Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Серебрякова (Зырянова) Ирина Дмитриевна

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас  к проблеме развития речи ребёнка?

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребенок 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных и насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Дома у ребенка обязательно должна быть библиотечка, где можно совместно с

ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малыша с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, брату, бабушке, своей любимой игрушке. 

 Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая…)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

1) Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;

2) Бедная речь – недостаточный словарный запас;

3) Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;

4) Неправильное звукопроизношение;

5) Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Развитие речи ведется по нескольким направлениям:

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие речевого творчества: проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану.

Обогащение активного словаря.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: освоение представления о существовании разных языков, освоение терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова,освоение умений: делить на слоги двух-трехслоговые слова, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

Что дома делать надо:

1) В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

2) Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).

3) Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

 Не проявляет инициативы в общении со сверстниками.

 Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

 Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

 В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

 Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством.

 Допускает отдельные грамматические ошибки.

 Имеются существенные недостатки звукопроизношения.

 Речь не выразительна.

 Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

 Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

 Не может назвать любимых литературных произведений.

 Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.