Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Рекомендации для воспитателей "Оборудование музыкальной предметно-развивающей в групповых комнатах".

    Однорог Галина Владимировна

    Данные рекомендации помогут воспитателям грамотно оборудовать музыкальную предметно-развивающую среду в групповых комнатах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для воспитателей по оборудованию музыкальной предметно-развивающей в групповых комнатах.

    Оформление  музыкальных  мини-центров для детей раннего и младшего  дошкольного  возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность. Предметная  среда  должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать ними. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике  уголка.

    Таким образом, при создании музыкальных зон  рекомендуется продумать:

    1.целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение;

    2.разнообразие оборудования;

    3.учет возрастных особенностей детей;

    4.эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там;

    5.возможность переноса оборудования в другие места.

    Классификация оборудования для музыкальных зон:

    1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:

    мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

    2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

    •с хроматическим рядом, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

    • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

    • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

    3.Музыкально-дидактические игры и пособия.

    4.Аудиовизуальные пособия:

       диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видео-кассеты,

       видео-диски.

    Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

    Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

    • куклы-неваляшки;

    •образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

    • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

    •игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

    •набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

    • атрибуты к музыкальным подвижным играм;

    •атрибуты для детского танцевального творчества: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки (по сезонам);

    • ширма настольная с перчаточными игрушками;

    • магнитофон и набор программных СД-записей;

    • поющие и двигающиеся игрушки;

    • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

    Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

    В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

    • металлофон;

    • шумовые инструменты для детского оркестра;

    •книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

    • фланелеграф, или магнитная доска;

    • музыкально-дидактические игры;

    • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

    •ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

    • ширма настольная и набор игрушек;

    •музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

    • магнитофон и набор программных СД-записей.

    Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

    Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

    • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

    •музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

    • иллюстрации по теме «Времена года»;

    • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

    • портреты композиторов;

    • музыкально-дидактические игры;

    • атрибуты к подвижным играм («Кот и мыши» и др.);

    • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

    • ширмы: настольная и ширма по росту детей;

    • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

    •разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

    • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

    • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

    Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

    •музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

    • портреты композиторов;

    • иллюстрации по теме «Времена года»;

    • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

    • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

    • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

    •набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

    • музыкально-дидактические игры;

    атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень» и т.п.);

    • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

    • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

    Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

    Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов (тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.

    Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

    Для изготовления пособий можно привлечь родителей  воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для педагогов "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

    Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализи...

    Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

    Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....

    Предметно-развивающая среда в групповой комнате

    №ЦентрыНазвания предметов и т.д.1.Математический  центр: Рабочие тетради с заданиямиНастенная модель числового ряда с наличием чиселМодель числовой прямойПлакаты – схемы «Весёлый счёт»Наборы...

    "Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье".

    Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми....

    Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях.

    Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды  для дошкольников  как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях  определены федеральным ...

    Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

    Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...