Проект "Моя семья - моя крепость"
проект (младшая группа) на тему

Зубарева Ольга Викторовна

Паспорт внутригруппового проекта "Моя семья - моя крепость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_-_moya_krepost.docx56.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

г. Губкина Белгородской области

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Моя семья – моя крепость»

Авторы проекта: Беликова О.Г., воспитатель

Зубарева О.В., воспитатель

Участники проекта: воспитатели,

дети младшей группы, родители

2018 г.

I. Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Моя семья – моя крепость».

Авторы проекта: Беликова Олеся Геннадьевна, Зубарева Ольга Викторовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик».

Продолжительность проекта: средней продолжительности (январь-май 2018 г.).

Вид проекта: творческо-познавательный.

Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность проекта: В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни. Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет

большие затруднения. Начав ее изучение, выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому, кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи:

  • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
  • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
  • Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи.
  • Вызвать интерес к собственному имени.
  • Воспитывать у ребенка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.

Предполагаемый результат: дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи в своей семье.

II. План реализации проекта

1 этап – подготовительный (накопительный, информационный)

Мероприятия

Ответственные

Постановка проблемы:

Что мы знаем?

  • Мы дети.
  • У нас есть родители.

Что хотим узнать?

  • Семья – что это?
  • Как о нас заботятся?
  • Почему меня так назвали?
  • Где работают мои родители?
  • Какая у меня семья?

воспитатели

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных  теме «Семья»

воспитатели

Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье; формировать обобщающее понятие «Семья».

воспитатели

Вовлечь родителей в работу над проектом: составление генеалогического древа семьи.

воспитатели, родители

2 этап – практический (организационный, реализация проекта)

Цикл бесед о семье.

воспитатели

Чтение литературы по теме проекта.

воспитатели

Рассматривание сюжетных картин, семейных фотографий.

воспитатели

Дидактические, сюжетно-ролевые игры по теме проекта.

воспитатели

Пальчиковые игры.

воспитатели

Рисование, лепка аппликация.

воспитатели

3 этап – заключительный (результативный)

С/р игра «Семья».

воспитатели

Рассматривание генеалогического древа.

воспитатели

Составление с детьми рассказов о членах семьи «Моя семья».

воспитатели

Оформление стенда-выставки «Моя семья».

воспитатели

Чтение стихов о семье.

воспитатели


Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Работа с родителями

Январь

Семья – что это?

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья».

Рисование на тему «Ласковое солнышко» методом примакивания к солнышку ладошек (коллективная работа).

Разучивание потешек по данной теме: «Пальчики», «Кто живет в моей квартире?», «Ладушки».

Беседы на темы: «Что такое семья?», «Кто живет в моей семье».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери» с разными вариантами.

Привлечь родителей к сбору материала  по теме проекта.

Консультация на тему «Ошибки, которые совершать нельзя».

Февраль

Мой папа

ООД на тему «Моя семья».

Коллективный разговор на тему «Папа может».

Изготовление открытки для папы к празднику 23 февраля

Составление с детьми рассказов на тему «Кто живет в моей семье».

Консультация на тему «Роль отца в семье».

Март

Мама, любимая моя

Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капли воды!».

Лепка на тему «Бусы в подарок мамочке».

Изготовление открыток к 8 Марта.

Беседа на тему «Моя мама самая лучшая».

Разучивание стихотворения О. Чусовитиной «Мамочке подарок».

Сюжетно-ролевые игры в «Нашу семью» с вариантами «Скорая помощь», «Парикмахерская».

Консультация на тему «История возникновения праздника 8 Марта».

Тестирование на тему «Мой стиль воспитания ребенка в семье».

Апрель

Дом, в котором я живу. Наши братья и сестры.

Наши бабушки и дедушки.

Беседа на тему «Наши братья и сестры».

Рассматривание сюжетной картины «Семья».

Беседа на тему «Мои бабушка и дедушка».

Лепка из соленого теста «Подарок моим любимым – веселые конфетки».

Чтение произведения С. Михалкова «А что у Вас?»

Рассматривание альбома группы с семейными фотографиями.

Чтение рассказа Л. Толстого «Бабушка и внучка».

Сюжетно-ролевые игры «У бабушки скоро день рождения», «Дедушка заболел».

Рекомендация на тему «Как знакомить ребенка с историей семьи».

Работа с генеалогическим древом.

Май

Наша группа – это тоже наша семья.

Что мы узнали о семье.

Беседа об именах детей «Что означает каждое имя».

Дидактические игры «Отгадай, о ком я говорю», «Как тебя зовут?», «Назови ласково».

