Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Волшебные пальчики»
рабочая программа (средняя группа) по теме

Хабибуллина Эллина Масхудовна

Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№6 (дошкольные группы)

Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии

 «Волшебные пальчики»

возраст детей:  4-5 лет

срок реализации программы: 1 год

Автор программы–

воспитатель Хабибуллина Э.М.

г.Югорск

Пояснительная записка

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Авторской программы  Лыковой И.А «Цветные ладошки»
  • Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»

Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Педагогические задачи:

1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2017 – 2018 учебный год

2.     Развивать посредством  работы с пластилином мелкую моторику кистей рук

3.     Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста

4.     Провести анализ эффективности проделанной работы

 Цель программы:

1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин

2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников

Особенностью программы «Пластилиновая фантазия»  является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

Структура занятия:

  1. беседа;
  2. самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
  3. дидактические игры;
  4. изготовление картины;
  5. релаксация;
  6. анализ работы.

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

  • наглядности;
  • доступности;
  • последовательности и постепенности;
  • активности;
  • систематичности;
  • научности и достоверности;
  • сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут

Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.

Перспективный план работы кружка по пластилинографии

Неделя

Тема

Цели

1

Диагностика.

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

2

Диагностика.

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3

Солнышко.

Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов и жгутиков по кругу по нарисованному контуру.

4

Травушка-муравушка.

Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его  двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа.

5

Хмурые тучки.

Выкладывание жгутов по форме овала. Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

6

Фрукты в вазе.

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.

7

Фрукты в вазе (продолжение).

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.

8

Овощи на тарелке.

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.

9

Овощи на тарелке (продолжение).

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.

10

Воздушные шары.

Самостоятельное скручивание жгутов по кругу (без готового контура).

11

Бусы для куклы Кати.

Самостоятельное отщипывание и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету по словесной инструкции воспитателя.

12

Клубок для котенка.

Самостоятельное закручивание жгутов по кругу

13

Пирамидка.

Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру.

14

Неваляшка.

Скручивание жгутов по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

15

Снеговик.

Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

16

Елочка-красавица.

Выкладывание жгутов и жгутиков на нанесенный контур.

17

Игрушки для елочки-красавицы.

Сплющивание кусочков пластилина. Умение использовать цвет пластилина для создания яркого образа елки. Объединение поделок в пластилиновую картину.

18

Зайчик.

Закручивание жгутов в форме кругу и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина.

19

Лисичка.

Закручивание жгутов в форме кругу и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина.

20

Медвежонок.

Отщипывание маленьких  кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме.

21

Камешки.

Деление стекой целого куска на части, сплющивание их.

22

Водоросли.

Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали.

23

Рыбка.

Отщипывание маленьких  кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их. Выкладывание жгутиков в форме дуги.

24

Улитка.

Раскатывание жгутов двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковых по цвету, разных по длине. Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

25

Цветок для мамы.

Отщипывание маленьких  кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами.

26

Цветок для мамы.

Отщипывание маленьких  кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами.

27

Цветик-семицветик.

Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, скручивание их. Использование для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук.

28

Цветик-семицветик.

Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, скручивание их. Использование для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук.

29

Нарцисс-ромашка.

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал».

30

Нарцисс-ромашка.

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание пластилина на форме «круг» и «овал».

31

Солнышко.

Самостоятельное отщипывание маленьких  кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу.

32

На веточке набухли почки.

Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях.

33

Гусеница.

Деление целого куска на части стекой, размазывание пластилина на форме «круг».

34

Божья коровка.

Размазывание пластилина, деление целого на части, сплющивание их.

35

Радуга-дуга.

Раскатывание жгутов разных по цвету, длине, одинаковых по толщине. Соблюдение порядка цветов радуги.

36

Бабочка.

Познакомить с симметрией. Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

37

Бабочка.

Познакомить с симметрией. Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

38

Диагностика.

Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и д.р.). Развитие мелкой моторики рук.

39

Диагностика.

Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание и д.р.). Развитие мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Кружковая работа по пластилинографии "Волшебный пластилин"

Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.Рисование пластилином &ndash...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....