Главные вкладки

    Родительское собрание по теме "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Недикова Татьяна


    Родительское собрание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodit_sobr.docx28.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект родительского собрания в старшей группе.

    Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»








    Воспитатель: Недикова Т.А.


    г. Покачи– 2017г.

    Родительское собрание в старшей группе

    Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

    Цель:

    Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.

    Задачи:

    1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;
    2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
    3. Побуждать родителей, помогать  ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;
    4. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

    Форма проведения: встреча с элементами практикума.

    Участники: воспитатели, родители.

    Предварительная работа:

    • Оформление  доски  пословицами о языке, памятка на каждого родителя
    • «Как читать детям».
    • Оформление  выставки художественной литературы по развитию речи детей.

    План:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка. Художественное слово в воспитании дошкольника».
    3. Практикум.
    4. Памятка: «Как читать детям».
    5. Итог. Обмен мнениями.

    Ход собрания:

    На интерактивной доске картинка с пословицами

    Язык до Киева доведет.

    В добрый час молвить, а в худой промолчать.

    Мал язык, да всем телом владеет.

    Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

    Кто говорит, тот сеет.

    С тобою разговориться, что меду напиться.

    Слово не стрела, а сердце сквозит.

    Без языка и колокол нем.

    Не пройми копьем, а пройми языком.

    Язык без костей работает на хозяина и на гостей.

    Язык впереди ног бежит.

    Организационный момент:

    Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад(а) вас видеть», называя свое имя. Поприветствовать друг друга, предлагается речевая игра « Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих.

    Уважаемые родители!

    Мы рады вам. Спасибо что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

    Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь – это визитная карточка человека, Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем общего развития.

    Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

    В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

    В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов.

    • Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
    • Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
    • Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в морское  путешествие, на необычные острова

    Воспитатель:

    • Ну вот, первый остров « Остров слов». На этом острове, дети обогащают свой словарный запас(узнают новые и интересные слова), также упражняются(подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).

    Давайте поиграем .

    Игра « Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

    ( Я говорю существительное, вы прилагательное).

    Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

    Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.

    Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

    Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

    Игра « Противоположности», «Антонимы» ( дети учатся подбирать слова с противоположными значениями).

    Детям бросаю мяч, они ловят и называют слова-антонимы

    Например: длинный – короткий.

    • Следующий остров« Остров звуков».

    На этом острове дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

    Игра « Назови слово со звуком "М"»(корзина, мешки с песком).

    А также дети учатся определять места звука в слове ( начало, середина, конец).

              Игра « Определи звук [д] в слове».

    Если вы услышите слово со звуком [д], вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

    Дом - [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова;  деревня -[д]- в начале слова; тетрадь-[д]- в конце слова; смородина -[д]- в середине слова; виноград -[д]- в конце слова.

    • «Остров Грамматики».

    На этой станции дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

    Игра « Где живут продукты?»

    ( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

    Сахар –(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); - перец, чай, кофе, салат, конфеты.

    А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, например: медведь – медвежата.

    Игра « Составь предложения из набора слов».

    • «Остров Сказки-рассказки»
    • На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

    Игра « Расскажи и обыграй сказку».

    ( родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку).

    • « Сказки – рассказки».
    • Вы такие умнички, со своими заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

    Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

    Интонация включает в себя:

    • Мелодика ( повышение и понижение голоса)
    • Темп ( ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
    • Ритм ( чередование ударных)
    • Тембр ( эмоциональную окраску голоса)
    • Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

    Художественное слово в воспитании дошкольников.

    В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

    Памятка «Как читать детям» (раздается родителям )

    1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
    2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
    3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
    4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
    5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.
    6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
    7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

    Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

    Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье.

    Пусть дети радуют вас! Успехов вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

    Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

    Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего  дошк...

    Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

    Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

    Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего...

    План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

    Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

    Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...

    Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 6 - 7 лет»

    Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....