«Формирование компетенции у дошкольников в ходе реализации проекта по семьеведению»
консультация на тему

Таймухина Татьяна Александровна

Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).

К числу компетенций, которые формируются в ходе реализации проекта по семьеведению, относятся:

1) умение дошкольников отличать семейные роли и семейные статусы всех членов семьи;

2) умение распознавать обязанности и права ребёнка в системе домашних дел и действий;

3) умение выполнять доступные возрасту домашние дела;

4) умение через самообслуживание оказать помощь своим ро­дителям;

5) умение бережно относиться к своему здоровью;

6) умение открыто выразить свои чувства и эмоции в ситуации радости и печали, проявить эмоциональную поддержку близким;

7) понимание роли предметов искусства и культуры в обеспе­ чении семейного досуга;

8) понимание вклада взрослых членов семьи – родителей и прародителей в домохозяйство;

9) понимание значимости межпоколенных отношений в семье;

10) понимание значения правильного и регулярного питания, гигиены тела, чистоты и порядка в доме для поддержания здоровья членов семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx65.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида №10 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»  

Описание: C:\Users\Admin\Downloads\логотип детского сайта №10 (1).jpg

Татарстан Республикасы

“Лениногорск   муниципаль районы” муниципаль берәмлеге “Лениногорск шәhәренең

10-нче санлы гомуми үстерү балалар бакчасы” муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирә   учреждениесе

____________________________________________________________________________

        Публичная лекция

в рамках педагогического часа на тему:

«Формирование компетенции у дошкольников в ходе реализации проекта по семьеведению»

Воспитатель: Таймухина Т.А.

г. Лениногорск

2017


«Формирование компетенции у дошкольников

в ходе реализации проекта по семьеведению»

 Так уж заведено, что в жизни нам, взрослым людям, приходится решать разные проблемы:

  • Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
  • Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
  • Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).
  • И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или  нет.

Этому мы должны учить детей в детском саду. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Поэтому в образовательном процессе дошкольного воспитания должен стать приоритетным компетентностный подход. Но в тоже время мы педагоги должны быть компетентны.

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поработать над осмыслением темы сегодняшнего семинара. Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какие компетенции педагог может формировать у воспитанников.

Для этого подумайте, как бы вы ответили  на следующие вопросы:

1. Что такое компетенция и компетентность? Какие ключевые компетенции мы должны формировать у дошкольников? Что такое проект? И какие компетенции формируются у дошкольников в ходе реализации проекта по семьеведению?

Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими методами педагог может формировать компетенции у дошкольников.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", «умения», «знания» на понятия "компетенция", "компетентность".

Обращаю ваше внимание, что компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).

 Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.

Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Информационная компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника,  рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

 

Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Технологическая компетентность

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Социально-коммуникативная компетентность

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.)

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке  в информационном пространстве при решении проблем.

Как же формируются ключевые компетенции у дошкольников в проектной деятельности по семьеведению? 

 

Формы работы с детьми и их родителями многообразны. Основные из них таковы:

С детской аудиторией:

1) беседы, сюжетно-ролевые игры, конструирование, бытовой труд, развлекательные мероприятия в группах с детьми, посвящённые теме семьи;

 2) знакомство с семейными альбомами в старших группах ДОУ;

3) изготовление детьми подарков для родителей и прародителей к праздничным датам;

 4) включение разных видов искусств в семейное образование и воспитание (этнические сказки, фольклор, танец, стихотворение, песня, театральная постановка и т. п.).

Со взрослой аудиторией:

1) беседы с родителями воспитателя, методиста, педагога - психолога, учителя-логопеда, медработника по принципу «карусели» – в течение одного родительского дня в месяц встречи с каждым специалистом по определённой проблеме, связанной с членством ребёнка в семье;

2) общие семейные праздники в ДОУ: День бабушки дедушки (1 октября – Международный День пожилого человека), День отца (третье воскресенье октября), День матери (четвёртое воскресенье ноября), Международный День семьи (15 мая), День семьи, любви и верности (8 июля);

3) совместные выходы за пределы ДОУ детей и родителей: цирк, кукольный театр, театр юного зрителя, татарский драматический театр, русский драматический театр, музей изобразительных искусств, национальный музей, зоопарк, выставки детского творчества и т. д. ;

4) составление семейных стендов (дети и их родители, братья и сёстры на фотографиях, бабушки и дедушки) в каждой группе ДОУ;

5) разработка и изготовление семейной эмблемы в каждой группе ДОУ (рисунок).

 К числу компетенций, которые формируются в ходе реализации проекта по семьеведению, относятся:

 1) умение дошкольников отличать семейные роли и семейные статусы всех членов семьи;

2) умение распознавать обязанности и права ребёнка в системе домашних дел и действий;

 3) умение выполнять доступные возрасту домашние дела;

4) умение через самообслуживание оказать помощь своим родителям;

5) умение бережно относиться к своему здоровью;

6) умение открыто выразить свои чувства и эмоции в ситуации радости и печали, проявить эмоциональную поддержку близким;

7) понимание роли предметов искусства и культуры в обеспе чении семейного досуга;

8) понимание вклада взрослых членов семьи – родителей и прародителей в домохозяйство;

9) понимание значимости межпоколенных отношений в семье;

 10) понимание значения правильного и регулярного питания, гигиены тела, чистоты и порядка в доме для поддержания здоровья членов семьи.

 Развиваемые в детском сознании и поведении компетенции найдут своё продолжение в звене общего среднего образования, поскольку дисциплина «Семьеведение» начала внедряться в Татарстане именно с этого образовательного уровня.

   В наших руках возможность формировать компетентностную личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать сверстника, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

А для этого мы должны быть во всем примером своим воспитанникам.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

«Формирование у дошкольников представлений о родной стране в ходе реализации проекта «Что мы Родиной зовем!» Педсовет.

«Формирование у дошкольников представлений о родной стране в ходе реализации проекта «Что мы Родиной зовем!» Педсовет....

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Беседа с детьми старшего возраста (5-6 лет) «Уроки бережливости» в ходе реализации проекта по формированию бережливости у дошкольников «Бережливый – это Я»

Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления. Задачи:Познакомить детей с понятием «бережливость», фо...