Статья "Антистресс для родителей будущих первоклассников "
статья (подготовительная группа) по теме

Литяева Наиля Нуртдиновна

Этот материал поможет родителям разобраться в трудностях , которые могут встретить их дети в первом классе: адаптация к школе, трудности в учёбе, в общении со взрослыми и сверстниками. Даются профессиональные советы в преодолении самых сложных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ваш ребёнок идёт в школу.53.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребёнок идёт в школу.

Антистресс для родителей.

                           Как первокласснику адаптироваться к школе?

   Ваш ребёнок уже школьник. Начались будни со всеми их прелестями – ранним подъёмом, обязательностью посещения занятий, нескладушками с одноклассниками и учителями…

    Некоторые дети с лёгкостью и без посторонней помощи справляются с этими неизбежными трудностями, но есть и другие детки – те, которым адаптация к школе, её режиму и требованиям даётся нелегко. Вот уже и первый класс подходит к финишной прямой, а конца и края проблемам не видно… Ребёнок подавлен, родители нервничают. Отчего же и с кем возникают подобные ситуации? И что можно сделать, чтобы исправить?

    Что же такое адаптация к школе вообще.

     В психологии под этим термином принято понимать такую перестройку мышления и деятельности ребёнка, которая позволяет оптимально «вписаться» в школьную среду:

  • Согласование своих «хочу» и школьных «надо»;
  • Умение выполнять задания самостоятельно (порой не слишком интересные);
  • Умение следовать школьным правилам, считаться с ними и не создавать своим поведением помех для одноклассников и головной боли для учителей;
  • Умение налаживать и поддерживать дружеские связи, ладить или хотя бы оптимально общаться с детьми вне зависимости от того, нравятся они ребёнку или не очень;
  • Понимание того обстоятельства, что учёба в школе – их «работа», что ученик – социально значимая роль.

     Школьные психологи выделяют три уровня адаптации к школе.

  Ребёнок с высоким адаптационным уровнем любит школу, легко учится, с интересом получает новые знания и радостно делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома без особого внешнего контроля. Внимательно слушает учителя на уроке. Если в двух словах, то учёба для него в радость, не в тягость.

   Ребёнок со средним уровнем адаптации тоже вроде бы  не прочь посещать школу, однако предпочитает работать и в школе и дома под контролем взрослого и по его указаниям  - самостоятельная работа у него не «идёт». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика, он заинтересован «делать всё по правилам». Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют.

   Дети с низким уровнем адаптации к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют» или, наоборот, нередко нарушают дисциплину; учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда (и то лишь под контролем и нажимом взрослых), для усвоения нового материала им нужна помощь учителей и родителей; общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей-приятелей. Если вы заметили у ребёнка 3-4 признака, подумайте о том, что ему нужна помощь – и ваша, и педагога, и психолога.

   Если оставить всё как есть, речь будет идти уже о дезадаптации, о так называемом «школьном неврозе». Дезадаптация охватывает все грани школьной жизни: и учебный процесс, и отношения с одноклассниками и учителями, и даже состояние здоровья. У ребёнка образуются неадекватные механизмы приспособления к неприятной для него действительности, он не ощущает внутренней потребности учиться, воспринимает школу как навязанную ему тягостную и ненужную необходимость, «повинность».

     Почему же это происходит и, главное, что с этим делать? Здесь может быть несколько вариантов.

     В первом случае ребёнок «покоряется» действительности, ломается ею. Ребёнок  понимает, что не «тянет», но пытается приспособиться к ней, как может: следует всем положенным нормам. Это неплохой сценарий: если такому ребёнку вовремя помочь, он сможет наладить наконец свою школьную жизнь. Учителям достаточно публично его поддерживать, родителям – помогать (а не ругать!) дома – и ребёнок, почувствовав, что не всё так плохо, справится рано или поздно.

    В другом случае он, напротив, действует согласно воспетому Макаревичем принципу « не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнётся под нас». И гнёт свою линию… Ребёнок идёт на конфронтацию с учителями, родителями и одноклассниками, бунтует против возникшей в его жизни ситуации, к которой он не в силах приспособиться. Они становятся «антилидерами».

