Социально-игровой проект "Путешествие по стране "Детства""
проект на тему

Попова Юлия Алексеевна

Социально-игровой проект "Путешествие по стране "Детства""

 Цель: Создать игровое пространство для реализации коллективно творческих дел, направленных на сплочение ребят, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_puteshestvie_.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

социально-игровой проект

 «Путешествие по стране Детства»

                                             

«Дайте детству созреть в детстве»

Жан-Жак Руссо

Авторы: Киреева Т.Е.- старший воспитатель МБДОУ№ 8 «Якорек»

Попова Ю.А.: воспитатель II квалификационной категории МБДОУ№ 8 «Якорек»

Детство – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, воображения в дальнейшем практически не компенсируются даже специальной коррекционной работой и отрицательно сказываются на готовности детей к школьному обучению. Именно поэтому перед нами стоит очень сложная задача, работая с детей, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии.

Всем известно, что опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности, и чем богаче, содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создастся  возможностей для становления его личности, формирования самосознания и самовоспитания.

Основной вид деятельности в  дошкольном возрасте – игра, которая имеет большое значение для усвоения этических норм.   В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.

В целях  разнообразия  жизни детей в детском саду, включения в постоянную творческую деятельность, стимулирования любознательности, изобретательности, настойчивости в решении поставленных проблем, расширения и обогащения словарного запаса в нашем детском саду был создан социально-игровой проект «Путешествие по стране Детства».

Цель: Создать игровое пространство для реализации коллективно творческих дел, направленных на сплочение ребят, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.

Задачи:

  • Развитие интеллектуальных способностей;
  • Развитие навыков исследовательской работы;
  • Развитие любознательности и воображения;
  • Развитие детской креативности;
  • Реализация  коммуникационных потребностей;
  • Обучение правилам и формам совместной работы.

Основа проекта – коллективно творческие дела, направленные на развитие интеллектуальных, спортивных, творческих, художественно-прикладных способностей детей.

Воспитательно-образовательное содержание проекта формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным.

Данный проект позволяет создать в детском саду широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник   находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно  сочинения, стихи, песни, демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки. Выставки, организуемые во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами.

Этапы реализации проекта.

Первый этап «Создаём» – 1 год (2010-2011г): носит просветительский и обучающий характер. Основная задача методической работы с педагогами на данном этапе заключается в том, чтобы повысить у них интерес к игровой деятельности детей, сформировать желание играть вместе с ними, создать  профессиональную среду и игровую среду в группах.

Формы изучения теоретических вопросов проблемы:

  • консультации, индивидуальная работа с педагогами;
  • семинары-практикумы, взаимопосещения и открытые занятия;
  • самообразование, создание копилки интересных приёмов и находок;
  • сбор материалов с целью изучения инновационного опыта;
  • игровое моделирование «Учим детей, играя», круглый стол, дискуссии, ролевые и  деловые игры с дошкольниками
  • педагогический совет «Организационно-педагогические условия становления личности ребенка в общении и игровой деятельности»
  • анализ собственной деятельности и обобщение опыта

Итог: Накопление творческого материала для организации игры. Повышение компетентности педагогов по проблеме «Детская игра».

Второй этап «Играем и творим» - 1 год (2011-2012г.) – практический: непосредственно игра детей. На этапе планируется создать игровое пространство в группах и ДОУ. Разработать и внедрить картотеку игр.

Итог:  Творческая выставка и подведение  итогов.

        Важнейшим условием полноценного разностороннего развития ребёнка является единство требований и подходов к организации воспитательно-образовательного процесса со стороны ДОУ и семьи. Для того чтобы привлечь родителей к совместно социально-ценностной деятельности организуется ежеквартальный выпуск газеты «Якорек», где родители получают рекомендации по организации игровой деятельности, знакомятся с мероприятиями, организованными  в детском саду за квартал.