ООД на тему «Семья – тепло и ласка».

ООД на тему «Воздушные шары наших семей» (дети наклеивают на шарики портреты членов своей семьи».

Рассматривание флага нашей группы.

Разучивание девиза группы.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Оформление выставки-стенда на тему «Моя семья».

Памятка на тему «Моя родословная».


Приложение 1

Чтение художественной литературы по теме проекта

Мамочке подарок

Из цветной бумаги

Вырежу кусочек.

Из него я сделаю

Маленький цветочек.

Мамочке подарок

Приготовлю я.

Самая красивая

Мама у меня!

                                             О. Чусовитина

А что у вас?

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

- А у нас сегодня гость.

А у вас?

- А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

- А у нас на кухне газ.

А у вас?

- А у нас водопровод.

Вот.

- А из нашего окна

Площадь Красная видна.

А из вашего окошка

Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный шар.

- А у нас огонь погас -

Это раз.

Грузовик привёз дрова -

Это два.

А в-четвёртых, наша мама

Отправляется в полёт,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

- Мама - лётчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры.

А у Лёвы мама - повар.

Мама - лётчик?

Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-

Мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты -

Это очень хорошо.

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.

Мамы всякие важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

                                             С. Михалков

 Бабушка и внучка

У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Л. Толстой

Потешки

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

-Ладушки, ладушки!

Где были?

-У бабушки!

-Что ели?

-Кашку!

-Что пили?

-Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

1-2-3-4

Кто живёт в моей квартире?

1-2-3-4-5

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся моя семья!

Приложение 2

Консультации для родителей

Консультация «Ошибки, которые совершать нельзя»

Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта,  понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не случится.

Итак, какие же ошибки мы совершаем?

Ошибка первая - безразличие 

"Делай что хочешь, мне все равно" 

Мнение родителей: 

Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.

Мнение психологов:

Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее".  Проверка, возможно, будет заключаться в совершении проступков.  Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается, что вы оба <бегаете по замкнутому кругу>.  Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Ошибка вторая - слишком много строгости

"Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная".

Мнение родителей: Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы  здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку лет, старшеклассник он или дошкольник. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и игнорировать  все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

Ошибка третья - детей надо баловать

"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам".

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - так быстротечно, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя опека и забота в дальнейшем  может привести к проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка четвёртая - навязанная роль

"Мой ребенок - мой лучший друг".

Мнение родителей:

Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Взрослые проблемы не должны ложиться на плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону. Малыши  готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка пятая – денежная

"Больше денег - лучше воспитание".

Мнение родителей:

У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить побаловать ребёнка. Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и общение намного важнее содержимого  кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка шестая - наполеоновские планы

"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс".

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители сами провоцируют такое <неблагодарное> поведение детей. Ведь часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или папы, но никак не истинное желание ребёнка.  Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых. Взрослея,  желает вырваться из <крепких объятий> родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Возникает ситуация непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых. Поэтому, прежде чем решить что-то за ребёнка, прислушайтесь к его интересам. Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то, чем он занимается. Не превращайте жизнь ребёнка в удовлетворение собственных амбиций.

Ошибка седьмая - слишком мало ласки

"Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"

Мнение родителей:

Многие взрослые считают, что ласки (поцелуи с мамой, объятия с папой) в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов: 

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах.  Есть мнение, что за весь день ребёнок должен получить не менее 10 прикосновений (поглаживание по голове, объятие, поцелуи) для хорошего самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок может испытывать эмоциональный голод и думать, что его не любят.

Ошибка восьмая - ваше настроение

"Можно или нет? Это зависит от настроения"

Мнение родителей: 

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, <так себе настроение>. Как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка! Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом сделать вид, что ничего не произошло или купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке. 

Мнение психологов: 

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, - постарайся быть ко мне снисходительным".

Ошибка девятая - слишком мало времени для воспитания ребенка

"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Консультация «Роль отца в семье»

Любовь к ребенку – это жизнеутверждающая сила, дающая ему уверенность в своих возможностях, уверенность в защите и поддержке. Любить ребенка – значит научить его любить окружающий мир, окружающих его людей. В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние.

Отец оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для материального обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи.

Как муж мужчина сегодня несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнеров.

Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объем домашней работы.

Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно).

В раннем возрасте глубже проявляется связь ребенка с матерью, а затем уже в дошкольном возрасте, все большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и часто наблюдается невротизация характера. Мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками, им труднее удается усвоение мужской роли и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец и на развитие девочки. Ученые доказывают  наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, ассоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Гордость за  своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты.

