Доклад и статья к творческой презентации «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Лямзина Ирина Михайловна

Доклад и статья к творческой презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.54 КБ
Файл statya.docx 19.06 КБ

Предварительный просмотр:

  2. Дошкольное детство исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и хронических заболеваний у детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, сохраняется необходимость внедрения новых методик и технологий оздоровительной работы.

  3. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из первостепенных задач дошкольных образовательных учреждений. Ведущими являются нарушения со стороны центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.      Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза (данные показатели В.Р. Кучма и  М.И. Степанова).

  4. Одним из путей решения данной проблемы является целенаправленное использование занятий в нетрадиционной интересной форме, адаптированных к возрастным особенностям детей, а так же     необходимо плотное и продуктивное взаимодействие родителей, медицинских и педагогических работников.

   5. Для того, чтобы нетрадиционные физкультурные занятия решали поставленные задачи и привлекали детей, педагогическим работникам необходимо:

— создавать  систему увлекательных физкультурных занятий;

— отбирать формы, методы и приемы для проведения физкультурных занятий;

— использовать на физкультурных занятиях в нетрадиционной форме  доступный уровень содержания для дошкольников.

   Основной целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий.

   Важнейшими задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:

— укрепление здоровья детей;

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

—формирование физических качеств и обеспечения нормального уровня физической подготовки в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка;

— воспитание у детей интереса участия в большом спорте.

6.  Оздоровительно-развивающая    гимнастика   «Ритмопластика»    выступает в роли танцевально-ритмической гимнастики, нетрадиционных видов упражнений и креативной гимнастики. К  танцевально-ритмической гимнастике относятся   разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Креативная гимнастика включает: музыкально-творческие игры и специальные задания. С помощью игрового метода воспитательно-образовательный процесс превращается в  увлекательную форму, с помощью которого облегчается процесс запоминания и усвоение упражнений, умножает эмоциональный фон занятий, содействует формированию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

7. Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. 

   Задачи такой гимнастики состоят в следующем: учить детей прислушиваться к своему дыханию; расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; а так же укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.              

8. Психомышечная тренировка Большинство современных программ по физическому воспитанию дошкольников состоят из  психопрофилактических мероприятий, к которым также относится и  психорегуляция.

 Психомышечная тренировка представляет собой мышечную релаксацию (расслабление мышц). Ребенок-дошкольник должен уметь самостоятельно расслаблять свои мышцы благодаря некоторым приемам (т.е. система напряжения и расслабления мышц; дыхание, которое поддается контролю самого ребенка).

9. Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно, стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

   Развитию мелкой моторики рук способствует пальчиковый массаж. На основе этого для моих воспитанников мною была подобрана система упражнений «Мячи-ежики». Благодаря чему у детей укрепляются мышцы рук и ног, развивается моторика, возрастает умственная активность.

10. Также к распространенным средствам физической культуры принадлежит  – закаливание. Благодаря чему,  постепенно  происходит сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Закаливание детей в нашем дошкольном образовательном учреждении происходит в строго гигиенических условиях: благоприятное для организма соотношение температуры воздуха в помещении, правильно подобранная одежда, активная двигательная активность и другое.

   Активизации физкультурно-оздоровительных работ способствует новое спортивное оборудование, являющееся определенным стимулирующим эффектом для детей. Возможно ли без особых затрат обновить игровой материал?  Конечно, возможно, главное иметь желание сделать что-то своими руками, проявить немного фантазии, я легко справляюсь с этой задачей. Для этого мною широко применяются разнообразные игровые методы и приемы, немалую роль играет усовершенствованное оборудование из бросового материала, привлекающее внимание ребенка, это: различные массажеры, изготовленные из коробочек от шоколадных яиц, массажные коврики из маленьких шариков, пуговиц, пробок, веревок. Такие снаряды учат детей держать равновесие, перемещаться на ограниченном пространстве, развивать координацию движения, дают тонизирующий эффект, лечат плоскостопие.

11. Фитбол-гимнастика - это гимнастика на больших гимнастических мячах. Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект.

  Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.

  Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

12. Степ – гимнастика. Благодаря степ-гимнастики у детей в детском саду формируется пропорционально развитое тело, правильная осанка, вырабатываются точные, движения. Но самым главным аспектом занятий степ-гимнастики – является укрепление всех систем организма: мышечной, дыхательной, нервной и других. Для поднятия тонуса при таких занятиях используется музыкальное сопровождение. Степ-гимнастика – это не только разносторонние физические упражнения, но и привлекающий взгляд спортивный танец, приносящий пользу и улучшающий настроение ребенка.

13. Эвритмическая гимнастика — особый вид оздоровительной гимнастики, где происходит развитие  ритмичности  речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Эвритмическая гимнастика основана на следующих задачах:  

• становление осанки, чувства темпа, ритма движений, формирование пространственной ориентации;

• формирование двигательной активности: быстроты, ловкости, выносливости и др.

•  координационная гимнастика для рук и ног;

• формирование нормального психического и физического здоровья

(снижение агрессии, мышечного напряжения, развитие воображения и внимания);

• развитие межличностных отношений;

• расширение творческого потенциала, создание атмосферы радости и спокойствия.

14. «Театр физического воспитания дошкольников» — это усовершенствованная система формирования физического воспитания ребенка в ДОУ, основанная на применении новой методики развития. Театр – это особая игровая форма, включающая в себя систему оздоравливающих процедур. Каждое новое занятие несет в себе мини-игру с определенной жизненной ситуацией, где дети примеряют на себя разные роли: птиц, животных, сказочных персонажей. Во время занятий постоянно применяется музыкальное сопровождение, благодаря чему дети не скучают и занятия по физической культуре превращаются в сказочное представление.

