«Дифференцированный подход в обучении дошкольников»
статья на тему

Кривошеева Елена Николаевна

Л.С. Выготский отмечал: «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

Доклад

к педагогическому совету «Эффективные средства формирования у детей элементарных математических представлений, направленных на развитие математического мышления. Использование дифференцированных технологий»

«Дифференцированный подход в обучении дошкольников»

Автор-составитель:

Е.Н.Кривошеева,

педагог-психолог

Моршанск 2015

Л.С. Выготский отмечал: «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь дети в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из требований деятельности воспитателя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Можете представить, сколько занятий нужно еще дать воспитателю, чтобы ребенок второй, а особенно третьей группы, усвоил новый материал? Воспитатель может быть и рад позаниматься с ними, но подгоняемый программой, идет дальше, приступает к изучению новой темы.

Индивидуальное развитие детей проявляется и в уровне умственной работоспособности.

Примечательно, что дети с низкой умственной работоспособностью чаще других попадают в ряд отстающих, хотя в большинстве своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы.

Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ребенка к определенному типу нервной системы. Дети со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им, естественно, требуется гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются дети с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение.

Вместе с тем, статистические показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста показывают, что только 20% детей являются здоровыми.

Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых - наглядно-образное, а у третьих - словесно-логическое.

 В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.

 Наличие детей с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы.

Все сказанное достаточно убедительно говорит о широком разбросе индивидуальных различий дошкольников. Возникает сложная проблема перед воспитателем - учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого.

Кроме этого в нынешней системе образования уделено недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения в дошкольном возрасте.

Это, прежде всего, относится к жесткой системы учебного плана и программы, одинаковой для всех детей, преобладание таких форм и методов обучения, которые практически не оставляют возможности для творческой работы педагога, рассчитанной на учет их умственной работоспособности, сохранение, формирование и развитие индивидуальности детей дошкольного возраста.

Отсюда цепочка вытягивается и в другие отрицательные явления в воспитательной работе: слабая мотивация детей старшего дошкольного возраста, их пассивность, усвоение знаний ниже своих возможностей.

Традиционная система обучения и предложенные подходы к ее модернизации затрагивают главное противоречие в образовании - между высокими потребностями общества к качеству образования всех его членов и психо - физиологическими особенностями детей.

В настоящее время в мировой педагогике все больше осознается, что кризис, вызванный вышеуказанными противоречиями, не может быть решен в рамках старой системы и требует изменения технологии обучения.

В связи с этим, необходимо создать оптимальные условия для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, наиболее полного учета его индивидуальных различий.

Путь создания этих условий - дифференциация обучения.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп с целью учета особенностей их контингента; это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Цель дифференциации:

- обучение каждого на уровне его возможностей, способностей;

- адаптации обучения к особенностям различных групп детей.

И.Унт в своих исследованиях выделяет следующие цели дифференциации:

– обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития;

– развивающая цель - формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития;

– воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка.

В методике развития речи дифференциация нередко не направлена на решение всех указанных целей и осуществляется с учетом уровня именно речевого развития.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- возрастному составу (разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);

- личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

- уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

- области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т.д.).         

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной дидактике однозначной оценки; в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты уровня умственного развития дифференциации:

– исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;

- у воспитателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- повышается уровень «Я - концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать радость от успеха, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации обучения в сильных группах;

- в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче обучаться.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

- деление детей по уровню развития негуманно (слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними; высвечивается социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства);

- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;

- понижается уровень «Я - концепции» (в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости);

- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:

 - внутрипредметная дифференциация (автор Гузик Н.П.);

- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В.В.);

- культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор Закатова И.В.).

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым ребенком, предупреждение неусваемости программного материала, развитие познавательных интересов и личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.Реализация дифференцированн...

«Семинар – практикум на тему "Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников» 2018 -2019 год

Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспит...

Реализация дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.Реализ...

Семинар – практикум на тему: «Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»

Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспит...

«Семинар – практикум на тему: Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенн...

«Семинар – практикум на тему: Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»

laquo;Семинар – практикум на тему: Особенности дифференцированного подхода при обучении  дошкольников»...