    Третий вариант дезадаптации характеризуется очень слабеньким развитием волевых процессов: эти дети не в состоянии согласовать «хочу», «можно» и «надо», в результате чего обучение их превращается в тяжкое бремя для учителей, помеху для одноклассников и большую проблему для них самих. Происходит это не от «злого умысла» самого ребёнка, а от того, что он ещё «маленький», психика его незрела и не готова к школе. Такой ребёнок может обладать прекрасной памятью, высоким интеллектом, но при всём при этом он будет есть посреди урока бутерброд, выходить из класса, когда ему вздумается, звонить маме, когда захочется, пересаживаться с места на место по своей инициативе, отвечать за всех или громко подсказывать – и это будет повторяться неоднократно, несмотря на замечания учителей и увещевания родителей.

      Почему же дети так по-разному «приживаются» к школе? На это есть несколько причин.

     В основе лежит стиль воспитания ребёнка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать в «команде», если у него не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребёнку будет трудно.

     Второй причиной  дезадаптации  является сама система обучения первоклашек: слишком мало в ней добровольного и слишком много принудительного. Чем младше ребёнок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову. Поэтому наиболее уязвимы те, кто пошёл в школу ближе к 6-ти, а не к 7-ми годам.

     Третья причина – банальная усталость, переутомление как нервной системы, так и иммунной. Интеллектуальная, социальная и психологическая готовность ребёнка к обучению – это ещё не всё. Если ребёнок слабенький, не привык к нагрузкам, в школе ему придётся нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности. Маленькому организму слишком дорогой ценой будет даваться адаптация к новым условиям, и это чревато возникновением соматических заболеваний. Поэтому так важно развивать ребёнка физически и не бросать занятия спортом в первом классе под предлогом того, что «и так нагрузка велика».

     Ну и последняя причина – слишком высокая тревожность, мнительность самого ребёнка, чрезмерно сильное переживание промахов в учёбе и в отношениях.

     Что же делать, если вы видите, что учение даётся вашему ребёнку нелегко?

      Во-первых, запомнить, что бессмысленно и бесполезно паниковать, ругать и обвинять самого ребёнка. Ребёнок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании. Постарайтесь самостоятельно в беседах с ним (а лучше с психологом) выявить его «слабое место», то есть что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие  мотивации. Шаг второй – постарайтесь его устранить:

  • Потренируйтесь дома в том, в чём ребёнок слаб;
  • Попросите учителя поддержать;

Попробуйте создать у ребёнка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе, чтобы малыш понимал, что он делает и для чего, чтобы воспринимал школу как что-то полезное и интересное.

Это нелегко, но чрезвычайно необходимо – ведь в школе ребёнок проводит целых 11 лет, и именно на первом этапе закладываются основы его успеха или неуспеха на этой «марафонской» дистанции.

     

          Почему возникают трудности в учёбе у первоклассников?

  Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, в чем выражается «неуспеваемость»?

Психологи  А.Ф.Ануфриев и С.П.Костромина выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:

  • Около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития фонематического слуха;
  • Примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, а также кратковременной памяти. Это корректируется специальными упражнениями;
  • Ещё примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны  и рассеяны: постоянно что-то теряют, забывают и путают. Но и это тоже поддаётся психологической коррекции;
  • Около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за  плохого развития логического и абстрактного мышления, у них большие проблемы с математикой;
  • 13 % детей страдают от того, что совершенно не усидчивы. Наиболее сильно страдают гиперактивные дети;
  • Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или им самим. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления;
  • Ещё примерно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится всё «разжёвывать»): они либо стесняются спорить и накапливают «пробелы» в знаниях,  либо постоянно переспрашивают. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого его объёма, а также неумения «заставить» себя заняться тем, что сложно или не интересно;
  • Примерно 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали;
  • Столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания;
  • И такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно ни в классе, ни дома. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному «тугодуму» флегматику на уроке никак не успеть, зато дома он «своё возьмёт».

     Итак, как видим, большинство школьных проблем всё же «родом из семьи»: кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребёнке память, внимание, моторику пальчиков.

                          Кому с трудом даётся первый класс?

     На самом деле понятие «неуспевающий ученик» неоднозначно. Выделяют неуспеваемость, так сказать, глобальную (когда ребёнок «не тянет» оба основных предмета – и математику и русский язык) и специфическую (неуспеваемость лишь по отдельным предметам).

     Объясняются эти два вида отставания в учёбе различными причинами, но главные из них – недостатки в развитии познавательной сферы и низкая мотивация у ребёнка.

      Психологи выделяют три группы неуспевающих первоклашек:

  • Детки с низкой интенсивностью учебной деятельности;
  • Детки с низкой эффективностью учебной деятельности;
  • Детки с сочетанием этих проблем в различной комбинации.

