Семинар – практикум на тему: «Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»
консультация

Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспитанника. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум на тему: «Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»

Подготовил педагог-психолог:

Кайтукова Алана Артуровна.

с. Кора-Урсдон 2022 г.

Особенности дифференцированного подхода при обучении  дошкольников.

Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспитанника. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и др.

Индивидуализация – это не просто удивительно интересная и занимательная сторона педагогической деятельности, которой в некоторых обстоятельствах можно пренебречь, но и насущная необходимость, с ней мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, входя в группу детского сада и вступая в контакт с детьми, начиная любое обучающее взаимодействие.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Причины необходимости индивидуального подхода:

во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

во-вторых, без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Задача взрослых – создать условия для полноценного развития ребенка в специфически детских видах деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основным моментом преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако практическая педагогика продолжает ориентироваться на подготовку ребенка к школе, приводящую к выравниванию возможностей детей.

Ориентация на “среднего” ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким уровнем способностей, природных задатков искусственно тормозится, дети лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. В обоих случаях отсутствие индивидуального подхода к обучению детей приводит к проявлению таких нежелательных черт личности, как неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, излишняя неуверенность и застенчивость.

Декларируемый в различных научно-методических трудах дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости: дать более сложные задания сильному ребенку, подобрать индивидуальные задания более слабым, в то же время добиваться, чтобы все дети выполнили поставленные перед ними задачи. Но на данном этапе отсутствуют разработанные технологии реализации данной проблемы. Родители, как наиболее значимые взрослые для детей и наиболее знающие особенности своего ребенка, зачастую не могут оказать влияния на его индивидуальное развитие в силу своей некомпетентности и занятости.

В основу технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников положена следующая деятельность воспитателя:

- изучение внутренних условий (особенностей) развития ребенка,

- развивающее (коррекционно-развивающее) взаимодействие с ребенком с учетом его особенностей.

Внутренние условия (особенности) дошкольников:

1. Физическое состояние и здоровье.

• нельзя заставлять ребёнка выполнять какие-либо задания через силу

• нельзя сравнивать физические возможности разных детей

• если поведение ребёнка педагогу непонятно, надо, в первую очередь, обратить внимание на состояние его здоровья

2. Интеллектуально-познавательные особенности.

• нельзя требовать от ребёнка-дошкольника конкретных знаний

• необходимо систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)

• очень эффективно происходит развитие познавательной сферы через наглядное моделирование (построение и использование пространственных моделей)

• необходимо формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук

В дошкольном учреждении организуется  дифференциация группы дошкольников с учётом уровня развития интеллектуально – познавательных способностей:

1. Формирование подгрупп детей для организации непосредственно образовательной деятельности. (В течение учебного года и последующих лет пребывания детей в группе данная дифференциация может быть неоднократно пересмотрена.)

2. Индивидуальная дозировка задания по объёму и уровню сложности.

3. Индивидуальный подход в осуществлении помощи ребёнку в выполнении задания: полностью совместная деятельность, корректировка действием, словесная корректировка, показ образца, направляющие вопросы, похвала и моральная поддержка.

Условия реализации технологии

• способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление детей

• негативные эмоции не могут быть под запретом, необходимо научить ребёнка социально приемлемым способам выражения злости, гнева, обиды

• нельзя на агрессию ребёнка отвечать агрессией, следует соблюдать спокойное отношение в случае незначительной агрессии

• следует акцентировать внимание на поступках (поведении) ребёнка, а не на личности

3. Особенности эмоциональной сферы, характера ребенка.

Условия реализации технологии

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

1. Правильная организация режима дня.

2. Активизация двигательной деятельности (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки, спортивные мероприятия, прогулки).

3. Разнообразные игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные, режиссёрские, театрализованные).

4. Знакомство с искусством и организация самостоятельного творчества детей.

5. Чтение и обсуждение сказок.

6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).

7. Организация взаимодействия в группе сверстников.

8. Использование наглядности при организации образовательно-воспитательной деятельности с детьми.

4. Особенности восприятия окружающей действительности.

Все дети разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребёнок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо всё потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, предметы.

• обучение эффективно тогда, когда ведётся с опорой на ведущую модальность восприятия ребёнка.

Условия реализации технологии

Педагог во время организации образовательной деятельности (НОД) подаёт информацию последовательно с учётом каждого вида модальности, соблюдая«Принцип трёх П» (авторский термин):

• педагог должен важную информацию Проговорить, Показать, Предложить подействовать (нарисовать, построить и перестроить, раскрасить, найти и показать, соединить линией и т. д.);

ребёнок имеет возможность важную информацию Прослушать, Посмотреть, Подействовать

5. Гендерные различия.

• в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании, поэтому произвольное внимание мальчиков необходимо развивать

• в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек, а для мальчиков необходима дополнительная мотивация

• мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии, в связи с этим следует учить мальчиков социально приемлемым способам выражения обиды, недовольства, нельзя мальчиков ругать в присутствии девочек.

• саооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек, поэтому положительную самооценку девочек необходимо регулярно поддерживать.