Дорогие папы! Как видите, вы очень важны для своих детей, для того, чтобы они росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми!

Консультация «История возникновения праздника 8 Марта»

Этот день относится к тем долгожданным праздникам, которого ждут все: взрослые и дети, мужчины и женщины, мальчики и девочки. Кто-то из них готовит подарки, кто-то пока просто думает, что подарить на 8 марта близким женщинам, а кому-то не терпится услышать теплые слова поздравлений. Но все без исключения считают этот праздник Днем весны, тепла, женственности и любви.  Но самое странное, что в течение целого века с момента возникновения этого праздника он вызывает множество споров и критики.

Возможно, внимательный взгляд в прошлое поможет понять причины такого отношения к нашему любимому празднику. А для этого стоит пролистать странички истории.

Происхождение праздника 8 марта: предыстория, версии и исторические реалии

    Многих интересует, откуда произошло 8 марта. Из истории известно, что возник он в связи с борьбой женщин за свои права. Впервые собрались представительницы обувных, текстильных, швейных фабрик в Нью-Йорке именно 8 марта.

Произошло это в 1857 году, когда условия труда женщин были чрезвычайно тяжелыми: работали они по 16 часов, при этом тяжелейший труд оценивался очень низко – женщины получали только часть от той суммы, которая полагалась за ту же работу мужчинам.                       

Именно поэтому главные требования работниц сводились к тому, чтобы рабочий день (с тяжелейшими условиями) длился не более 10 часов, а заработная плата была такой же, как у мужчин. Многочисленные манифестации привели к тому, что некоторые требования были выполнены, в том числе введен более короткий рабочий день.

В те годы в США повсеместно образовывались профсоюзы.

Одним из последствий манифестаций, которые прошли восьмого марта 1857-го года, было образование профсоюза, членами которого стали исключительно женщины. Кроме того, с этого момента женщины начали требовать, чтобы им предоставлялись избирательные права.  

История праздника 8 марта в России

Прошло более 60 лет до того момента, когда Клара Цеткин на  2-й Международной конференции, собравшей в 1919 году женщин-социалисток, предложила праздновать 8-е марта как  женский день на международном уровне. В то время он ассоциировался с борьбой женщин за свое равноправие.

Призыв Клары Цеткин привел к тому, что во многих странах женщины начали борьбу против нищенского существования. Они отстаивали право на труд и достойную оплату. С 1911 года 8 марта празднуют в Дании, Германии, Швейцарии, Австрии.

А в России праздник отмечался впервые в 1913 году. По этому случаю было подготовлено прошение на имя градоначальника Петербурга, в котором мероприятие было названо очень своеобразно – как научное утро,  посвященное женскому вопросу. Получив разрешение, полторы тысячи человек собрались 2 марта на Калашниковой хлебной бирже, чтоб обсудить насущные вопросы.

Самыми важными были такие:  обеспечение материнства, право голоса, дороговизна жизни.

Рекомендация «Как знакомить ребенка с историей семьи»

Расскажите ребёнку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама – бабушка, ваш папа – дедушка, ваша сестра – тётя и т.д.). Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве; если на фото есть какие – либо другие детали, расскажите о них.

Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них играли. Как выглядел дом или комната. Чем больше мелочей вы вспомните, тем легче будет ребёнку представить жизнь во времена вашего детства.

Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребёнку. Постарайтесь воспитать в нём чувство гордости за свою фамилию с детства.

Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живёте сейчас. Откуда вы приехали.

Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребёнку историю этих предметов. И если это старый любимый плюшевый мишка или даже китайские фарфоровые вазы 17 века, позвольте ему прикоснуться к этим вещам. Представьте вместе, что их также осторожно касалась прабабушка, когда была маленькой. Если таких предметов, передаваемых из поколения в поколение, в вашей семье нет, то, возможно, среди ваших вещей сохранилась какая-нибудь игрушка, которая принадлежала вам в детстве, или просто милая безделушка, которую можно отдать ребёнку как весточку из «маминой (или папиной) страны детства». Эта игрушка может стать талисманом, символом преемственности в семье. Пусть ребёнок возьмёт её с собой, когда будет рассказывать о вашей семье в саду.

Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).

Расскажите ребёнку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и сёстры, о том, как вы ждали их появления, обрадовались, когда они родились. Как вы выбрали для него имя. Расскажите малышу, кто помогал вам, пока он был маленьким. Вспомните, смешные случаи из детства, первые слова, сказанные им.