     Дети, которых относят к первой группе, «не находят себя» в учёбе. Как только выясняется, что учиться не так- то просто, ребёнок теряет к учёбе интерес и работает «вполсилы», потому что главным его мотивом является не познание, а стремление к признанию, похвале и/или лидерству. Эти дети ходят в школу не учиться, а общаться и самоутверждаться. Проблема кроется именно в недостатке приятия ребёнка окружающими и самим собой, отсутствием у него в его семь лет спокойной уверенности в том, что он – хороший, любимый и успешный.

     Детки второго типа и рады бы, да не могут. У них просто не хватает словарного запаса, опыта общения и познаний об окружающем мире, общего интеллектуального развития, что объясняется либо низким культурным уровнем родителей, которые не смогли всего этого обеспечить, либо микропоражениями коры головного мозга у ребёнка при родах или на эмбриональном этапе.

     Отдельной подгруппой здесь можно  выделить леворуких детей. Такие первоклашки имеют определённые особенности мышления, они пишут несколько по- другому и даже думают не так, как «обычные» дети. Большинство современных педагогов понимают, что леворукость – это не порок, не каприз и не упрямство, это особенность развития ребёнка.

     Дети третьей группы наиболее проблемны – они психологически не готовы к школе. Они не умеют и не хотят учиться, им не понятно, зачем это  вообще нужно и какое удовольствие можно получить от «добывания» новых знаний. Кто виноват? Ответ очевиден: те, кто воспитал ребёнка таким: неуверенным в своих силах, нелюбопытным, умственно ленивым, безынициативным.

     Родители ждут не критики в свой адрес, а поддержки и рекомендаций.

              Как преодолеть трудности в учёбе у первоклассников?

     Во-первых, неуспевающему ребёнку надо помогать понять и усвоить то, что даётся ему с трудом. Возможно, ещё раз перечитать с ним главу, на наглядном примере (на яблоках, на морковках) продемонстрировать как решается задача. Потому что на уроках ваш ребёнок мог отвлечься, либо он просто не успевает уследить за ходом объяснения учителя, либо не может ещё сам себя организовать к выполнению заданий, либо ещё что-то… Но всё это не повод, чтобы в его знаниях оставались пробелы. Да, это означает, что нужно потратить своё время, силы, нервы, но ведь и окупятся эти усилия сторицей!

    Нужно предостеречь родителей от гиперопеки: помочь с учёбой – это не означает «сделать за него». Решив за ребёнка задачку, вы не научите его мыслить, собрав за него портфель – не приучите к организованности. Помните! И вам следует понять, и ребёнку необходимо объяснить одну простую истину: в школу ходят не за отметками, а за знаниями. Были бы знания – отметки приложатся.

    Поэтому – правило второе: не зацикливайтесь на оценках. Смысл учёбы в школе – не собирательство поощрений, а накопление знаний и умений. И поэтому выполненное мамой или «сдутое» у одноклассника на переменке домашнее задание, даже оцененное «пятёркой», имеет нулевую ценность: постарайтесь донести это до своего ребёнка, и лучше в юмористической, а не в назидательной форме – так будет лучше воспринято. Никогда не ругайте ребёнка ЗА ОТМЕТКИ: если уж у вас будет повод выяснить отношения, то только по поводу отсутствия знаний, а не наличия двоек: это две большие разницы.

     Правило третье: бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости (отметками), а с её причинами. Посоветуйтесь с педагогом, со школьным или детским психологом. Они порекомендуют вам комплекс упражнений, который поможет улучшить ситуацию. Все подобного рода проблемы решаемы. От вас потребуются лишь регулярность и настойчивость в выполнении заданий.

     Правило четвёртое: постарайтесь не пропускать занятия. Ребёнок только начинает учёбу, поэтому очень важно приучить его к мысли, что систематичное посещение даёт возможность не накапливать пробелы и не учиться в авральном режиме. Если ребёнок привыкнет к пропускам уже с первого класса, дальше будет всё сложнее: школьная программа построена таким образом, что всё последующее базируется на основе предыдущего материала, поэтому частые пропуски приведут к непрочности «здания».

     Правило пятое: старайтесь поддерживать хороший контакт с учителем. Вы должны понимать, что представляет собой преподаватель вашего ребёнка. Даже если вам категорически что-то не нравится, желательно, чтобы в открытый конфликт вы не вступали. Ведь ваш ребёнок в этом случае будет в «ответе за всё». Преподаватели – тоже люди, и чем больше приятных эмоций у учительницы будет ассоциироваться с вашим ребёнком (причём не имеется в виду подарки и подношения, а просто обыкновенный человеческий позитив), тем больше этого позитива и ребёнок получит от неё.