        Повышая компетентность педагога и родителей, мы можем значительно расширить возможности игры, направить внимание на становление и формирование личности ребёнка. Формы и методы работы с родителями:

- Оформление альбома группы о семейных путешествиях.

- Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения в группе, атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Путешествие».

- Оформление рубрики « Юные путешественники» в газете «Якорек»

Ожидаемый результат:

Разнообразие и периодичность мероприятий позволяют детям:

  • реализовать свои интересы и потребности;
  • развить интеллектуальные способности;
  • приобрести навыки общения;
  • развить творческие способности;
  • приобрести навыки совместной работы,
  • приобрести навыки толерантности: делить успех и ответственность с другими;
  • узнать друг о друге и окружающем мире много нового.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение коллектива и формирование личности ребенка.


Содержание сюжетно-ролевой игры «Путешествие»

 1-й  этап подготовительный - выявление проблемы, определение цели и задач.

Проблема-расширение и обогащение знаний детей о современном мире

Гипотеза - если будет реализован долгосрочный проект, то у детей расширятся знания об окружающем их мире;  удовлетворятся основные потребности;  сформируются навыки позитивного общения.

Цель - совместный поиск решения задач проекта практическим путем (изготовление предметной среды для игры, обогащение представлений об окружающем), формирование предпосылок поисковой деятельности.

Задачи - Дать знания о своеобразии труда людей, работающих на корабле. Воспитывать желание и интерес к путешествию по морю.

2-й этап-внедрение - практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых. Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о профессиях, о видах транспорта.

3-й этап – итог - Внедрение и становление сюжетно-ролевой игры. Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта, творческая и продуктивная деятельность.

Младший и средний дошкольный возраст-накапливание знаний о людях, работающих на корабле, в сопутствующих им сферах деятельности. Совершенствование знаний, полученных ранее, формирование новых игровых умений. Организация совместных игр сопутствующего характера.

Старший дошкольный возраст - активизация воображения, побуждение к самостоятельности в выборе решения задач.

Сюжетная линия

Морское путешествие будет проходить по стране «Детства», в которой живёт сказочная птица «Удачи», и растёт «Чудо – дерево», которое расцветает, когда дети вокруг дружат, уважают старших, любят и берегут свою страну.

Детский сад – это корабль «Знаний», группы – каюты, дети – команды, а все вместе – большой и дружный экипаж. Перед отплытием каждая команда тщательно подготовит свои каюты, ребята вместе с воспитателями и родителями придумают девиз, эмблему и выберут капитана.

Ежемесячно  на общем сборе капитан корабля будет раздавать всем командам конверты с заданиями, которые по прибытию на остановки выполнят дети, а потом представят путевые заметки «Этот удивительный мир». Во время нашего путешествия мы совершим много интересных остановок: остров «Знаний», «Чудо - остров», «остров Сокровищ», остров «Добрых дел», Остров Открытий, посетим Горы Достижений, и другие.

В плавании мы познакомимся, с людьми разных морских профессий, соберём коллекции: «Осенние дары», «Обитатели подводного мира», «Загадочный мир прошлого» (символ года – Дракон), и многие другие.

Если команды справятся с заданиями и будут на острове дружными, любознательными, вежливыми, то на «Чудо - дереве» распустятся цветы. К концу нашего путешествия «Чудо - дерево» полностью расцветёт.

Взаимосвязь детей и взрослых

                     Родители                     Воспитатели                         Специалисты

Сюжетно-ролевая игра

                                               

              Работники СРЗ «Нерпа»      Представители ВМФ        Работники ДК

                          (музей)                                                                              (музей)

Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с другими видами деятельности

Изобразительная                         Познавательная                  Конструктивные

  деятельность                               деятельность                          умения  

 

                                       

Сюжетно-ролевая  игра

         

    Коммуникативная                                                                      Совместная

    деятельность                                                                            деятельность