Наблюдения показывают, что зачастую обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребёнка с определённой социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Мальчики Девочки

1. Обращение: «мальчики» (когда это уместно). 1. Обращение: «девочки» (когда это уместно).

2. Похвала: «Молодец!», «Настоящий мужчина, рыцарь!» 

2. Похвала: «Умница!»,«Принцесса!», «Хозяюшка!»

Для успешной реализации задач технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников необходимы следующие важные условия:

1. Приоритет демократического стиля общения между всеми участниками педагогического процесса.

2. Приоритет личностно-ориентированной модели обучения и воспитания дошкольников в ДОУ.

3. Приоритет развития индивидуальных качеств личности ребенка в различных видах деятельности.

4. Приоритет семейного воспитания для каждого ребенка.

5. Приоритет оптимистического, толерантного настроя в коллективе педагогов-профессионалов.

2 вариант

Дифференциация – в переводе с латинского, означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение -  это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной. Работой с каждым ребёнком. Он облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребёнка, а для отдельной категории детей.

Разделение детей на группы может быть явным и неявным, состав меняться в зависимости от поставленной задачи.

  1. Виды и формы дифференцированного обучения
  • По возрастному составу

На различных этапах развития человека характер процесса обучения изменяется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребёнка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании учебно-образовательного процесса.

  • По полу

Ребёнок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответственно, содержание обучения в некоторых вопросах должно быть различным. До революции и во время ВОВ в нашей стране проводилось раздельное обучение девочек и мальчиков. Раздельное обучение по половому признаку имеет свои плюсы и минусы, и этот вопрос постоянно возникает в обществе.

  • По области интересов

При помощи диагностирования выявляют интересы воспитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях – кружки или спортивные секции.

  • По уровню умственного развития

Детей делят на:

- малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР;

-педагогически запущенных детей (при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал);

-Детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме);

- способных детей (быстро схватывающих материал);

-одарённых или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости).

  • По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)

По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов.

По типу мышления группируют детей  с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным).

Необходимо при организации педагогического процесса по такому признаку подбирать и воспитателей.

  • По уровню здоровья детей

Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учётом состояния здоровья детей.

Выделяют такие группы:

- основная группа здоровья

-Подготовительная

-спецгруппа

 - Какие виды дифференциации чаще всего используются в ДОУ?

 (по умственному развитию, по половому признаку, по состоянию здоровья, по возрастному составу). Приведите примеры.

Дифференцированное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуем их определить.

 Таблица  «Положительные и отрицательные стороны дифференциации».

Положительные стороны

Отрицательные стороны

По умственному развитию

  1. Появилась возможность использовать дальнюю зону развития
  2. В этих группах создаются равные стартовые возможности по уровню развития детей
  3. Обучение строится с учётом интереса и способностей детей
  4. Используются разные методы и приёмы технологии педагогического процесса
  1. Результаты диагностики бывают ошибочны, и дети попадают не в ту группу. Промежуточная диагностика позволяет перевести ребёнка в другую группу в середине года
  2. Занятия по подгруппам увеличили регламентированную деятельность. За счёт этого уменьшилось время прогулок
  3. Детям слабой подгруппы не за кем тянуться
  4. Молодым педагогам трудно планировать занятия по подгруппам на одну и ту же тему

По половому признаку

  1. Происходит развитие качеств, присущих своему полу
  2. Происходит подготовка к социальной жизни
  3. Создаются условия для формирования чувства любви, которое воспитывается только женщинами
  1. Отсутствие воспитателей мужского пола для организации педагогической деятельности
  2. Воспитатели – женщины не способны правильно обучать мальчиков: учебный материал ими «разжёвывается», а мальчикам надо создавать ситуацию поиска
  3. Отсутствие мужчины как примера для подражания

Положительные стороны

Отрицательные стороны

По состоянию здоровья

  1. Сохраняется здоровье ребёнка
  2. Улучшается качество контроля над активной деятельностью ребёнка
  1. Дети чувствуют себя ущемлёнными и хотят выполнять упражнения, запрещённые им по состоянию здоровья

По возрастному составу

  1. Объединения постоянные
  2. Облегчает подготовку воспитателя к совместной деятельности
  1. Не учитывается такая возрастная особенность в дошкольном возрасте, как полгода
  2. У воспитателя остаётся меньше времени на индивидуальное обучение, если группа одного возраста
  3. В педпроцессе используется небольшой спектр методов и приёмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференцированный подход в обучении дошкольников»

Л.С. Выготский отмечал: «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программ...

«Семинар – практикум на тему "Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников» 2018 -2019 год

Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспит...

Семинар - практикум по теме: «Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников ПДД с использованием игровых образовательных ситуаций».

Цель:Формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах...

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...

«Семинар – практикум на тему: Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенн...

«Семинар – практикум на тему: Особенности дифференцированного подхода при обучении дошкольников»

laquo;Семинар – практикум на тему: Особенности дифференцированного подхода при обучении  дошкольников»...