      Правило шестое и самое важное: будьте ВСЕГДА на стороне вашего ребёнка. Неуспешность  в школе – и так для него тяжёлое для него испытание, поэтому он ждёт поддержки от родных ему людей, он рассчитывает, что вы будете его любить таким, какой он есть, а не « при условии, что…». Поэтому не обвиняйте малыша в лености , неумелости, безалаберности, невнимательности и вообще во всех мыслимых грехах. В конце концов, даже если эти качества ему присущи, то они в немалой степени и ваша заслуга, ведь не с неба же ваш ребёнок к вам упал.

Почему у ребёнка проблемы в начальной школе: личностные особенности.

      В школу ребёнок приходит не только учиться, а также общаться, дружить, совершенствовать себя. И для того, чтобы всё это получилось, ему необходимо влиться в детский коллектив и адаптироваться к требованиям педагогов. Однако иногда это происходит с большим трудом либо вообще не происходит, и чуть ли не до выпускного бала класс и отдельный ученик существуют словно в параллельных мирах – совершенно сами по себе.

    Отчего же так происходит? Почему один ребёнок – душа компании, а другому никогда не стать не только лидером, но и просто популярным? Почему один, даже самый шалопаистый, но зато обаятельный паренёк все одиннадцать лет ходит у всех учителей в любимчиках, а другого на дух не переносят даже охранники, не говоря уж об одноклассниках и педагогах.

    Оказывается, существуют некоторые особенности учеников, которые затрудняют их школьную адаптацию.

    Во-первых, тяжело в школе тем, у кого ощущается дефицит доверия к миру. Это слишком чувствительные ребята страдают от того, что практически любое достижение даётся им с огромным трудом, да и вообще в разряд «достижений» переходят совершенно рядовые для других действия: подарить учителю цветы (страшно!), выступить перед классом (ужасно!).

     Такие дети словно серые мышки. Они всегда – подчинённые, боятся предложить свою помощь (хотя если попросить, помогают охотно).Особых хлопот учителю они не доставляют, поскольку слишком тревожны, чтобы плохо себя вести…Вопреки стереотипному мнению о том, что подобная ситуация складывается лишь у деток с низкой самооценкой, но проблема в другом: эти дети опасаются всех вокруг, не верят в доброе к себе отношение. Нередко такое случается с детьми авторитарных, давящих родителей, без благословения которых ребёнок и слова не молвит, и шагу не ступит.

     Всё это поддаётся коррекции, нужно лишь вовремя обратить внимание. Старайтесь общаться с « мышонком» спокойным тоном, не повышая голоса, избегать критики и оценивания. Такие дети охотней общаются с  более младшими по возрасту. Можно поручать им помогать младшим, что облегчит контакты и даст возможность проявить самостоятельность.

     Ещё одна проблемная группа – ослабленные, астеничные детки. Они не обязательно слабы именно физически (хотя нередко так оно и есть). Гораздо существенней, что у них слабенькая, быстро истощаемая нервная система Они склонны к апатии, пассивности, вечно неважному настроению, производят впечатление угнетённых и несчастных. Учителям с ними тоже не слишком хлопотно – эти ребята чересчур апатичны, чтобы проказничать. Однако не стоит путать такого ребёнка с флегматиком: тот хоть медлителен, но уравновешен, «крепок» и нервами, и характером. А вот астеники из-за того, что нервы их слишком быстро «рвутся», ведут себя нервно: то активны, то пассивны, то доводят дело до конца, то бросают на полпути, если устали и потеряли интерес, легко сердятся, поскольку не выдерживают нагрузок. Помочь им можно, только укрепляя нервную систему, то есть необходимо вовремя обратиться к жесткому психологу.

    Неблагоприятно складываются отношения в школе и у тех, кто склонен к «уходу в себя». Они словно  «закрываются» от окружающего мира, прячутся  в свою раковину и очень не любят, когда их от туда «достают». Попытка растопить лёд и разбить этот панцирь наталкивается на глухое сопротивление. Создается впечатление. Что весь мир им не нужен и они нисколько от этого не страдают. Не заводят друзей и избегают тех, кто активно пытается познакомиться с ними поближе. Учителю эти дети не мешают, но их всё равно не любят.

