Главные вкладки

    Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»
    рабочая программа на тему

    Подопригора Людмила Сергеевна

    У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентической гармонии. Поэтому данная программа поможет педагогам выявить потенциальные способности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_odaryonnye_deti2.docx586.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\импульс1\Desktop\img023.jpg

    Пояснительная записка.

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

    Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Главнейшей целью образования и воспитания детей является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

    Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группе вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой одаренности других воспитанников.

    У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентической гармонии.

    Мозг ребенка представляет собой гигантскую машину, обрабатывающую ассоциации. Ассоциация – это инструмент, с помощью которого ребенок устанавливает взаимосвязи между многообразными фактами и явлениями познаваемой Вселенной. Мозг ребенка в состоянии запомнить все, что кажется ему необычным или уникальным. Это свойство памяти известно, как эффект фон Ресторфа (он назван в честь немецкого психолога, который установил, что человеческий мозг обращает внимание и запоминает вещи, которые чем-то выделяются среди обычного окружения). Составление интеллект-карт или умственных карт – это использование таких элементов, как:

    - память;

    - ассоциации;

    - место;

    - эффект фон Ресторфа.

    Умственная карта позволяет также открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности (радиальное мышление), поэтому дает возможность ребенку выразить в простой и в то же время сложной форме свою индивидуальность.

    Подобно дорожной карте – умственная карта:

    1.        Помогает охватить взглядом множество предметов и явлений;

    2.         Позволяет наметить или выбрать маршрут и подскажет куда и откуда вы двигаетесь;

    3.        Содержит в себе большое количество данных;

    4.        Помогает решать проблемы, подсказывая новые пути для творчества;

    5.        Позволяет действовать максимально эффективно;

    6.        Радует глаз, когда вы читаете ее или размышляете над ней;

    7.        Привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

    Умственная карта – это эффективное средство развития ребенка, так как она позволяет детскому мозгу распознавать известные изображения и строить на них свои ассоциации без всяких «помех» со стороны грамматики и семантики, дает ребенку полную картину, связывая по смыслу различные темы и явления, изображенные на ней, служит чудесным инструментом для развития памяти, обучения, творческого мышления, анализа, подготовки к школе и самовыражения.

    Цель программы:

    Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.

    Формы работы с одарёнными детьми:

    •        групповые занятия;

    •        работа по индивидуальным планам;

    •        исследования динамики развития.

    Формы работы с родителями.

    Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

    Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

    1.        Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

    2.        Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

    3.        Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

    4.        Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

    Формы работы:

    •        Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

    •        Родительские собрания с акцентом на развитие темы “Умные родителя - гениальный ребенок”.

    •        Совместное с родителями составление индивидуального плана или программы развития ребенка каждого ребенка по запросу родителей или по рекомендации педагога.

    •        Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

    •        Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

    Основные направления работы с одарёнными детьми.

    - В качестве основного направления работы с одаренными детьми является составление интеллект-карт по разнообразным темам для расширения кругозора, повышения интеллекта, развития творческого и логического мышления и т.д.

    - Педагог - живой пример. Поскольку мозг сконструирован таким образом, чтобы обучаться подражая, в создании умственных карт и их описании, педагог является образцом для подражания, что способствует развитию речи, восприятия и мышления дошкольников.

    - Ребенок – это механизм, запрограммированный на успех. Он рожден для того, чтобы добиваться успеха. Его история – это история успеха. Задача педагога поддержать ребенка на пути к успеху.

    Принципы реализации программы.

    • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
    • Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
    • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям    одаренных    воспитанников    на    разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
    • Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
    • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

    Механизмы реализации программы.

    •        Внедрение в практику ранней диагностики одаренности при помощи интеллект-карт и ее дальнейшего развития. Применение методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.

    •        Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

    •        Реализация программ дополнительного образования в части работы с одаренными детьми.

    •        Создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ.

    Планируемые результаты:

    • Развитие творческих и умственных способностей ученика,
    • Устойчивый интерес к обучению, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
    • Участие в олимпиадах и достижение результата.

    Индикаторы эффективности реализации программы:

    1. Рост числа родителей, удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми.

    2. Увеличение числа воспитанников, овладевших ключевыми компетенциями.

    3. Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений.

    План работы с одарёнными детьми на 2017-2018 учебный год

    с опорой на тематический план.

    Мероприятия

    Сроки

    1.

    Ознакомительно-диагностический этап.

    Сентябрь

    2.

    Организация и проведение мероприятий, с применением технологии интеллектуального картирования направленных на выявление и развитие потенциальных способностей воспитанников.

    В течение года

    4.

    Участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

    В течение года

    5.

    Организация индивидуальных консультаций для родителей воспитанников.

    В течение года

    6.

    Создание архива данных исследовательских работ.

    В течение года

    7.

    Проведение консультаций для родителей воспитанников, имеющих повышенный интерес к познавательно-исследовательской, физической, двигательной, творческой или конструктивной деятельности.

    В течение года

    8.

    Изучение опыта работы с одаренными детьми.

    В течение года

    9.

    Подведение итогов работы, анализ работы с одаренными детьми, вручение грамот и благодарностей детям и родителям.

    Тематический план.

    Список литературы:

    Бьюзен. Т. Умные родители – гениальный ребенок / Минск: Попурри, 2017г.

    Тони и Бари Бьюзен Супермышление/Минск: Попурри, 2014 г.

    Бьюзен Т. Научи себя думать/Минск: Попурри, 2014 г.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

    Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

    Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)

    В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...

    ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

    Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности  ДОУ...

    ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

    В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая моло...

    Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».

    Организация работы   по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском  саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...

    Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

    Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...