  На протяжении более 10 лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.  

 Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления, дает свои положительные результаты

1. Среди дошкольных учреждений города Липецка низкий показатель заболеваемости дошкольников в нашем детском саду держится на протяжении многих лет. Это связано не только с возрастом детей, но и с грамотно построенной оздоровительной работой в ДОУ.

    15. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо



Предварительный просмотр:

Опыт работы инструктора по физической культуре

Лямзиной Ирины Михайловны

 «Использование современных технологий в ДОУ»

   Перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых современных жизненных условиях.

   В достижении моих поставленных целей, в учебно-воспитательном процессе я использую современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, индивидуально-дифференцированный подход.

   Чтобы сохранить интерес к спорту, желание заниматься спортом, я использую информационные технологии: программы, презентации, игровые, обучающие.

   Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно в здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных.

   На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный и воспитательный процесс делает его более рациональным и эффективным, а так же повышает мотивацию к занятием спортом. Представленная информация на сайтах очень важная и нужная, без нее не возможен современный образовательный процесс, где очень много средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя.

   Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствует повышению мотивации учения, а так же повышение информационной культуры в спорте в дошкольника.

1. В своей работе инструктора по физической культуре я использую следующие формы информационно-коммуникативных технологий:

•     Подбор иллюстративного материала к занятиям,

• Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия.

• Использование цифровой фотоаппаратуры.

• Использование Интернета в педагогической деятельности.

• Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов на сайте.

• Создание персональной электронной почты, блога на сайтах образования.

Таким образом, использование ЦОР в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению условий знаний дошкольников на более высокий уровень, обладает стимулом познавательной деятельности, облегчает работу инструктору по физической культуре. Использование компьютера, вызвал положительный интерес у детей. Применение дидактических игровых заданий дает возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельного мышления, находить решения, делать выводы, что помогает расширить свой кругозор.

  Очень важным в физической культуре являются здоровьесберегающие технологии, они обеспечивают ребенку сохранение здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни. Это дозированные физические нагрузки, физкультурные минутки, паузы, оздоровительный бег на прогулке, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, Дорожка здоровья, подвижные игры, спортивные игры (элементы) цветотерапия, музакотерапия, сказкотерапия, массаж су-джок, точечный массаж – все направлено на укрепление здоровья и способствует снижению заболеваемости.

  Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие двигательных качеств, особенностей его индивидуального развития. Ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Я считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе. В нашем детском саду разные дети, с разным уровнем развития. Я считаю, что дошкольники раскрываются и раскрепощаются в игре, и поэтому я широко применяю игровую технологию.

Игровые технологии мною используются в организации организованной образовательной деятельности, я использую следующие игровые технологии:

Игровые ситуации. Во время организационной образовательной деятельности применяю игрушки, персонажи театра, спортивный инвентарь, где на занятиях обруч превращается в санки или самолет, мячи в арбуз или горячею картошку, и т. д. Игровые технологии мне помогают быстро решить поставленные задачи.

Сюрпризные моменты. Во время организованной образовательной деятельности и в здоровьесберегающей технологии я использую, момент неожиданности, что позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой и желание заниматься спортом.

  В ДОУ воспитатели часто используют элемент присутствия любимой игрушки. Я же использую элементы спортивного инвентаря, например отдаю мальчикам футбольные мячи, клюшки, а девочкам скакалки или обручи и даю задание, так как это у детей вызывает огромный интерес к новизне, похвале или просто вниманию, что позволяет детям более легко адаптироваться к условиям ДОУ.

  На мой взгляд в физическом воспитании так же очень важен индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку, дети с детского сада должны понимать мальчик – сильный, а девочка слабее. Только на занятиях физической культуры у мальчиков надо сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие, то, что соответствовало природным задаткам. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня.

 В процессе занятий я использую игры у мальчиков, где большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры).

 Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой, обручами. Обычно дети с удовольствием выполняют те упражнения, которые у них лучше получаются.

Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, а девочкам гимнастическую ленту, они начнут танцевать придумывать разные движения. Если же взять наоборот поменять девочкам – мяч, мальчикам – гимнастическую ленту, то игры быстро закончатся. И поэтому осуществляется деление общей группы детей на подгруппы на время проведения, как физкультурного занятия, так и утренней гимнастики. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, и в процессе специально организованной деятельности у них развиваются физические качества. В своей работе я и воспитатели используем следующие методические приемы для учета индивидуализации (мальчиков и девочек) дошкольников:

• Упражнения подбираются только для мальчиков и только для девочек.

• Упражнения выполняются детьми с разной дозировкой.

• Время выполнения упражнений разное для мальчиков и для девочек.

• Подбор физкультурного оборудования для выполнения ОРУ различен.

• Повтор упражнений, различный для мальчиков и для девочек.

• Распределение ролей в подвижных играх.

• Требования к качеству выполнения упражнений различны (от мальчиков мы требуем большей четкости, дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

• Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Все технологии в совокупности позволяют реализовать поставленные образовательные задачи в ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательной активности и укрепления здоровья детей посредством нетрадиционных форм проведения занятий

В презентации представлены нетрадиционные подходы к организации физического воспитания детей дошкольного возраста....

"Сохранение и укрепление здоровья детей через оптимизацию двигательного режима"

Двигательная активность влияет на состояние здоровья и работоспособность детей, а так же является условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, те...

Опыт работы: "Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к подвижным играм и танцам".

Основной целью своей работы считаю воспитание здорового ЧЕЛОВЕКА.  ​...

Презентация "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через здоровьесберегающие технологии»

В презентации представлены основные педагогические образовательные технологии согласно с требованиями ФГОС ДО...

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....