    Такое поведение безусловно требует внимание специалиста и помощи родителей: необходимо стараться хотя бы в семье поддерживать тёплые отношения с ребёнком, если не словами, то объятиями, тактильными ощущениями; не ломать его, а поддерживать его сильные стороны, ну и любить его – такого, как есть.

   Ещё одной проблемой является тревожное отношение к взрослым. Такой ребёнок очень беспокоится о том, любят ли его, интересуются ли им. Это происходит чаще всего потому, что именно приятия со стороны взрослых ему остро не хватает в собственной семье, чтобы хоть как-то компенсировать недостачу, ребёнок пытается «натянуть позитива» с чужих, посторонних ему людей – учителей, родителей его друзей-приятелей. Порой это носит характер «липучести», навязчивости и вызывает отторжение. Всеми правдами и неправдами стремится обратить внимание учителя на себя – старается помогать где только можно, брать на себя все мыслимые и немыслимые обязанности. Не всегда это учителям приятно, порой изрядно раздражает, однако нередко эти дети становятся любимчиками (одноклассники считают подлизами).

     А ведь вся проблема состоит в том, что они как голодные щеночки, бегут за каждым взрослым в надежде на «сладкое» - симпатию и ласку.

    Представьте, до какой степени ребёнку этого должно не доставать дома? Отсюда и вывод: единственное лекарство от таких состояний – любовь и приятие в семье.

    Другая проблема также связана с трудностями во взаимоотношениях со старшими, а не со сверстниками. Это неприятие ребёнком взрослых, их норм, ценностей и правил, иногда вплоть до враждебности по отношению к ним. Такой ребёнок недружелюбен, ведёт себя нарочито вызывающе, сознательно нарушает дисциплину, использует ненормативную лексику, портит чужое имущество. Для него отнюдь не табу взять чужое, обмануть, смошенничать. При этом он всегда на что-то претендует, «качает права» и считает наказания несправедливыми.

    Такого ребёнка обычно записывают в «отпетые» и ставят на нём жирный крест. Лишь в лучшем случае его отправят к психологу. Чаще всего это так называемая педагогическая запущенность.

    Нередко первым этапом возникновения подобной ситуации являются так называемые неблагоприятные условия среды. Тревожными сигналами для учителей являются факты асоциального поведения родителей, постоянных прогулов ребёнка и регулярного вранья взрослых по этому поводу, неопрятность ребёнка, вынужденные пропуски школы по вине семьи, явно плохое питание и даже истощённость.

     Судьба таких детей зависит от того окружения, в которое они попадают. Если среди взрослых найдутся неравнодушные люди, а среди сверстников те, кто с ним подружатся и не оттолкнут, у ребёнка есть шанс, если нет – вероятнее всего, среда его всё же затянет.

    Чрезвычайно проблемным становится пребывание в детском коллективе ребёнка с повышенной конфликтностью с детьми. Она сможет принимать разнообразные формы: от постоянного  соперничества до откровенной, неприкрытой враждебности. Такой ребёнок  мешает другим детям на занятиях и в играх: делает мелкие пакости, провоцирует драчливых, пугает нервных и изводит слабых одноклассников. Главная цель такого ребёнка – манипуляция другими. Естественно, что одноклассники не любят его, но связываться с ним дороже выйдет.

   Помочь тут можно только в ходе длительной кропотливой работы, перенаправляя его энергию на созидание, прививая уважение к самому себе и к окружающим.

     От конфликтного характера следует отличать гиперактивность – не способность к концентрации внимания, расторможенность, неумение контролировать свои импульсы, в том числе и агрессивные. В таких детях всё спонтанно: в запале они могут ударить, а через минуту и не вспомнят – за  что; ссоры у них вспыхивают, как сухая трава – так же быстро и гаснут.

     Такому ребёнку сложнее вдвойне: если «конфликтные» нередко прекрасно умеют провести взрослых и, невидимые всем классом, являются у преподавателей любимчиками, то гиперактивным достаётся от всех: дети не любят за драчливость, учителя – за полную неприспособленность к учебному процессу, ведь они нестарательны, не пунктуальны, всех отвлекают и сами не усидчивы. Словом, это стихийное бедствие для любого класса.

      Помочь такому ребёнку можно, соблюдая режим, обучая планировать свои действия, давая возможность направить излишки физической активности в «мирное русло», а главное – принимая и любя со всеми его особенностями.

