Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"
опыты и эксперименты

Елена Васильевна Наприенко

Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samostoyatelnosti.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».

 Организация познавательно - исследовательской

 деятельности старших дошкольников как условие формирования самостоятельности.

 

                                                                           Выполнила: Наприенко  Елена Васильевна

                                                  Педагог дошкольного образования, музыкальный руководитель

                                                                                МКДОУ « Сказка», г. Вихоревка

 

                                                      Сроки реализации: 2021-2022 г.

Оглавление

 1.   Пояснительная записка………………………………………..……………….……...3

 2.   Актуальность практики……………………………………………………….....….....3

 3. Теоретические аспекты процесса формирования самостоятельности старших дошкольников…………………………………………………………………………………..... 4

 4.    Описание основных направлений и мероприятий практики……………………….5

 4.1. Диагностика уровня самостоятельности …………………………………………….5

 4.2.  Формирующие мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию самостоятельности……………………………………………………………………..7

 5. Методические материалы…………………………………………………………..........8

 6. Используемые материалы………………………………………………………………..8

 7.Методическое обеспечение программы………………………………………………...10

 8. Анализ полученных результатов………………………………………………………..11

 9. Позитивные изменения по итогам реализации практики……………………………..12

 10. Список используемой литературы…………………………………………………….12

 11.Приложение 1…………………………………………………………….……………...13

 12. Приложение 2…………………………………………………………………………...13

                                              1.  Пояснительная записка.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному образовательному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности.

Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

В рамках данной модели выделяют:

- свободную деятельность старших дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- деятельность дошкольников, организованную воспитателем и направленную на решение задач, связанных с интересами других людей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности. Им определены основные принципы по развитию самостоятельности старших дошкольников:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности.

Основополагающим требованием общества к современному ДОО является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствования умений, творческого применения этих умений в действительности.

2. Актуальность практики.

      Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.    

    Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

       Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только развивать самостоятельность детской деятельности, но и поддерживать имеющийся интерес, возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

       Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

       Старшие дошкольники являются прирожденными исследователями, что подтверждается их любознательностью, постоянным стремлением к эксперименту, желанием самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях. Активная помощь этой деятельности является задачей педагога.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?). В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти старшему дошкольнику;

- педагог ставит проблему, но метод ее решения старший дошкольник ищет самостоятельно (допускается коллективный поиск);

- на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются старшими дошкольниками самостоятельно.

Все вышеизложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи исследования.

Цель: формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам формирования самостоятельности у старших дошкольников;

2) Определить условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;

3) Провести диагностическое исследование уровня самостоятельности старших дошкольников;

4) Разработать и реализовать конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

5) Проанализировать полученные результаты.

3. Теоретические аспекты процесса

формирования самостоятельности старших дошкольников

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение старшими дошкольниками конкретных предметных знаний и навыков.

Рассмотрим значение слова «самостоятельность». С точки зрения этимологии слово «самостоятельность» определяется как «сам» и «стоять», «самость», «независимость». «Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».

Самостоятельная деятельность – одна из основных моделей организации образовательного процесса старших дошкольников. Если у старшего дошкольника обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, то он обладает мотивационной установкой на самостоятельность.

В рамках данной модели выделяют:

- свободную деятельность старших дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- деятельность воспитанников, организованную воспитателем и направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь людям и т.д.).

   Самостоятельность является стержневой стороной характера человека. Уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. скоро детям придется при поступлении в школу проявлять большую самостоятельность, чем в детском саду. Самостоятельность не дается человеку от рождения, а формируется по мере взросления детей и на каждом этапе имеет свои особенности. Высшей ступенью в развитии самостоятельности старших дошкольников является способность к самостоятельной организации деятельности.

  1. Описание основных направлений и мероприятий практики.

   4.1. Диагностика уровня самостоятельности детей.

    Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

На основе критериев, предложенных автором В.И. Логиновой, нами представлена характеристика уровней развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.  Критерии оценки самостоятельности детей зависят от возраста, уровня умственного и психического развития. Они включают в себя:

- интерес к деятельности;

- стремление к решению задач деятельности без помощи взрослого;

- умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;

- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу:

Высокий уровень (3 балла). Ребенок проявляет интерес к деятельности, сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата; охотно принимает предложение экспериментатора. Постановка цели, планирование осуществляется самостоятельно, полученный результат адекватен поставленной цели. Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей. Работа выполняется без спешки, наблюдается стойкая мобилизация усилий; время выполнения заданий обычно используется рационально. Работа выполняется добросовестно, аккуратно. Эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качество своей работы, полученный результат. Ребенок способен проявить инициативу и внести элементы творчества в решение поставленной задачи.

Средний уровень (2 балла). В большинстве случаев дети проявляют высокий интерес к заданию в начале деятельности, но при столкновении с трудностями, темп работы снижается, действия становятся менее целенаправленными. Ребенок может поставить перед собой цель, осуществить элементарное планирование. Поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение нередко приводят к существенному подъему активности, инициативы. Отмечается эмоциональное отношение к своей деятельности и достигаемым результатам, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью. Иногда отмечается проявление инициативы и элементов творчества в решение поставленной задачи.

Низкий уровень (1 балл). Ребенок не проявляет интерес к деятельности без игровой мотивации или не проявляет его вовсе, не способен принять цель деятельности и осуществить планирование даже при помощи взрослого. Полученный результат неадекватен поставленной цели, наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность, не способность проявить инициативу и внести элементы творчества в решение поставленной задачи. Активность может быть сравнительно высокой в начале деятельности, затем быстро идет на убыль; результат достигается с помощью неорганизованных проб, качество выполнения задания остается вне поля внимания детей.

Проводятся наблюдения за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Все наблюдения фиксируются в таблице (См. Приложение 1).

При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно должны соблюдаться следующие правила:

- при проведении эксперимента создается доверительная атмосфера; расположению ребенка к себе должны способствовать непринужденные разговор, ободряющие жесты, доброжелательность, выполнение совместной деятельности;

- место проведения наблюдения должно быть знакомым – групповая и спальная комнаты, в которых не будет новых отвлекающих предметов;

- во время эксперимента слова и действия детей не оцениваются и не комментируются.

По выставленным баллам в таблице выводится итог, и по результатам определяются критерии оценки уровня.

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу.

Критерии оценки уровня: ВУ = 18-21 балл

                                             СУ = 11-17 баллов

                                             НУ = 7-10 баллов (См. Приложение 3)

По итогам проведенной диагностики, целью которой является оценка развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, получены следующие результаты: высокий уровень - 3 ребенка (20%), средний уровень – 9 детей (60%), низкий уровень - 3 ребенка (20%).

В целом - дети ставят цель, озвучивают предположения, отбирают эффективные средства для достижения цели, но некоторые дети столкнулись с проблемой:

 Диана Ю. – Не может даже с помощью взрослого определить цель и план действий при решении проблемы, даже если она проблему поняла, наметить что дальше она будет делать - самостоятельно трудно. Не видит сути проблемы, предпринимает попытки ее решить путем проб и ошибок.

Степа М.- Столкнулся с проблемой самостоятельной деятельности, без помощи педагога.

Даша Кис. - Цель и проблему она осознает, при помощи взрослого ей удается реализовать задуманное, но до конца она свою деятельность не доводит - отвлекается.

Даша Б. – Самостоятельно не может определить цель и план действий. Инициативу проявляет, но выбрать предметы, место и партнеров для сотрудничества, подобрать инструменты и оборудование для самостоятельной работы не может.

Юля М. – В начале деятельности интерес проявляет, но при столкновении с трудностями темп работы снижается, не способна осуществить планирование даже с помощью взрослого и получить результат деятельности. Активность идет на убыль, результат достигается с помощью неорганизованных проб, постоянно отвлекается и теряет интерес к происходящему.    

Даша Кн. - особо не активна, инертна, при отборе нужных средств - затрудняется, без помощи взрослого не может поставить цель, спланировать работу и получить результат, трудно озвучивает выводы.

Ира Л. - Столкнулась с проблемой самостоятельно определить цель планирования действий. Самостоятельно получить результат, адекватный поставленной цели не может.

 Вывод: основная проблема в группе с определением цели, осуществлением планирования, самостоятельной реализацией задуманного и получением результата деятельности. Но интерес к деятельности и стремление к решению задач без помощи взрослого у большей части группы на высоком уровне, что говорит о стремлении детей к самостоятельной деятельности.

