Сообщение на педагогическом совете, на тему: «Воспитание нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края»
методическая разработка (средняя группа)
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_vospitanie_nravstvennoy_lichnosti_rebenka_cherez_formirovanie.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №27 «Зёрнышко»
Выступление на семиинаре-практикуме на тему:
«Воспитание нравственной личности ребенка через формирование
представлений об особенностях родного края»
Подготовила воспитатель высшей категории
Щагина С.А.
п.Орешково
2019 г.
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем
Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников.
Сегодня мы хотели бы поговорить о методах и приемах, через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу, своей малой родине.
Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока:
мир природы
деятельность людей и
культурный облик родного города.
Воспитание нравственных чувств в ходе ознакомления с родным городом лучше начинать с бесед, в которых можно выяснить имеющиеся знания детей о семье, родной улице и городе. В средней группе эти знания пока невелики: дети имеют представления лишь о семье, детском саде, да и то не очень ясные. Поэтому, наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном поселке, селе, городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего, прогулки и экскурсии родителями, целевые прогулки, наблюдения.
Знакомство детей с ближайшим окружением нужно начать с территории детского сада, с улицы Парковой, на которой он расположен. Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные средства на улице», помогать дошкольникам понять увиденное, стараться вызвать интерес, эмоциональное отношение, развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.
Далее диапазон целевых прогулок можно перевести в онлайн экскурсии и расширить – это поселок в целом, его природа, достопримечательности, значимые люди, исторические места и памятники.
Знакомя детей с природой родного края, можно онлайн побывать с ребятами у Оки реки, посмотреть ее обитателей, растения, а затем нарисовать свои впечатления на интегрированном занятии «Животный и растительный мир родного края».
В ходе НОД с использованием фотографий, макетов, иллюстраций нужно побуждать детей делать выводы, давать нравственную оценку увиденному.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Задача детского сада добиваться единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Формирование нравственных ценностей у детей начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе - это и есть чувство Родины.
Одной из задач педагогов, а также родителей, является воспитание у детей любви и привязанности к месту, где ребенок родился, где прошло его детство, любви к родной природе и бережного отношения к ней. Воспитание чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину.
На начальном этапе детям необходимо создать в группе определенную развивающую среду. Накопленный материал для ознакомления с родным краем распределить на блоки:
- Я, моя семья, дом, в котором я живу.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
С детьми надо проводить беседы, на которых ребенок, показывая фотографии, рассказывает о своих родных, где они работают, чем занимаются в выходные дни, как отмечают праздники. Для этого, с помощью родителей, можно создать «Семейный альбом».
- Мой город.
У нас в группе собраны открытки и книги с видами города и поселка: «Орешково в прошлом и настоящем», имеется и периодически обновляется фотовыставка: «Я и город Луховицы», «Памятные места города», «Город и городские дома»,
В воспитании у дошкольников нравственных чувств велика роль информации о защитниках города Луховицы.
Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем районе Мы привлекаем детей к рассматриванию иллюстративного материала, фото, проводим беседы о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной Войны, читаем книги, учим высказывать свое мнение по поводу увиденного или прочитанного. Может быть, не все до конца было, понятно детям, но какая-то крупица обязательно останется в их памяти, затронет благородные чувства уважения, благодарности к людям, защищавшим наш город, к родному городу, и все это на долгие годы сохранится в их сердцах.
Дети в дошкольном возрасте начинают проявлять интерес к историческим событиям, а также таким объектам материальной культуры, как марки, значки, флаги, гербы. Эти возрастные особенности детей позволяют познакомить детей с гербом Газопроводского сельского поселения, г. Луховицы, г. Москвы и России. Рассказывая детям о гербах, мы знакомим их со значением символов, изображённых на них: золотого двуглавого орла на красном щите. Орел символ непобедимости и силы. На гербе Москвы - всадник, борющийся со змеёй, символизирует собой отважного воина-защитника, победу света над тёмными силами.
