«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
консультация (младшая группа) по теме

Расмагина Светлана Анатольевна
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми по развитию сенсорных эталонов. Набрав, вновь прибывших детей, я провела диагностику по сенсорному развитию и анкетирование родителей на тему "Сенсорное воспитание детей" Пришла к выводу, что результаты диагностики и знания родителей в этой области ниже среднего.
 
Поэтому, мною были проведена работа, направленная на повышение знаний родителей в области сенсорного развития детей. Цель этого мероприятия была: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx18.21 КБ
Файл rabota_po_sensornomu_vospitaniyu.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №26 «Ягодка» пгт. Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края

 «Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»

Воспитатель: Расмагина С. А.

Пгт. Ярославский

2016г.

«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она является ведущей потому, что оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребёнка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для сенсомоторного развития детей.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Задачи сенсорного воспитания вы видите на экране . При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия.

Формирование сенсомоторных навыков предполагает усвоение сенсорных эталонов .Усвоение сенсорных эталонов-длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон-это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения».

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудна одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и обязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами с собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определённой системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста. Кроме того, готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Для формирования сенсомоторных навыков мною был разработан комплекс дидактических игр и пособий направленных на развитие перцептивного восприятия.

В группе создана развивающая среда, позволяющая формировать у детей умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать.

На третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Для этого мы используем пирамидки разной формы и размера, цветные столбики, волшебные домики, кубы и т.д.

Важным навыком сенсомоторного развития является конструирование по подражанию .Средством формирования данного навыка выступают кубики серий «Лего» и «Строитель».

Формы работы с детьми по формированию сенсомоторных навыков стандартные. Дидактические игры и упражнения могут использоваться во время занимательных дел. Игры с более крупным материалом можно предложить для самостоятельной деятельности .В ходе совместной деятельности в режимных моментах) мы применяли упражнения и задания, в которых необходим показ и контроль со стороны воспитателя: это игровые массажи, составление рисунков из мозаики по образцу, игры на восприятие и различения цвета и формы.

Важнейшими условиями сенсорно-моторного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Поэтому не может остаться без внимания и работа с семьёй .Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьёй, используя разнообразные методы и формы работы.

Итак, в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие   о соответствующем уровне сформированности сенсорных-моторных навыков: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру; группируют и соотносят в соответствии с образцом предметы по цвету , форме, величине и другим свойствам; узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления имеющие характерный цветовой признак; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы, цвета; отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры; начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Расмагина С. А. воспитатель II- группы раннего возраста МКДОУ детский сад№26 Формирование Сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей 3-его года жизни

Слайд 2

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Слайд 3

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

Слайд 4

Целью сенсорного воспитания является формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Задачи сенсорного воспитания: Формирование у детей систем перцептивных действий Формирование у детей систем сенсорных эталонов Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Слайд 5

Эталонная система Цвета Формы Величины

Слайд 6

Актуальность темы исследования: Совершенствование и развитие сенсорных процессов затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия в процессе различного рода действий с предметами. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Слайд 7

Дидактические игры

Слайд 8

Создание развивающей среды

Слайд 9

Формирование представлений о цвете, форме и размере

Слайд 10

Конструирование по подражанию

Слайд 11

Занимательное дело

Слайд 12

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 13

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Слайд 14

Работа с родителями -консультации -родительские собрания -семинары-практикумы -тематические выставки

Слайд 15

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне сформированности сенсорно-моторных навыков

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Игра как вид деятельности издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов. Игра представляет собой особый вид деятельности чнловека....

Конспект организации и проведения игровой деятельности с детьми третьего года жизни.

Расширять знания о назначении предметов, действий с ними....

Проект "Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры у детей раннего возраста".

Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....