Для того, чтобы у детей формировать самостоятельность, необходимо наметить и реализовать серию конспектов занятий по познавательно - исследовательской деятельности.

4.2. Формирующие мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию самостоятельности.

После проведения диагностики нами был разработан тематический план работы с детьми старшей группы на год, направленный на повышение у детей познавательного интереса и активности в изучении разных явлений окружающей действительности, развитию любознательности и самостоятельности в процессе познания мира через действия.  При этом использовалось пособие Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», в котором авторы предлагают примерный вариант планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Предлагается работа по познавательно - исследовательской деятельности в лаборатории, оснащенной необходимым оборудованием и материалами. Это дает возможность педагогу:

- работать с детьми малыми подгруппами (6-8 человек) по интересам;

- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …).

Организация познавательно - исследовательской деятельности, ее разновидностей предполагает реализацию проблемного (или исследовательского) обучения дошкольников и включение их в проблемную ситуацию, когда они проявляют активность и самостоятельность в процессе познания. В основу берутся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные изыскания детей в окружающей жизни.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия проводятся два - три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности). Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так?)

- ситуация выбора.

Важно в начале первого занятия познакомить детей с хозяином лаборатории – профессором Галилео, с оборудованием и правилами поведения.  Профессор Галилео показывает забавные опыты. Кроме профессора Галилео к детям в лабораторию «заходит» гость - Незнайка, который является основателем проблемных ситуаций, инопланетянин.

Данный план разработан на год, с учетом времени года – прописаны цели и подобраны материалы. Каждый месяц проводится четыре занятия по познавательно – исследовательской деятельности (раз в неделю).

 Сентябрь - адаптация после каникул, на четвертой недели сентября дети знакомятся с детской лабораторией.

В октябре первая и вторая неделя отведена формированию представлений детей о свойствах воды и о растворимости веществ в воде. Третья неделя – закрепление знаний о свойствах воздуха, на четвертой недели дети знакомятся со свойствами магнита и т. д.

 

Таким образом, можно отметить, что данный план удобен тем, что перечень прилагается, цель ставится, задается система (последовательности) работы с учетом возраста детей, позволяя формировать у детей представление о разных явлениях и объектах, таких как: вода, воздух, магнит, бумага, снег, песок; выявление свойств предметов и явлений. (См. Приложение 2).

На основании плана нами были разработаны конспекты занятий по темам: «Свойств воды и воздуха», «Что такое масса?», «Бумага и ее свойства», «Свойство магнита» , « Кораблекрушение», « Что такое масса», « Секретные записки».  

Для проведения занятий использовалось традиционное оборудование, такое как: вода, песок, бумага, пластилин, картон, сахар, мука и т.д. (см. Приложение 2).

 Использовалось так же не стандартное оборудование: весы, гири, тактильный ящик, компас, магниты с разными полюсами, оргстекло.

 В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

На организационном этапе воспитатель подготавливал детей к проведению исследовательской деятельности, проводя познавательные беседы, повторяя правила техники безопасности, проводил мини – эксперименты, показывал детям научные фильмы и презентации. Любое занятие начиналось с того, что появлялся персонаж, от имени которого формулировалась проблема, поисковое задание. Дети самостоятельно принимали решение – видеть эту проблему, высказывали предположение, как ее можно решить. Планировали свою деятельность

Следующий этап - основной, когда дети самостоятельно действовали, реализуя план. Проверяли правильность выполнения действий, согласовывая свои действия с действиями партнера. Фиксировали новую информацию в журналах наблюдений.

На заключительном этапе дети предъявляли итоги деятельности, и анализировали полученные результаты.

 5. Методические материалы.

Основными видами фронтальных занятий являются занятия:

•        Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

•        «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

•        Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

•        Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

•        Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Благодаря данным занятиям целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности:

•        учебно-игровую;

•        коммуникативно-диалоговую;

•        экспериментально-исследовательскую.

6. Используемые технологии.

