Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_formirovanie_pedag.kompetentnosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                           МБДОУ «Детский сад №28»

                               комбинированного вида

            «Формирование   профессиональной  компетенции        

               педагогов в условиях  реализации ФГОС ДО»

                                                   Подготовила:воспитатель

                                                    Тергалова Н.И.

                                   

                                         г.Троицк.2018г.

В. Э. Пахальян говорил: « Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,  достоинства и способность направлять свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации, личностного и профессионального роста»

       Впервые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.

       Компетенции педагогов, реализующих программы дошкольного образования, раскрыты в Стандарте дошкольного образования.

В словаре С.И.Ожегова, понятие «компетентный» определяется  как «осведомленный, авторитетный в какой либо области».

Понятие «педагогическая компетентность» включает в  себя знания,умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Наиболее обоснованное определение понятия «профессиональная компетентность» предложил Т.Г.Браже. Он обозначает, что «профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление,включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)».

В.И.Андреев предлагает включать в профессионально- педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий;закономерностей  учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке  и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных  и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов  педагогического исследования.

Из этого следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

Профессиональная компетентность характеризуется  «постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности.

 Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

• воспитательно-образовательной;

• учебно-методической;

• социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

• осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;

• обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

• планирование воспитательно-образовательной работы;

• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

• консультативная помощь родителям;

• создание условий для социализации детей;

• защита интересов и прав.

Успешная деятельность по трем направлениям (воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально–педагогической) возможна только в случае обладания педагогом совокупностью профессиональных компетенций:

1) методологической,

2) психолого-педагогической,

3) коммуникативной,

4) исследовательской,

5) презентационной,

6) акмеологической,

7) ИКТ-компетентностью,

8) эмоциональной компетентностью.

Исходя из современных требований, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;

- обобщение собственного педагогического опыта;

- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

- прохождения различных курсов повышения квалификации.

 

1. Методологическая компетентность.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми.

 2.Презентационная и ИКТ – компетентность необходимая и достаточная для планирования и реализации образовательной работы с детьми.

3.Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

 4.Коммуникативная компетентность

Практическое овладение приемами общения позволило осуществлять позитивное, результативное взаимодействие с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений: мастер-классы, совместные событийные мероприятия.

5.Исследовательская компетентность

педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности.

 6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

7.Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Педагог должен:

- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

       

   Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога.

 Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

       В.А.Сухомлинский говорил : « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Педагогам нужно творить, развиваться. Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

актуализация развития профессиональной компетентности педагога (Форма проведения - Круглый стол)...

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Компетенция педагогов в условиях реализации ФГОС

laquo;Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобил...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие  реализации  ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....