- Родная природа.
Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю, воспитывая ее, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты. Происходит формирование в ребенке будущего хозяина.
Совместно с родителями были изготовлены альбомы «Птицы родного края», «Лекарственные растения нашего края», «Животные нашего региона». Дети рассматривают альбомы, проводятся беседы и показы для ознакомления с природой родного края.
Экологическая тропа.
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Учитывая специфику региона, его климатические условия, необходимо расширять представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира, о значении растений и животных в жизни человека, использовании и охране природных ресурсов людьми.
На своих участках можно создать экологическую тропу. В этом могут принимать участие все группы, каждая из которых, отвечает за свой тематический участок. Например - природная аптека, где будут представлены некоторые лекарственные растения Московской области. Так же используя самодельные макеты можно создать участки: животноводство, пчеловодство и др., на территории детского сада можно знакомить детей с деревьями произрастающими в лесах нашего региона, найти муравейник, сделать в песочнице мини пруд, знакомить с дикими животными Московской области. На некоторых участках есть мини огород, где по весне педагоги с детьми что-то высаживают, одновременно изучая овощи, зелень, стадии произрастания растений, их пользу для здоровья человека и многое другое.
В работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств необходимо использовать поэтическое слово в общем и о родном крае. Важно, чтобы именно в дошкольном возрасте дети познакомились с такими произведениями, на которых они учатся любить свою Родину, сопереживать героям произведения.
Фольклор, народное творчество, промыслы и праздники дополняют и обогащают патриотические и нравственные чувства дошкольника.
- Народное творчество и промыслы.
В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: русские матрешки, Гжельский и Дулевский фарфор и «Фарфор Вербилок», Богородская игрушка и Клинские елочные игрушки, Жостовские подносы и Павловопосадские платки, шкатулки, броши, ларцы из папье-маше, украшенные «Федоскинской миниатюрой», Кобяково-Сидоровская промартель, где занимаются лозоплетением .
Все это является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками игрушки, мы стараемся сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами.
С целью ознакомления детей с бытом, творчеством, историей своего народа, можно в разных группах оборудовать мини музеи: «Куклы разных народов», «Традиции русского чаепития», «Народные промыслы» и др. Посещая разные группы детского сада можно познакомить детей с чем то новым.
В результате бесед было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.
Благодаря совместной работе воспитателей детского сада и работников библиотеки в библиобусе можно проводить экскурсии в музеи, где дети могут увидеть предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, больше узнать о жизни и творчестве наших земляков, и истории Луховицкого района.
Нужно использовать современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа.
Для ознакомления и обучения детей русским народным играм нужно подобрать:
- подвижные,
- игры-соревнования,
- игры-шутки,
- игры-забавы,
- игры-загадки,
- хороводные игры.
Все они сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Подключать родителей к заучиванию речевого материала к новой игре, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру.
Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, оказывают родители. Активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т.к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.
Для этого родителям нужно составить рекомендации и консультации «Как знакомить дошкольников с родным краем», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье», «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу». Совместная деятельность с родителями - основа для дальнейшего формирования нравственных чувств у детей. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.
Активизировав совместную деятельность ДОУ и родителей можно использовать различные формы работы. Совместно проводить сезонные праздники: «День осени», «Новый год», «День защитника Отечества», «Масленица», «Женский день», «Праздник весны», «Героям посвящается», «День матери» и другие важные праздники.
Создание совместных проектов: «Я и п.Дружба», «Мой дом», «Моя семья», «Птицы родного края», «Лекарственные растения нашего края», «Животные нашего региона», «Заповедные места нашего края», «Достопримечательности», «Моя семья в годы Великой отечественной войны».
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родному краю . Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе своего края, обычаях своего народа, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...
Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...
Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...
Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...
Доклад на педагогическом совете на тему: "Воспитание нравственности в семье"
Раскрываются проблемы воспитания гуманного отношения к окружающему....
Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".
Саратовская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...
- Мне нравится (1)