"Роль семьи в поликультурном развитии ребенка"
консультация (старшая группа) на тему

Бражникова Ирина Николаевна

Выступление с консультацией для педагогов МБДОУ №20

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста

Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Социализация дошкольника – важнейший механизм неформального образования. Семья выполняет важную социально – культурную функцию.

Поликультурное воспитание в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.
Актуальность объясняется тем, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряжённости в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространения терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей.

В этой ситуации особенно остра проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.

Закон РФ «Об образовании» поставил перед педагогами задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания.
Наш коллектив пришёл к выводу, что поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними  .

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?

Современная модель сотрудничества детского сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно - воспитательный процесс ДОУ.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляется в трёх направлениях:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства.
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трёх направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами, как воспитателями используются разнообразные средства:
 Общение с представителями разных национальностей;
 Устное народное творчество;
 Художественная литература;
 Игра, народная игрушка и национальная кукла;
 Декоративно-прикладное искусство, живопись;
 Музыка;
 Этнические мини - музеи;
 Национальные кушанья.

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультур- ному воспитанию следующие:
 Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
¬
 Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
¬
 Формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
¬
 Развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
¬

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они её оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционно в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:

1. Выпуск семейных газет (новая страничка ежедневно).
2. Проектная деятельность.
3. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.
4. Выставки совместных поделок.
5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп.
6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.

С большой любовью и интересом педагоги совместно с родителями организуют выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.д. В нашем детском саду мы проводили фоторепортажи на следующие темы: «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Я и моя мама», «Красота родной земли» и др. Так мы связываем жизнь и их семей с общественной жизнью страны.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворённости. Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.

Родители наших воспитанников – это единомышленники, которые не только поддерживают нашу деятельность, но и сами идут к нам с предложениями и идеями. Родители активно участвуют в мероприя-тиях по проведению выставок. Чтобы ещё больше заинтересовать их, мы многие выставки проводим в виде конкурсов. Например, конкурсы игрушек «Новогодний сувенир»; конкурсы рисунков «Моя семья», «Моя Родина»; конкурс на лучшую групповую газету  «Мы и наша группа»; конкурс кукол в национальных костюмах «Мы все такие разные» и т.д.

Ещё одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с каждой народностью – в течении года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьёй. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МБДОУ.

Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей. Одним из первых проектов по данной проблеме был проект «Маленькая страна  - это моя семья». Именно из этого проекта вынесена идея выпускать «Семейную газету». Затем были проекты «Город моей мечты», «Люби и знай свой край!», «Любимое блюдо моей семьи». На презентации проектов в рамках родительского клуба родители представляли раз-личные национальные кушанья, делились рецептами. Дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей и узбекский плов, и татарский «чак – чак», русские блины, и казахский «бешбармак» и др.

Поликультурное воспитание мы начинаем с младшего дошкольного возраста с прикосновения к истории своей семьи, которая является хранительницей национальных традиций. Это вызывает сильные личные эмоции у каждого ребёнка. Мы бережно относимся к особенностям семейных традиций, приобщаем детей к истории и культуре своего края, воспитываем толерантное отношение к людям, любовь к родному городу, Родине.

Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов нашего края возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993
2. Суслова, Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания до-школьников [Текст]/Э.К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.
3. Суслова, Э.К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межна-ционального общения» [Текст]/Э.К. Суслова. – М., 1994.
4. Дунин – Васович, М.Воспитание дошкольников в духе ми-ра//Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы межнационального семинара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...