Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе Тема: «Что такое дружба?».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Морозова Наталья Николаевна

Конспект

 непрерывной образовательной  деятельности

по социально-личностному развитию в старшей группе.

Тема: «Что такое дружба?».

 

Цель: формирование опыта социального взаимодействия со сверстниками, с педагогами.

Задачи

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Познакомить детей с понятием «настроение», учить определять эмоциональное состояние по графическому изображению, подбирать соответствующую картинку.

- Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

- Закреплять конструктивные способы решения конфликтных ситуаций,  способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

- Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы, картинки.

- Формировать у детей желание высказываться, вносить свои предложения в обсуждаемую тему из личного опыта, выбирать собственное решение, опираясь на нравственную оценку.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость). Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Образовательная область «Художетсвенно-эстетическое развитие»:

- Закреплять умение детей изображать портрет (правильно передавать пропорции лица, настроение человека), совершенствовать технические  навыки рисования.

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы

Сюрпризный момент; беседа; дидактические игры; специально организованная проблемная,  ситуативная  игра – драматизация; вопросы к детям; игры на активизацию внимания: «Ладошки», «Да-да-да, нет-нет-нет»; подвижная игра «Трон дружбы»; рисование «портретов друзей».

Материалы и оборудование:

Письмо от  Шапокляк; цветной картон для моделирования дома; пиктограммы настроения (веселое, грустное); картинки отражающие веселое и грустное настроение (тающая сосулька, туча, дождик, повядшие цветы, солнышко, радуга, веселая птица, новогодняя елка, красивые цветы); маски зайца и ежа; картинки сказочных героев: положительных (Леопольд, Айболит,  Карлсон,  Буратино,  Кот в сапогах), отрицательных (Карабас  Барабас, Баба  Яга, Змей Горыныч, Кощей, лиса, Лиса Алиса и  Кот  Базилио); оборудование для рисования портретов; звукозапись для игры «Трон дружбы». 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_druzhba.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

        в старшей группе

Тема: «Что такое дружба?».

 

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые


Конспект

 непрерывной образовательной  деятельности

по социально-личностному развитию в старшей группе.

Тема: «Что такое дружба?».

 

Цель: формирование опыта социального взаимодействия со сверстниками, с педагогами.

Задачи

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Познакомить детей с понятием «настроение», учить определять эмоциональное состояние по графическому изображению, подбирать соответствующую картинку.

- Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

- Закреплять конструктивные способы решения конфликтных ситуаций,  способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

- Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы, картинки.

- Формировать у детей желание высказываться, вносить свои предложения в обсуждаемую тему из личного опыта, выбирать собственное решение, опираясь на нравственную оценку.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость). Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Образовательная область «Художетсвенно-эстетическое развитие»:

- Закреплять умение детей изображать портрет (правильно передавать пропорции лица, настроение человека), совершенствовать технические  навыки рисования.

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы

Сюрпризный момент; беседа; дидактические игры; специально организованная проблемная,  ситуативная  игра – драматизация; вопросы к детям; игры на активизацию внимания: «Ладошки», «Да-да-да, нет-нет-нет»; подвижная игра «Трон дружбы»; рисование «портретов друзей».

Материалы и оборудование:

Письмо от  Шапокляк; цветной картон для моделирования дома; пиктограммы настроения (веселое, грустное); картинки отражающие веселое и грустное настроение (тающая сосулька, туча, дождик, повядшие цветы, солнышко, радуга, веселая птица, новогодняя елка, красивые цветы); маски зайца и ежа; картинки сказочных героев: положительных (Леопольд, Айболит,  Карлсон,  Буратино,  Кот в сапогах), отрицательных (Карабас  Барабас, Баба  Яга, Змей Горыныч, Кощей, лиса, Лиса Алиса и  Кот  Базилио); оборудование для рисования портретов; звукозапись для игры «Трон дружбы». 

 

Ход занятия

Воспитатель:Ребята, посмотрите, нам прислали письмо. Как вы думаете от кого оно? (показывает на конверте рисунок с изображением старухи Шапокляк).

Дети:От старухи Шапокляк.

Воспитатель:Правильно, от  старухи Шапокляк (читает письмо, в котором Шапокляк просит ребят рассказать, что такое дружба и построить Дом дружбы)

Воспитатель:Давайте расскажем Шапокляк про дружбу все, что знаем, и построим дом для друзей, но работа эта не такая простая: чтобы получить необходимые кирпичики для Дома дружбы нам придется пройти длинный путь и выполнить не одно задание. А, чтобы показать Шапокляк, как мы строим  Дом дружбы,  Татьяна Александровна все будет фотографировать, а фотографии мы потом отправим Шапокляк. Ну, что ребята, трудностей не боитесь, с заданиями справитесь? Тогда начинаем строить Дом дружбы по кирпичику.

Дети подходят к столу, где лежат первый «кирпичик» и пиктограммы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?

Дети: Один человечек грустный, а другой – радостный.

Воспитатель: Правильно, и сейчас мы с вами поговорим о настроении. Какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, веселое и т.п.

Воспитатель: Почему вам радостно, весело?

Дети: Потому что нам интересно в детском саду, у нас много друзей.

Воспитатель: А с кем можно дружить?

Дети: С ребятами, родителями, соседями…

Воспитатель: Как вы думаете,  с чего начинается дружба?