Взаимосвязь с сопутствующими сюжетно-ролевыми играми

1-й квартал:  «Семья», «Моряки», «Пароход»,

2-й квартал: «Автобус», «Экскурсия в музей»                                                

3-й квартал: «Больница», «Почта», «Магазин»

4-й квартал:  «Семья», «Столовая», «Строители»

   Возможные этапы развития сюжета сюжетно-ролевой игры

 «Путешествие»

  • Разработка маршрута
  • Посадка на корабль
  •  Распределение игровых ролей
  • Ознакомительные туры  по островам
  • Посещение выставок
  • Путешествия–экскурсии
  • Конкурсы рисунков, песенные конкурсы, итоговые праздники, игры-соревнования,
  • Встречи в кают-компании: театральные постановки, викторины
  • Выпуск альманаха. Размещение заметок  в прессе - специально ориентированных журналах, страницах в газете, отдельных рекламных строк.

     Знакомство с профессиями  

  • Капитан – руководит экипажем, налаживает контакты с пассажирами
  • Штурман - помощник капитана, специалист по судовождению, прокладывает курс корабля и отмечает движение судна.
  • Юнга – младший матрос
  • Боцман – поддерживает техническое состояние корабля и управляет боцманской швартовой командой.
  • Кок - корабельный повар
  • Сигнальщик - матрос или старшина на корабле или береговом посту, ведёт наблюдения за судном и передаёт сигнал.
  • Радист - занимается радиотехникой, обслуживает приёмно-передающую радиостанцию
  • Доктор – следит за здоровьем экипажа, оказывает экстренную медицинскую помощь на корабле.

                                       


Перспективное планирование «Путешествие по стране Детства»

Месяц, ответственный

Возрастная группа

2 младшая группа

Средняя

Старшая

ЗПР

Сентябрь

Гл. герой - Капитан

Цель: Уточнение и обогащение знаний о профессиях людей работающих на корабле,

Ответственный: Попова Ю.А., Митюшина Г.А.

Общая линейка, подготовка команды к путешествию.

Знакомство с картой, смотр групп (кают) к новому учебному году, конкурс рисунков (городской)

«День маленького путешествия»

«Брусничник»

Интеллектуальная игра

«Вопрос на засыпку»

«День варенья»

 Задание: сбор коллекции «Осенние дары»

Октябрь

Остров Знаний

Гл. герой – Штурман

Цель: познавательное развитие, активизации исследовательской деятельности.

Ответственный: Трофимова Т.Н.

Общая линейка, знакомство со Штурманом.

Посвящение в юные мореплаватели

Бухта Наук

«День Капитошки» (игры с водой)

«День Нептуна»

День рисунка «Подводный мир»

Коллективная изодеятельность «Подводное царство»

Задание: Собери коллекцию «Обитатели подводного мира» (модели, поделки)

Ноябрь

Остров Добрых дел

Гл. герой – Юнга

Цель: привитие КГН – в младших группах, хозяйственно - бытовой труд, помощь взрослым – в средней и старших группах (незаменимый помощник, привитие КГН)

Ответственный: Голенищева М.В.

Общая линейка, знакомство с Юнгой,

Выход Юнги в группы (привитие КГН – в младших группах, хоз - бытовой труд, помощь взрослым – в средней и старших группах)

Неделя вежливости, День Доброты

Акция «Помоги другу»

«День подарков»

День хороших манер

Уроки доброты

День улыбок

«Бабушкины посиделки»

День приветствий

Задание:  Издание рукописных книг: «Уроки доброты», «Правила для малышей», «Справочник хороших манер», «Будем дружно жить».

Декабрь

«Чудо-остров»

Гл. герой – Боцман

Цель: развитие ручной умелости: вязка морских узлов, шнуровки,)

Ответственный: Котова О.К.

Общая линейка, знакомство с Боцманом

Выход Боцмана в группы ( развитие ручной умелости, вязка морских узлов, шнуровки,..)

