Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лямзина Ирина Михайловна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Слаженность в работе - залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в т. ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя.

   Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе ''Организация режима пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей.

    Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:

 -утренняя гимнастика;

 -занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

 -физкультурные минутки;

 -подвижные игры;

 -спортивные упражнения;

 -ритмическая гимнастика;

 -занятия на тренажерах;

 -плавание и др.

   Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

   В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

   Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

   Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты.

   Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

   К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

   Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста      выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

   В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.

  Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.

  Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

  При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми, И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

  При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

  Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

  При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

  Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

  В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким образом,  распределение обязанностей при совмещённой работе - инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

 -специалист занимается с ослабленными детьми,

воспитатель с остальными (и наоборот);

 -специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

 -специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

 -специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;

 -специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;

 -инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.                

  Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

   После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

  Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

  В свою очередь инструктор по физической культуре должен

оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы.

  При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель -незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

  Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

    Воспитатели вместе с детьми и родителями изготавливают необходимые для проведения мероприятия атрибуты: плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласительные билеты для болельщиков и родственников. Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы,

изготовленные дошкольниками для команды соперников.

Это могут быть рисунки, поделки из природного и бросового материалов и т. п.

    Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия.

  Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.

  Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

    Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

  Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

  Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Примерное распределение обязанностей

между инструктором по физической культуре и воспитателем

в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы

   Задачи:

 -упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;

 -развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

  Предварительная работа

 -ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;

 -обсуждение организационных моментов;

 -разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята"

  Обарудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

                           

Часть 1

Построение в шеренгу, проверка осанки и равновесия.

Перестроение в колонну по одному (прыжком).

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс

  Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

  Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.

Бег в колонне по одному

(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)

  Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.

  Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2

Общеразвивающие упражнения

  Инструктор физической культуре объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах,

  Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.

      И, п. - основная стойка, руки на пояс;

      1 - правую ногу назад на носок, руки за голову;

      2 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой,

     

       И. п, - стойка: ноги врозь, руки на пояс;

       1- поворот вправо, правую руку вправо;

       2 - вернуться в исходное положение. То же влево,

       

       И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища;

       1 - выпад правой ногой вперед;

       2 - 3  пружинистые покачивания;

       4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

       

        И. п, - стойка на коленях, руки на пояс;

       1-2-медленным движением сесть на правое бедро,

        руки вынести     вперед;

       3-4 - вернуться в исходное положение, То же влево,

       

       И. п. стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;

       1 - руки в стороны;

       2 - наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги;

       3 - выпрямиться, руки в стороны;

       4 - вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.

       И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.

       1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад;

        в прыжке сменить положение ног.

       9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза),

   Инструктор физической культуре выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми.

   Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняет с ними ходьбу на месте,

   

Основные виды движений

 Инструктор физической культур ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование.

Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)

  Инструктор физической культуре объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.

Равновесие – ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки 4 на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза)

Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей.

Броски мяча вверх двумя руками и его ловля.

Броски мяча ввepx и его ловля с хлопком в ладоши (10-15 раз)

  По сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками,

 Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.

        

         



Предварительный просмотр:

Спортивные игрушки для детей

Развитие ребенка немыслимо без игр, а игры  немыслимы без игрушек, вот почему в арсенале малыша должны быть и игрушки мягкие, и развивающие деревянные и пластиковые игрушки, и, конечно же, спортивные игрушки.

Детские игры очень сложно представить себе без спортивных игрушек, ведь с ними намного интереснее! Они побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Спортивные игрушки позволят ребенку выплеснуть без остатка свою энергию и в то же время развиться физически.                                                                            

К  спортивным игрушкам относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

Покупая подобные игрушки для своего малыша, особое внимание обратите на предпочтения ребенка в играх, его способности, а также на возрастную группу приобретаемой вещи.

                      Мячи

Без мячика сложно представить себе счастливое детство! Уже даже новорожденным крохам приобретают специальные надувные мячи, на которых можно выполнять несложные гимнастические упражнения. «Мяч-попрыгун» - специальный гимнастический мяч обожают все дети, за его ручки можно схватиться и всласть напрыгаться, а, кроме того, такая игра укрепит мышцы ног и разовьет координацию. Классические детские мячики довольно легкие и подойдут для любой веселой игры, а вот спортивные мячи, чей вид зависит от конкретного вида спорта, должны приобретаться в специализированных магазинах.

                    Скакалка

Эта спортивная игрушка довольно проста, но игры с ней способны предупредить плоскостопие, развить мышцы ног и оздоровить весь организм в целом. Скакалка обязательно должна подбираться под рост малыша  при покупке попросите ребенка поставить ногу в центр и поднять ручки скакалки. Покупайте игрушку, если ручки будут на уровне груди ребенка.

        Лыжи

    Ходьба на лыжах положительно влияет на развитие мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует формированию целого ряда  физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты).  Лыжи  должны быть по росту, ребенок должен доставать до их конца вытянутой рукой, а высота палок должна быть на уровне подмышечных впадин.

Велосипед

    Катание на велосипеде обеспечит вашему ребенку хорошую осанку и здоровье позвоночника в целом. Благодаря езде на велосипеде повышается выносливость, тренируются, укрепляются сердце и сосуды. Динамичные движения в горку и вниз, поочередное напряжение мышц спины и пояса обеспечат хорошее кровоснабжение, приведут в отличную физическую форму, укрепят мышцы ног, спины, рук малыша. За счет увеличения количества вдыхаемого воздуха наблюдается значительное улучшение работы легких.

Основные правила подбора велосипеда

    Попросите ребенка «встать» за руль, то есть ноги должны быть по обе стороны от рамы. Верхняя труба рамы не должна задевать промежность, желательно запасное расстояние до 10 см. Высота седла регулируется сразу в магазине, подбирается по росту ребенка. Определение оптимального положения:

- выровнять педали так, чтобы одна была в крайнем верхнем, а другая в самом нижнем положении;

- ребенок ставит ногу на нижнюю педаль и садится на седло;

нога должна быть выпрямлена, либо почти прямая.

Описание: Соответствие рамы росту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспит...

Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем ...

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы...

Семинар - практикум на тему: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМна тему:«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»...

«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

В данной работе прописаны:1. Функции воспитателя в каждой части НОД по физической культуре.2. Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитател...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...