Дети: С оказанной помощи, улыбки…

Воспитатель: Посмотрите внимательно на этих человечков, с чем можно сравнить их настроение (показывает грустного человечка, предлагает детям выбрать из картинок на столе те, которые отражают грустное (веселое)  настроение, объяснить свой выбор)

Дети: Грустное, безрадостное, печальное настроение можно сравнить с серой тучей, тающей сосулькой, увядшим цветком, холодным дождем…

(показывает веселого человечка)

Дети: Веселое, радостное, счастливое настроение можно сравнить с доброй птицей, с солнышком, радугой, распустившимся цветком.

Воспитатель: Молодцы, мы выполнили первое задание и можем заложить первый кирпичик Дома дружбы.

Дети проходят к следующему «кирпичику»

 

ИГРА «Да-да-да, нет-нет-нет»

 

Цель: активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какими  должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?

 

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да!

Мы научимся играть?

Да-да-да!

Другу будем помогать?

Да-да-да!

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да!

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Ну а споры разрешать?

Да-да-да!

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да!

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

 

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и второй кирпичик можно заложить в наш Дом дружбы. Идем дальше.

Воспитатель: Третий кирпичик лежит на нашем пути. Ребята, как ладошки помогают нам дружить и общаться?

Дети: Мы можем приветствовать и прощаться с помощью рук.

Воспитатель:  Верно! А еще ладошки нам помогают играть с друзьями. Вставайте парами и повторяйте за мной.

ИГРА «Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правую ладошку

Мы похлопаем немножко

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом

Левой правую побьем.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлеп, шлеп,

По бокам себя похлопай

По плечам теперь пошлепай.

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим.

 

Воспитатель: Молодцы, у всех ладошки дружные. Давайте положим  третий «кирпичик» в наш Дом дружбы.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Ребята, а бывает, что вы ссоритесь? А из-за чего? (ответы детей). Итак, самая частая причины – вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же  дело и не уступаете друг другу. Представьте двух друзей, Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет качаться на качелях. Как помочь им не поссориться? (воспитатель выбирает двух детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)

Инсценировка стихотворения «Заяц и Ёжик на качелях»

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как-то они на  прогулку пошли

И на поляне качели нашли.        

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели себе потянул.

Заяц: «Я первый!

А ежик: «Нет. Я!

Не уступают друг другу друзья

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Еж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Воспитатель выбирает двух детей для инсценировки

(Обсуждение проблемы, поиск путей  ее решения)

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?

Дети: Ежик не уступил ему качели.

Воспитатель: Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (ответы и высказывания детей)

Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ежик договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как-то они на  прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

(Подведение итогов)

Воспитатель: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уметь договариваться.

Воспитатель:  А вот и  четвертый кирпичик в наш дом, а пятый кирпичик положим в Дом дружбы, если выполним следующее задание.

На столе лежат картинки с изображением сказочных героев.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе много картинок, на которых изображены сказочные герои, все они из разных сказок, с различными характерами и поступками. Выберите себе в друзья сказочного героя и объясните, почему вы его выбрали.

Дети выбирают и объясняют свой выбор.

Воспитатель: А почему вы не выбрали отрицательных героев? (ответы детей).

Воспитатель: С ними можно подружиться, но надо научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков. Среди таких героев – Шапокляк, но мы рассказали ей о дружбе, друзьях, теперь она поймет: в Доме дружбы могут жить лишь настоящие друзья, которые никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного.

Дети  кладут пятый «кирпичик» в Дом дружбы.

Воспитатель: У нас остался последний шестой кирпичик. Сейчас мы поиграем в игру «Трон дружбы».

ИГРА «Трон дружбы»

Дети под музыку бегают по кругу вокруг стульчика - «трона». С остановкой музыки кто-то из детей садится на стул и все остальные говорят ему приятные слова.

Воспитатель: Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь вы друг к  другу. Это значит, что дружба между нами хорошая и крепкая. Молодцы!

Кладут шестой «кирпичик».

Воспитатель: Незаметно кирпичик за кирпичиком мы построили Дом дружбы. Благодаря вашим стараниям и знаниям дом получился большой и светлый. Но в нем кого-то не хватает?

Дети: Друзей.

Воспитатель: Правильно, наших друзей, чтобы в доме было не только красиво, но и весело. А давайте мы их сейчас нарисуем.

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете

  

Воспитатель: Хотите ли вы нарисовать друзей? Как будет называться эта картина?

Дети:Портрет.

Воспитатель: Портрет – изображение одного человека или группы людей. А на что обращает внимание художник, прежде чем нарисовать портрет?

Дети: На овал лица, форму носа, бровей, губ. Форму и цвет глаз, а так же цвет и длину  волос (педагог в беседе с детьми закрепляет технические навыки изображения портрета).

Воспитатель: Правильно, для художника важно увидеть все детали. Портрет помогает нам узнать характер человека и его настроение. А чьи портреты вы хотели бы поместить в наш прекрасный Дом дружбы?

Дети: Портреты друзей.

Воспитатель: Тогда приступаем к работе.

Детям предлагают бумагу, карандаши, краски.

Портреты размещают в окнах дома.

Воспитатель:Замечательные работы у вас получились! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

 

Что для жизни нужно? Солнце!

Что для дружбы нужно? Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье!

Что для счастья нужно? Мир!

 

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что Шапокляк много узнала о Дружбе, увидев на фотографии  Дом дружбы, который мы с вами построили, ей обязательно захочется в нем поселиться, потому что с друзьями жить весело и интересно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"

Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в области художественно – эстетическое развитие в старшей группе по теме: «Мы учимся быть актерами».

На занятии воспитатель поддерживет стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждает самостоятел...