•        Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Она даёт ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

          Личностно-ориентированная технология целью, которой заключается ставить в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный, поэтому организация воспитательно-образовательного процесса формируется на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

 Технологии развивающего обучения – это развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования данной технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

  Технологии проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности, что в отличии от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

           Здоровьесберегающие технологии, которые включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях: информационном, психологическом, био - энергетическом. Использование физкультминуток, гимнастика для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластика, динамические паузы, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Технология исследовательской деятельности, при которой у дошкольников формируются основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

1. Идти в ногу со временем;

2. стать для ребенка проводником в мир новых технологий;

3. наставником в выборе компьютерных программ;

4. сформировать основы информационной культуры его личности;

5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

    STEАM технологии, которые основаны на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности, помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

     Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.

   

7. Методическое обеспечение программы.

1.Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

2. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, песок и т.д.

3. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, и т.д.

4. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

5. Красители: гуашь, акварельные краски.

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. деревянная палочка, вата и т.д.

7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки и т.д.

8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных.

9. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

10. Специализированный стол для смешивания веществ (воды и песка).

11. Халаты, передники, нарукавники.

12. Микроскоп, лупы.

13. Песочные часы, безмен.

14. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.

13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды.

  8. Анализ полученных результатов.

Реализуя план и разработанные конспекты, хочу отметить, что дети проявляли огромный интерес и активность при работе в лабораторных условиях.

Перед основной деятельностью самостоятельного экспериментирования дети с интересом включались в организованную проблемную ситуацию, задавая в ходе работы вопросы по изучаемому материалу. Видя новое оборудование, предлагали способы, как можно его использовать. В данных условиях, проводя эксперименты в лаборатории, у детей вырабатывалась способность к работе в команде, они выбирали себе партнеров и вместе советуясь, стремились самостоятельно добиваться определенных результатов. Детям давалась возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому работали они увлеченно.

С огромным удовольствием самостоятельно проводили опыты с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, льдом, водой, магнитом и прочими материалами. Хочется отметить, что в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа.

Дети проявляли познавательный интерес к практическим опытам, что способствовало пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное самостоятельное освоение окружающего мира. Каждый раз, работая в лаборатории, дети получали возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать самостоятельно выводы. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в не изведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, проявлять самостоятельность, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

В целом идея с лабораторией, это чудесная возможность максимально раскрыть самостоятельную деятельность ребенка старшего дошкольного возраста.

Но есть такие моменты, на которые хотелось бы обратить внимание. На первых занятиях, как положено, планировался организационный этап и основной этап, который включал в себя три эксперимента. Но по времени не укладывались, так как у детей недостаточно был сформирован навык ведения журнала наблюдения. Дети, заходя в лабораторию, не понимали, как пользоваться материалами и оборудованием, поэтому проводилась предварительная работа, в входе которой дети ознакамливались с данными видами деятельности, с правилами работы в лаборатории. Вначале дети вели себя не решительно, скованно, так как ранее им никогда не приходилось находиться в данных условиях. Поэтому необходимо было задавать наводящие вопросы, направляя детей к нужному виду деятельности. Возникали проблемы с дисциплиной, приходилось, охватывая полностью в поле зрения всех детей и выстраивать так занятие, чтобы дети не теряли интерес, а наоборот занимали позицию ведущих исследователей.

 Так же на начальном этапе возникали трудности с планированием, но в ходе следующих занятий дети стали самостоятельно ориентироваться в проблеме. Участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности.

 Не обходилось и без помощи тем детям, кто работал медленно, по определенной причине отставая и теряя основную мысль. Бывали такие моменты, где у детей возникала проблема с самостоятельной деятельностью во время основного опыта или ребенок не мог выразить свое умозаключение. Для этого, чтобы подтянуть ребенка, проводилась индивидуальная работа. Давалось право выбора партнера и право работать в лаборатории, в количестве двух человек – под наблюдением педагога в свободное, дополнительное время. Так же предлагалась домашняя работа в совместной деятельности с родителями, где ребенок уже занимал позицию педагога.

Хочется отметить, один из важных моментов деятельности педагога - нужно обязательно по именно обращаться с вопросами к детям вовлекая и заинтересовывая каждого ребенка.

9. Позитивные изменения по итогам реализации практики.