      Большие проблемы для ребёнка в школе создаёт наличие невротических симптомов или эмоционального напряжения. Сигналами тревоги служат заикающаяся, запинающаяся, косноязычная речь либо трудноостановимый поток слов, тики, обгрызанные «до мяса» ногти, неровная подпрыгивающая походка, сосание пальца, энурез (недержание мочи). Как правило, это происходит у ребёнка только в ситуациях сильного волнения.

     Любой разумный педагог понимает, что с таким ребёнком следует обращаться очень аккуратно и бережно, и прежде чем учить, его следует всё-таки лечить. Так что если учителя и школьные психологи рекомендуют лечение, родителям не следует обижаться. Ребёнку хотят добра.

      Огромной и очень распространённой проблемой является инфантильность детей и недоразвитие эмоциональной сферы. Эти дети, как правило, либо слишком рано пошли в школу, либо уже в срок, однако их психологический возраст существенно отстал от метрического. Они не готовы и не хотят учиться, познание нового не представляет для них интереса, и игра очень долго остаётся главным интересом в жизни. Такие детки играют даже на уроках (не только в первом классе). Способности принимать самостоятельно решения и прилагать усилия, у такого ребёнка близки к нулю, речь инфантильна, манеры – тем более. Чаще в такой ситуации изрядная вина родителей: не давая возможности ребёнку проявить самостоятельность, они получают инфантильного, неприспособленного к жизни ребёнка. Например, регулярно  собирают за него портфель, переодевают и переобувают его в школьном вестибюле, как детсадовца…

     Конечно же, памятуя о том, что школа - это прежде всего институт развития интеллекта, надо понимать, что уровень умственного развития является одним из основополагающих факторов школьной успешности.

     Тревожными признаками являются такие факты, как сильное и постоянное отставание в учёбе, невзирая на регулярные занятия, неспособность к овладению сколько-нибудь беглым чтением, катастрофическая неспособность понять хотя бы основы основ математики, слишком ограниченный для данного возраста кругозор и незнание элементарных вещей, знакомых всем его ровесникам. Эти симптомы являются основанием для детального и всестороннего изучения интеллекта и психики ребёнка специалистами, и, возможно, перевода из массовой школы в специальную. Перевод ребёнка на обучение по специальной программе в данном случае не является оскорбительным, напротив, грамотно и в соответствии с возможностями подобранная программа очень часто помогает освоить никак не дающиеся в массовой школе навыки и даже через какое- то время  догнать сверстников и вернуться в обычный класс ( ведь детская психика и мозг чрезвычайно пластичны). В то же время пребывание такого ребёнка в обычном классе, как правило, блокирует подобную возможность развития и закрепляет ярлык неудачника.     И последний фактор, определяющий успех адаптации к учебному процессу – это его физическое развитие: наличие заболеваний, физических и органических дефектов, темпы сексуального развития.

      Без сомнения, пагубно на учёбе отражаются частые пропуски из-за регулярных простуд, головных болей, ушей, сердца, опорно-двигательного аппарата. Общеизвестно, как жестоки бывают дети, поэтому безусловно негативно влияет на школьную адаптацию избыточный вес, слишком малый или слишком высокий рост, плохое зрение, слабый слух, явственные физические дефекты, чрезмерно раннее или слишком позднее половое созревание. При невозможности коррекции таких состояний необходимы хотя бы занятия по психологической адаптации и выработки устойчивости, иначе учёба для ребёнка превратится в мучения, и, отправляясь утром  в школу, он будет думать не о математике или о сочинении, а только лишь о своих проклятых очках с толстенными стёклами, из-за которых все дразнятся. Продуктивность учёбы, как вы понимаете, в таком случае невелика.

       Итак, как видим, список причин, затрудняющих нормальное пребывание ребёнка в школе, впечатляет. Однако и учителям, и родителям, вооружённым такой информацией, гораздо легче сориентироваться в причинах возникновения и путях решения той или иной проблемы ребёнка.

      Неравнодушный подход как родителей, так и учителей способен преодолеть даже самые сложные, на первый взгляд, ситуации, ведь дорогу осилит идущий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Статья " Для Вас, родители будущих первоклассников!".

Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению -это вопрос совсем не праздный. Школьные нагрузки требуют от детского организма определенного уровня зрелости, устойчивости, адаптивных возможностей. О...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Статья для родителей: «Полезные правила для родителей будущего первоклассника»

Ещё задолго до поступления ребёнка в школу поставьте перед собой задачу - научить ребёнка не только писать и читать. Развитие самостоятельности, что прежде всего, включает навыки самообслуживания, оче...