Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Волшебные пальчики»
рабочая программа (средняя группа) по теме
Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhkovoy_raboty_po_plastilinografii.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№6 (дошкольные группы)
Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии
«Волшебные пальчики»
возраст детей: 4-5 лет
срок реализации программы: 1 год
Автор программы–
воспитатель Хабибуллина Э.М.
г.Югорск
Пояснительная записка
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
- Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
- Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
Педагогические задачи:
1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2017 – 2018 учебный год
2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук
3. Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста
4. Провести анализ эффективности проделанной работы
Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников
Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Структура занятия:
- беседа;
- самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
- дидактические игры;
- изготовление картины;
- релаксация;
- анализ работы.
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
- наглядности;
- доступности;
- последовательности и постепенности;
- активности;
- систематичности;
- научности и достоверности;
- сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
- Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
- Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
- Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Развитие связной речи.
Воспитательные
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
Предполагаемый результат обучения:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.
Перспективный план работы кружка по пластилинографии
Неделя | Тема | Цели |
1 | Диагностика. | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. |
2 | Диагностика. | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. |
3 | Солнышко. | Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов и жгутиков по кругу по нарисованному контуру. |
4 | Травушка-муравушка. | Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа. |
5 | Хмурые тучки. | Выкладывание жгутов по форме овала. Объединение поделок в одну пластилиновую картину. |
6 | Фрукты в вазе. | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. |
7 | Фрукты в вазе (продолжение). | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. |
8 | Овощи на тарелке. | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. |
9 | Овощи на тарелке (продолжение). | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. |
10 | Воздушные шары. | Самостоятельное скручивание жгутов по кругу (без готового контура). |
11 | Бусы для куклы Кати. | Самостоятельное отщипывание и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету по словесной инструкции воспитателя. |
12 | Клубок для котенка. | Самостоятельное закручивание жгутов по кругу |
13 | Пирамидка. | Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру. |
14 | Неваляшка. | Скручивание жгутов по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. |
15 | Снеговик. | Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. |
16 | Елочка-красавица. | Выкладывание жгутов и жгутиков на нанесенный контур. |
17 | Игрушки для елочки-красавицы. | Сплющивание кусочков пластилина. Умение использовать цвет пластилина для создания яркого образа елки. Объединение поделок в пластилиновую картину. |
18 | Зайчик. | Закручивание жгутов в форме кругу и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. |
19 | Лисичка. | Закручивание жгутов в форме кругу и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. |
20 | Медвежонок. | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. |
21 | Камешки. | Деление стекой целого куска на части, сплющивание их. |
22 | Водоросли. | Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали. |
23 | Рыбка. | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их. Выкладывание жгутиков в форме дуги. |
24 | Улитка. | Раскатывание жгутов двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковых по цвету, разных по длине. Объединение поделок в одну пластилиновую картину. |
25 | Цветок для мамы. | Отщипывание маленьких кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами. |
26 | Цветок для мамы. | Отщипывание маленьких кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами. |
27 | Цветик-семицветик. | Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, скручивание их. Использование для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук. |
28 | Цветик-семицветик. | Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, скручивание их. Использование для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук. |
29 | Нарцисс-ромашка. | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал». |
30 | Нарцисс-ромашка. | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал». |
31 | Солнышко. | Самостоятельное отщипывание маленьких кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу. |
32 | На веточке набухли почки. | Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях. |
33 | Гусеница. | Деление целого куска на части стекой, размазывание пластилина на форме «круг». |
34 | Божья коровка. | Размазывание пластилина, деление целого на части, сплющивание их. |
35 | Радуга-дуга. | Раскатывание жгутов разных по цвету, длине, одинаковых по толщине. Соблюдение порядка цветов радуги. |
36 | Бабочка. | Познакомить с симметрией. Объединение поделок в одну пластилиновую картину. |
37 | Бабочка. | Познакомить с симметрией. Объединение поделок в одну пластилиновую картину. |
38 | Диагностика. | Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и д.р.). Развитие мелкой моторики рук. |
39 | Диагностика. | Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и д.р.). Развитие мелкой моторики рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Кружковая работа по пластилинографии "Волшебный пластилин"
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.Рисование пластилином &ndash...
Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
Кружок по лепке...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....