Родительское собрание в средней группе на тему "Проявление агрессивности в группе дошкольников"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Фрумина Светлана Владимировна

Родительское собрание в средней группе на тему: "Проявление агрессивности в группе дошкольников. Приемы общения с детьми, проявляющими агрессию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_sredney_gruppe_agressiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе  

Тема: Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.

Задачи: 1. познакомить с видами агрессии,        

              2. получить общее преставление об агрессивности детей, о причинах                 её возникновения;

              3. познакомить с приёмами общения с агрессивными детьми;
             4. знакомство с тестом
«Уровень агрессивности ребенка».  

Участники: родители и педагоги МАДОУ.  Оборудование: карандаши, памятки.

  1. Вступительное слово.

Притча о двух волках

              Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

   -В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

      Маленький индеец, тронутый до глубины души словами дедушки, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

         - Когда читаешь эту притчу, вспоминается поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь». Конечно, детское дошкольное учреждение делает всё возможное, чтобы дети росли в добре, мире и развивались согласно современным тенденциям образования…

          Но,  помните, уважаемые родители, социум вокруг ребёнка складывается помимо детского сада из семьи, дополнительного образования, СМИ и интернета, детской площадки и др.

         Поэтому в настоящее время одной из наиболее острых проблем является повышенная агрессивность детей.

          Об этом я хочу с Вами и поговорить!

          - Уважаемые родители, кто знает что агрессия?

         «Агрессия» - это разрушительное поведение, противоречащее социальным нормам и правилам, наносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)".

       

            Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

         Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

2. Виды агрессии

- Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:  
• жалобы
(«А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника
(«Уходи, надоел», «Не мешай»);

• агрессивные фантазии
(«Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадят в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

А также - оскорбления и  унижения другого, например:
• дразнилки
(«ябеда-корябеда», «поросенок», «жора-обжора»);
• оскорбления
(«жиртрест», «урод», «дебил»).

-
Физическая агрессия  направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому, через физические действия. Это:

• разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

• уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

А также - непосредственное нападение на другого, и нанесение ему физической боли и унижения:

• угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

• драка, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

         Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Важно знать, что агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. 

          Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии, агрессии, направленной на себя (например, дети у которых что-то не получается, начинают бить себя по голове, позже – нанесение себе телесных повреждений – вплоть до самоубийства).

(Портрет агрессивного ребенка)

         Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

  1. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:                                

- Как вы думаете, почему у ребенка возникает желание ударить  другого ребенка, или бросить игрушки, или просто громко  покричать?

- отказ сверстников принять в игру;

-желание иметь такую же игрушку (по-другому, он не может ее взять);

-запреты со стороны взрослых (посмотреть мультфильм, съесть конфеты);

- потому что он видел, как это делал его любимый герой или кто-то из близких;

-  усталость;

- потому что он не уверен в себе;

- потому что он не знает как по-другому себя вести и другие.

          Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

           Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

- Многих интересует вопрос, как общаться с агрессивными детьми?

                                Приёмы общения с агрессивными детьми

          - запрет (например, конфет, прогулки, общения и т.д.), повышение голоса, изоляция (например, поставить в угол, закрыть в тёмной комнате и пр.)  - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

       

      Вот наиболее действенные приёмы:

          - Игнорирование (если поведение ребёнка не является угрожающим). Общение в конфликтных ситуациях идёт по принципу «Я ему слово, а он в ответ – десять», игнорирование оказывает психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

          - Переключение внимания. Например, если ребёнок злится на то, что родители не выполнили свои обещания.   Можно отреагировать так: «Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем».

          - Акцентировать внимание на положительных качествах ребёнка: «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый и умный».

          - Научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. Научиться самим понимать чувства ребёнка (Конечно, тебе обидно, ты злишься...).

          - Частичное согласие (Хорошо, ты можешь ещё пять минут посмотреть мультфильм. но потом обязательно пойдёшь спать!) АППЕЛЯЦИЯ К ПРАВИЛАМ (Мы с тобой договаривались!)   

          - Привлечение «союзников» (Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое! Ребята  слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится!)

           - Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести";

       - Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

        - Дайте ребенку возможность свою агрессию, сместите на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;

         - Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.  

          НО, когда  происходит грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки, вышеперечисленные приёмы просто неприемлемы. Здесь уместен приём ПРЯМОЕ ПОРИЦАНИЕ  (показ своего негативного отношения к агрессии ребёнка) – «Ты ведёшь себя очень некрасиво, мне не нравится, когда ты ругаешься (или дерёшься)! Пожалуйста, прекрати!» 

          Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально. Приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

                 

Хочу предложить несколько игр, направленных на снижение агрессии

«Подушечный бой»

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть "Сражение двух племен"…

«Уходи злость, уходи»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить руками по подушкам с громким криком "Уходи, злость, уходи!" Упражнение продолжается 3 мин., затем участники по команде взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку - 3 мин.

«Обзывалки»

Детям предлагается передавая по кругу мячик обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей и фруктов, при этом обязательно называть имя того к кому обращаешься и даёшь мячик: "А ты Лёшка-картошка", "А ты - Иришка-редиска". Обязательно предупреждаем, что на обзывалки нельзя обижаться. Завершаем игру обязательно хорошими словами: "А ты, Маринка - картинка", "А ты, Антошка - солнышко"

 «Мешочек криков»
        Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
        Примечание. Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в «баночку криков» или даже «кастрюлю криков», желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно.

«Посчитал до десяти я и решил…»

        По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда он чувствует свою готовность действовать агрессивно, то ни в коем случае он не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого надо  несколько раз глубоко вдохнуть и попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации.

         

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

          Внимательно прочтите эту памятку, вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок мал, еще не поздно!

Памятка для родителей

          Внимательно прочтите эту памятку, вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок мал, еще не поздно!

Тест «Уровень агрессивности ребенка»

Цель: исследование уровня агрессивности ребенка.

Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

  • Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
  • Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
  • Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в средней группе "А мы уже средняя группа!" (презентация)

Сценарий родительского собрания в средней группе "А мы уже средняя группа!" (презентация)...

Родительское собрание в средней группе. Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольниковЦель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.Задачи:Повысить...

Презентация родительского собрания в средней группе на тему "Формирование трудолюбия у дошкольников"

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут...

Родительское собрание в средней группе По дороге в среднюю группу

Представлен материал по расширению контакта между педагогами и родителями....

Родительское собрание в средней группе Тема: Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.Задачи: 1. познакомить с видами агрессии,          ...

Родительское собрание в средней группе «Открываем дверь в среднюю группу!»

Большинство родителей водят своих малышей в детский сад. При посещении этого учреждения ребенок развивает коммуникативные способности, учится самостоятельности, готовится к школе. Но только при совмес...

Родительское собрание в средней группе Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольников».

Форма проведения – круглый стол.Цели:1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.2.Подвести родителей к пра...