В последующих месяцах дети уже самостоятельно, смело принимали решение и проводили опыты. В результате проведенной работы было замечено, что дети стали более самостоятельными, инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей, дети самостоятельно проводили опыты, используя при этом разнообразные средства.

 Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Литература.

1. Веракса, Н.Е. Познавтельно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – Москва: Мозаика-синтез, 2003.

2. Егорова - Ракитская Д. Как воспитать самостоятельность: программа семинара для воспитателей по проблеме формирования самостоятельности / Д. Егорова - Ракитская, М. Чибисова // Школьный психолог - Первое сентября. - 2014. - № 4.

3. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования / Л. В. Рыжова.  «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

4. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4.

5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для среднего и старшего возраста / Методическое пособие.  ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.

6. Дыбина О. В., Щетинина В.В., Подъяков Н. Н. Ребенок в мире поиска.

                                                                                                                 Приложение 1

Диагностическая карта оценки уровня развития самостоятельности

детей старшего дошкольного возраста (В.И. Логинова)

№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Критерии оценки уровня самостоятельности

Уровень

Интерес к деятельности

Стремление к решению задач деятельности без помощи взрослого

Умение поставить цель деятельности

Осуществить элементарное планирование

Реализовать задуманное

Получить результат, адекватный поставленной цели

Способность к проявлению инициативы

Итог

1

2

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу.

Критерии оценки уровня: ВУ = 18-21 балл

                                             СУ = 11-17 баллов

                                             НУ = 7-10 баллов

 Приложение 2

План работы в детской лаборатории с детьми старшего дошкольного возраста, адаптированный под условия МКДОУ «Сказка». Материал взят из методического пособия Тугушевой Г.П., Чистяковой А. Е.  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

месяц

неделя

тема

цель

материалы

Сентябрь

       -

           -

              -

Экскурсия в детскую лабораторию.

Октябрь

первая

Какая бывает вода?

  Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Стаканы, сосуды разной формы, воронки, ложки, клеенка, передники клеенчатые, карточки-подсказки о свойстве воды, весы. Емкость с водой, карточки для физ. Минутки с изображением человечков.

 

вторая

 Кораблекрушение (растворимость веществ в воде).

   Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 

 Емкости с водой, пустые мешочки, баночки с солью, горохом, песком, акварельными красками, ложечки, воронки, клеенки для столов, передники клеенчатые

третья

 Воздух.

 

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

  Коробка, конверт, баночки, емкости с водой, коктейльные трубочки, фартуки, пакеты, зубочистки по количеству детей.

четвертая

 Свойства магнита.

 

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Рукавичка, железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, магниты разного вида и размера, ваза, вода, скрепки, журналы наблюдений.

Ноябрь

первая

 Замерзшая вода.

   

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки, фартуки.

вторая

  «Бумага и ее свойства».

 

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 

Коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, емкости с водой.

третья

 Что такое масса?

 

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Два одинаковых пакета: в одном вата, в другом крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, журналы наблюдений, фартуки.

четвертая

 Секретные записи.

  Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки- невидимки.

декабрь

первая

 Что такое молния.

  Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Воздушные шары, шерстяная ткань (шарф), пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка, дневники наблюдений.

 вторая

 Свойства снега.

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 

Ящик ощущений со снегом, небольшие емкости со снегом, небольшие детали конструктора, ложечки, фартуки, дневники наблюдений, карандаши.

третья

 Песочная страна.

  Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Тактильный ящик, контейнеры с песком, лейки с водой, лупы, листы бумаги, коктейльные трубочки, песочные часы, клеенчатые фартуки.

четвертая

Все обо всем.

    

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

 Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, столовые, деревянные; песочные часы на 1(3) минуты; оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы; ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе; рабочие литы, схемы выполнения опытов, фартуки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»

Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...

План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ

План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ на 2021-2025 гг....

Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательскойдеятельности старших дошкольников»

Познавательно – исследовательская деятельность скудно развита у детей в современном мире, дети не проявляют познавательного интереса к экcпериментированию, предпочитая другие виды деятельноcти, ...

Формирование системы поддержки и развития способностей и талантов у детей (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Если  ребенку  удастся  добиться  успеха в детском саду ,  то у него есть все шансы на успех  в жизни.» А.Белкин д.п.н. Федеральный государственный образовател...

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...