Посещение Города Мастеров, поделки, «Чудо своими руками»

День загадывания желаний

День снежинок

День снежков

День рисования на снегу

Задание: собери коллекцию «Загадочный мир прошлого» (символ года – Дракон)

Январь

Остров Сокровищ

Гл. герой -  Кок

Цель: развитие любознательности

Ответственный -  Казакова О.В.

Общая линейка. Знакомство с Коком (пираты украли сундук с продуктами)

День приятных сюрпризов

Посещение страны Фантиков

                     

                     День ветерка

                                     

                                     День плывущих облаков

Задание: собери коллекцию «От скуки на все руки» (игры и игрушки из бросового материала)

Февраль

Остров Открытий

Гл. герой – Сигнальщик

Цель: Обучение основам безопасной жизнедеятельности

Ответственный – Коробова Л.А.

Общая линейка. Знакомство с Сигнальщиком.

 Интеллектуальная игра «Юный исследователь»

День загадок (опытно-поисковая деятельность)

День любви и дружбы

День чудесных превращений

День следопыта

Задание: исследовательский проект «Отчего и почему?»

Март

Остров Талантов

Гл. герой – Радист

(искусство правильной речи)

Ответственный – Дрыгина Т.Н.

Общая линейка. Знакомство с Радистом.

Фестиваль «Весенняя капель»

21,03. – День весеннего равноденствия (встреча солнца «В гости к Солнышку»)

Неделя детской книги

Посещение страны Лукоморья.

Задание: Драматизации, инсценировки сказок, литературные викторины, КВНы.

Апрель

Остров  Здоровья

Гл. герой – Доктор

Цель: развивать мышление, логику, творческую активность, основы здорового образа жизни

Ответственный – Ващенко Ю.В.

Общая линейка. Знакомство с Доктором.

День смеха «В гостях у Мюнхаузена»

Посещение Страны «Неболейка».

Уроки «Секреты здоровья»

07.04 – Всемирный День Здоровья.

Посещение горы «Олимп» (спортивные мероприятия, олимпийские игры)

3 декада – Неделя экологического воспитания

«Юные спасатели»

Акция «Берегиня»

Составление коллективного панно «Галактика»

 

День космонавтики (наблюдение за звездами, облаками («Тайны планет»)

Посещение Горы Достижений (подведение итогов за год на группах и в ДОУ, посещение итоговых занятий)

Май

Остров Дружбы

Общий сбор экипажа

Ответственный – Попова Ю.А.

Посещение Страны Игралочки.

День любимой игрушки.

День забав.

15.05. День семьи

20.05 – Прибытие в порт (завершение путешествия)

День памяти.

Акция «Поздравь ветерана»

День любимой игры

Праздник народных игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - игровые технологии в музыкальной деятельности

«ПОСИДЕЛКИ» Досуг для старшего дошкольного возраста совместно с родителями Разработала: Кепко Ольга Николаевна музыкальный руководитель Государственного бюджетного  образовательного учреждения ...

социально-игровые задания и упражнения

данный материал поможет с помощью игр выявить уровень знаний детей 2 младшей группы по ПДД в сентябре....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием социально – игровых приёмов.

           Художественно – эстетическое  развитие.Задачи:    1.  Упражнять в умении раскатывать прямыми движениями удлинённый цилиндр, соо...

Социально-игровой проект "киностудия"

Мало просто прочитать проект, важно его воплотить в жизнь! Он интересный, познавательный, веселый....

Социально игровая деятельность.

Исследовательские проекты, ИКТ, конспекты с презинтациями....

Социально-игровой прект "Скорая помомощь" в средней группе дошкольного образовательного учреждения

Социально-игровой прект "Скорая помомощь" в средней группе дошкольного образовательного учреждения...

Обобщение методического опыта по теме: «Социально – игровой метод в практике педагога» Практическое применение в работе

Обобщение методического опыта по теме:«Социально – игровой метод в практике педагога»Практическое применение в работе...