Пусть у ребёнка возникнет ощущение, что он желанный, близкие люди ждали его появление и приняли его как нового члена семьи.

Вы не обязательно должны следовать именно этим пунктам и рассказывать историю в этом порядке. Не стоит рассказывать всё за один день.

Очень важно остановиться до того, как ваш сын или дочка заскучают. Пусть лучше малыш с нетерпением ждёт продолжения, обещанного на завтра.

Старайтесь искренне отвечать на все вопросы, которые возникают у вашего малыша во время рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей. Конечно, кроме вас никто не может решить, о чём говорить с ребёнком и о чём промолчать, но помните, что дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать они порой умеют лучше, чем многие взрослые.

Чтобы не запутаться во множестве имён, нарисуйте вместе генеалогическое древо. Причём не за один вечер, а постепенно. Двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии ваших предков, можно попросить ребёнка нарисовать портреты прабабушек и прадедушек так, как он их себе представляет по вашим рассказам.

Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только вашему ребёнку, но и вам. «Семейные истории» - это хороший повод, чтобы навестить бабушку с дедушкой, если они живут недалеко. Возможно, вы также откроете много нового для себя.

"Семья"

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Праздники:

Начиная с 1994 года 15 мая ежегодно

отмечается как Международный день семьи.

Всероссийский праздник

8 июля – День семьи, любви и верности.

Приложение 3

Тестирование для родителей

“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3.Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4.Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5.Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Приложение 4

Конспект организованной образовательной деятельности

«Моя семья»

Программное содержание:

Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование умения рисовать красками.

Задачи:

Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать понимание роли взрослых и детей в семье.

Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать употребление прилагательных в речи.

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, закрашивать контурные картинки.

Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.

Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого отношения к членам своей семьи.

Материалы и оборудование: кукла Антошка, макет дома, силуэт ладошки из картона, шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка, контурные картинки, изобразительный материал.

Ход ООД:

Дети вместе с воспитателем подходят к домику:

Что за башенка стоит?

А в окошке свет горит! К этой башне подойдём,

А зовётся башня – дом.

Мы постучим, тук- тук. Никого?

-        Постучим погромче, ведь звонка нет, тук-тук.

Кто-то выглядывает в окно.

-        Здравствуй мальчик, как тебя зовут?

-        Здравствуйте, я Антошка.

-        Антошка с кем ты живешь в этом домике?

-        Один.

-        Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет). А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Правильно, а все вместе, это семья.

Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот какие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы)

Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся? (Перчатки)

Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. Движение сопровождается текстом:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот – пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье) Показывает детям силуэт кисти руки.

Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец. Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо.

Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и наденьте на безымянный палец.

Послушайте еще одно стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку «папа» и наденьте её на средний палец.

А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.

Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)

А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о

другую)

Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками)

Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)

По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)

И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,

дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная, красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.

У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка). Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!

Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый, сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.

Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)

Посмотрите,  какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы

дома. Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и

поселим туда наши семьи.

Дети подходят к столам и рисуют.

По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом». Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной семейки.

Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)

Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)

Окна ставим, крышу кроем (прыжки)

Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показывают руки вперёд)

А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики, чтобы их все увидели?

После размещения рисунков дети любуются своими работами.

Приложение 5

Памятка для родителей на тему: «Моя родословная»

Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.

В        дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение.

Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

•        Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.

•        Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья  –  ячейка  общества,  хранительница  национальных традиций; счастье  семьи  –  счастье  и  благополучие  народа, общества, государства.

•        Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции.

Родителям самим необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.

•        Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

•        Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям.

•        Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.

•        Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.

•        Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях.

•        Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.

•        В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Моя семья - моя крепость"

Консультация для родителей "Моя семья - моя крепость"Опубликовано 03.02.2014 - 22:14 - Олейник Елена ПетровнаКонсультация для родителей«Моя семья — моя крепость» Любовь – это встреча навсегд...

Проект «Моя семья – моя крепость»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Консультация для родителей «Моя семья — моя крепость»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Светлячок»    Консультация для родителей«Моя семья — моя крепость» Любовь – это встреча навс...

«Моя семья — моя крепость»

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие ...

Проект "Моя семья - моя крепость"

Проек партнерских отношений  семьи и ДОУ  "Моя семья - моя крепость"....

Консультация для родителей "Моя семья - моя крепость"

Любовь – это встреча навсегда.Мать – теплица любви.Отец – открыватель возможностей.Сердце матери – это бездна,в глубине которой всегда найдётся прощение.О. Бальзак.Что такое семья? С чем можно сравнит...