Статья "Нравственное воспитание детей через формирование представлений о добре и зле"
статья на тему

Логинова Ирина Николаевна

Статья из опыта работы по нравственному воспитанию дошкоольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 1» городского округа

город Салават республики Башкортостан

Статья из опыта работы

 «Нравственное воспитание детей через формирование представлений о добре и зле»

 

Подготовила:

 воспитатель

Логинова Ирина Николаевна

г. Салават

«Важнейшее из человеческих усилий-стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение- главная задача образования»                                                                                   А. Эйншейн                                                                                                                  

«Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями»                                                        

Ян Корчак                                                                                        

«Люди поступают дурно только потому, что не знают,

что считать Добром, а что Злом»                                                                                                Сократ

Пожалуй, ни для кого не является откровением, что нравственный кризис, свидетелями которого мы являемся, есть одной из глобальных проблем нашего общества. Тема нравственного воспитания и необходимости соблюдения морали сегодня обсуждается повсеместно. Нравственные основы человека определяют   судьбу нашего общества, это признается ведущими педагогами, учеными, мыслителями, писателями. Актуальность проблемы нравственного воспитания в современном обществе выходит на первый план, так как, негативные явления в нравственной сфере общества выражаются, прежде всего, в разрушении института семьи, росте алкоголизма и наркомании, социальной агрессии молодежи, в проявлениях равнодушия и нетерпимости.

«Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Закладывание нравственных основ начинается с рождения, а дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования нравственной личности. Задумываясь об истоках нравственных качеств, мы всегда возвращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, хорошим или плохим, безразличным к каким-либо моральным или нравственным проявлениям, то какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке.

       В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества: и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и др. Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственной культуры человека.

       Ребенок, пока растет и в постоянно изменяющихся и порой противоречивых ситуациях должен иметь ясные, четкие оценочные нравственные ориентиры, которые помогут ему понять: правильно-неправильно, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо, то есть, что это-  нравственное или безнравственное. Для ребенка наиболее общими понятиями служащими для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются понятия добра и зла. Дети чутки к различению добра и зла, для них это не нравственная категория, а внутренние переживания правильного, справедливого устройства в окружающем мире. Без осознания ребенком, что есть добро и зло, невозможно постижение других нравственных понятий.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими нравственное сознание человека. Они связаны с оценкой поступков и деятельности человека. Добро является главным критерием всего положительного: нежность, милосердие, справедливость, бескорыстие, честность, мудрость, благожелательность, благородство, вежливость, верность, духовность, скромность, совесть, честь, радость, смех, свобода, надежда, благополучие, жалость, спокойствие, уверенность, удача, энергия, любовь, мир, дружба, ласка, забота, уважение, сочувствие, доверие, прощение.  кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека. Зло, наоборот, выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению: обман, подлость, жестокость, жадность, грубость, наглость, корысть, подлость, скупость, вредность, глупость, подхалимство, безразличие, эгоизм, злословие, коварство, нетерпимость, самодурство, сарказм, упрямство, чёрствость. страх, злость, горе, одиночество, бездействие, неприязнь, непонимание, отвращение, опустошение, проклятие, ненависть, зависть, предательство, насилие, убийство, ложь, измена, агрессия, беспредел, терроризм, брань, вражда.

Поэтому, появилось стремление сформировать у ребенка представления о добре- как о объединяющем понятии всех положительных проявлениях, как о оценочном понятии. которым, дети будут оценивать поступки, действия свои и окружающих людей, и на основании этого будет формироваться желание поступать в соответствии с нравственными ценностями. Для этого были разработаны занятия, игры, подобраны для чтения и обсуждения произведения художественной литературы, для заучивания наизусть -стихи о добре, для практического проявления нравственных качеств- проблемные ситуации которые вызывают желание проявлять добросердечие.

