Статья о воспитании в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щёголева Алиса Зурабовна

Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждения. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti.odt21.35 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья о воспитании в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

        Особое место в процессе формирования самостоятельности отводится дошкольному и младшему школьному возрасту.

Именно самостоятельность, а не какое-то иное качество человека определяет его самоценность и самодостаточность, а это залог успеха в любой деятельности.

Большое значение в процессе формирования самостоятельности имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах сдерживает ее, а смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждения. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельно — значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть данного понятия дети улавливают довольно точно. Однако большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это качество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуются инструкция и разрешение взрослых. Сперва это умиляет, но потом вызывает раздражение. А в школе несамостоятельный ребенок — сущее бедствие.

        Развитие самостоятельности включает три этапа:

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых.                                         Самостоятельно выполняют отдельные этапы (части) работы.                                 Выполняют всю работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.                        Лучше всего самостоятельность у детей формируется не под руководством взрослого, а под влиянием сверстников и старших товарищей. Наблюдая, как они действуют, ребенок не только быстрее схватывает суть происходящего, но укрепляется в главном — понимании того, что и он сможет так же. На развитие самостоятельности решающее влияние оказывают ситуации, в которых дети должны действовать - ситуации вынужденной самостоятельности.        Игра занимает особое место в жизни детей. В играх они сами ставят цель, находят средства, распределяю роли, следят за их выполнением, соблюдением правил. В них быстро раскрываются лидеры. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.                        Развитию этого качества также способствует возможность выбора. Если ребенок в состоянии по своему усмотрению что-то регулировать, варьировать, то он уже не может не принимать самостоятельных решений. Позвольте ему выбирать, что-то изменять хотя бы в некоторых ситуациях. Пусть он занимается тем, что ему интересно, предлагает свои варианты оформление группы, комнаты, расположения игрушек, книг. Каждому ребенку нужны постоянные упражнения в выборе: попробовал себя в одном деле, перешел к другому, решил, как будет действовать — один или с товарищами, самостоятельно или с помощью взрослого.                                                                                        Растущему человеку нужно выработать в себе такое качество, как решительность. Вместо подсказок, а тем более вместо того, чтобы все делать за ребенка, почаще говорите ему: «Тебе решать» .И не беда, если он допустит ошибки: пусть испытает сполна их последствия. Это позволит ему многому научиться, и прежде всего тому, что его решения не всегда приводят к благоприятным результатам.                                                                В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, он уже знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания. Поэтому есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Этот процесс включает в себя поэтапную работу в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной и др. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

Родительское собрание на тему: "Расширение зоны самостоятельности детей и ответственности за собственную безопасность"

Цель: построение партнерских отношений совместной работы воспитателей и родителей по воспитанию у детей ответственного поведения....

Статья "Сделай сам или Как воспитать ребёнка самостоятельным".

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готов...

Статья Формула воспитания успешности ребёнка

Я долго размышляла, что же самое важное в работе педагога с дошколятами, в моей работе. Наверное, это – разбудить в ребёнке веру в собственные силы, (помочь ему почувствовать, что он многое може...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья "Развитие у ребёнка самостоятельности"

Самостоятельность- это способность самому ставить цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счёт....