рисование.

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Слушание музыкальных произведений.

Игры с предметами.

Совместная деятельность в ходе режимных моментов:

Чтение стихов, потешек, пение песенок.

Фольклор: «Кто у нас хороший?»,  «Водичка – водичка»,  «Ладушки – ладушки», «Солнышко», «Кран откройся, нос умойся».

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы о адаптации детей, рекомендации.

Родительское собрание «Здравствуйте, давайте познакомимся!»,

Консультации: «В детский сад, как на работу!», » Как облегчить процесс адаптации в детском саду», «Почему важен режим дня для адаптации детей».

III – заключительный.

Отчет «Анализ адаптации детей во второй группе раннего возраста».

Презентация проекта: « Здравствуй, малыш!»

Анкетирование родителей « Адаптация ребенка в ДОУ».

Диагностические исследования:  В начале проекта был проведен опрос родителей о том, что они знают о жизни детского сада, что такое адаптация?. По результатам опроса были выявлены низкие знания родителей по этим  темам. По моему наблюдению дети, которые только начали посещать детский сад, были не готовы к разлуке с родителями, к посещению детского сада. Многие дети не имели необходимые навыки: держать ложку, пользоваться горшком, находиться без родителей непродолжительное время. Боялись чужих людей, плакали, не были отучены от соски, бутылки.

В заключении проекта было проведено анкетирование родителей по теме «Как ваш ребенок прошел адаптацию в детском саду?». Был виден хороший результат, многие родители спокойно отдают своих детей в сад, считают, что адаптация прошла успешно. По отчету медицинского работника в ДОУ адаптация детей в группе прошла успешно, средней степени тяжести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Знакомство. Адаптация детей при поступлении в детский сад."

На первом собрании в детском саду родителям необходимо познакомиться не только с другими родителями, специалистами, а также важно узнать о том, как проходит адаптационный процесс в группе и лично у ка...

Памятка для родителей : "Адаптация детей при поступлении в детский сад!"

Памятка для родителей :"Адаптация детей при поступлении в детский сад!"...

Памятка для родителей "Адаптация детей при поступлении в детский сад"

Лучшее лекарство от стресса – это смех!Поэтому в адаптационный период необходимо создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольст...

Картотека консультаций для родителей по адаптации детей при поступлении в детский сад

материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей...

«Адаптация детей при поступлении в детский сад»

Игры с детьми в период адаптации к детскому саду:«Передай колокольчик» - Учит ребенка отзываться на свое имя, на уменьшительно-ласкательные его формы и свою фамилию, понимать и использоват...

Адаптация детей при поступлении в детский сад- "Ступеньки адаптации"

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все де...

Адаптация детей при поступлении в детский сад

Адаптация детей при поступлении в детский сад...