Особенно значимым методом является знакомство с литературными произведениями, в которых показывается противоборство добро и зла, положительных и отрицательных персонажей. Сопереживая за перипетиям этой борьбы, ребенок проникается симпатией к положительным и антипатией к отрицательным действующим лицам. Отношение к персонажам переносится на отношение к совершаемым ими поступкам. В сказке Катаева «Цветик -Семицветик» - показано, что только совершение добрых дел делает человека счастливым, что способствует появлению желания у детей делать добрые дела, в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», показан сложный мир добра и зла, в сказке «Добрый поросенок» рассказывается о том, что хорошее отношение и добрые, ласковые слова делают злого человека добрее.

После прочтения художественных произведений, проводились этические беседы   о прочитанном. Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей, но в отличие от взрослого, имеющего большой жизненный опыт, ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку - книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всём.  Вопросы в беседе должны помочь ребёнку разобраться в персонаже, высказать своё отношение к нему, побудить у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев. Ответы детей, помогают понять их душевное состояние во время чтения; выявляют способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулируют дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Читая детям ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Почему мама превратилась в кукушку и улетела?», стремясь тем самым подвести их к оценке поступков сыновей. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка - добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

В беседах использовались пословицы и поговорки:

Доброму слову - добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын отцу радость, худой-печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый своего товарища.

 Как аукнется так и откликнется.

 Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того и сам не делай.

Худо тому, кому добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощают.

Добро не умирает, а зло пропадает.

 Добро помни, а зло забывай.

Оценивая правильно поступки литературных персонажей, дети не всегда испытывают такое же отношение к нарушениям норм морали в быту и в игре, то есть к тем поступкам, из которых складываются их жизнь и взаимоотношения со сверстниками. Поэтому нужно стремиться создавать проблемные ситуации (более или менее часто возникающие в жизни детского сада), условия- в которых ребенок мог бы   самостоятельно проявлять доброту, упражняться в добрых поступках.

В конце, проводимой НОД «Добро и зло», дети сделали вывод: только по совершаемым делам и поступкам можно узнать какой это человек, хороший или плохой, добрый или злой.  Во время занятия дети пытались «перевоспитать» отрицательных сказочных персонажей Бабу Ягу, Серого волка, Бармалея – придумывая какие добрые дела помогут им стать добрее. Например: Бармалей, угощает пряниками детей, у которых нет родителей, Карабас-Барабас строит дома для зверей, Змей Горыныч работает светофором, помогает машинам не попасть в аварию…

Доброй традицией стали утренние беседы с детьми «Как я помог маме, сестренке, бабушке, папе…». После просмотра мультфильма «Просто так»  решили сделать подарок детям из соседней группы, изготовили разные модели самолетов из бумаги, красочно раскрасили. Подготовка, вручение подарков вызвала бурю положительных эмоций, вызвала желание еще больше делать добрых дел «просто так», доставлять радость окружающим.

  Использовались игры: дидактические «Хорошо-плохо», «Оцени поступок», «Цветок доброты», словесные «Словарь вежливых слов», «Кто больше скажет добрых слов».

В результате систематической работы по формированию представлений о добре и зле, у детей появилось желание поступать в соответствии с нравственными нормами, научились правильно оценивать поступки окружающих.  Верится, что проделанная работа не пропадет даром, что дети вырастут добрыми, любящими, умеющими заботиться о другом человеке, о животном, о природе в целом.

Стираются лица и даты

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

 Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет Доброта по земле,

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

автор  Юлия Друнина

 

Список литературы:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909

2. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа, как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, обусловленное, как большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, так и в дости...

Коррекция речи детей через формирование представлений о себе и мире людей

Ребенок не оказывается перед окружающим миром один  на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок ...

Опыт работы. «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!» (гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование знаний о ПДД и дорожной безопасности)

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...

Презентация проекта «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!» (гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование знаний о ПДД и дорожной безопасности)

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку.Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения, ...

Сообщение на педагогическом совете, на тему: «Воспитание нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края»

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все....


 

Комментарии

Киселева Татьяна Владимировна

Очень ценный материал по формированию таких важных нравственных понятий как добро и зло у детей дошкольного возраста. Такая работа является необходимой в развитии полноценной личности. Постараюсь использовать этот материал в своей работе с детьми.