Консультация для педагогов "Модель взаимодействия совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Лямзина Ирина Михайловна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vzaimodeystviya.docx 18.41 КБ

Предварительный просмотр:

   

   Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия учителя-логопеда с другими субъектами образовательных отношений, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения (обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, интонационного оформления речи). Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

Совместное обсуждение результатов диагностики позволяет педагогам наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

Задания на формирование общих двигательных умений и навыков дополняются заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР.

Основные задачи коррекционной работы инструктора по физической культуре:

1. Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков;

- зрительной ориентировки на говорящего;

- координации движений;- мелкой моторики пальцев рук.

2. Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

3. Формирование психофизической основы путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

4. Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

5. Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физической культуре способствуют:

· оздоровлению детского организма,

· постановке диафрагмально-речевого дыхания,

· совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики,

· преодолению межполушарной асимметрии мозга,

· обогащению словарного запаса,

· формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др.

   Проводя входную диагностику детей логопедических групп, которым предстояло заниматься плаванием в детском саду, мы обратили внимание на то, что все они имеют специфические особенности, а именно:

• поверхностное (ключичное) дыхание, показания жизненной емкости легких — незначительны, что делает фразу отрывистой, несколько скандированной; • нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела (рук и ног, ног и головы и т. д.);

 • понимание речевых инструкции недостаточное, затруднены коммуникативные функции, а это приводит к тому, что отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

   Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основной задачей занятий по плаванию является постановка правильного дыхания и увеличения жизненной емкости легких.

   Для этого на занятиях применяются следующие приемы:

1. Разделение ротового и носового дыхания: вдох носом — выдох ртом; вдох ртом — выдох носом; вдох носом — выдох носом; вдох ртом — выдох ртом;

раздельное продувание: вдох левой ноздрей, выдох — правой.

2. Отработка нижнего, диафрагмального, дыхания, или дыхания животом, в исходном положении лежа на спине, сидя и стоя; и среднего, или грудного, дыхания, которое осуществляется за счет движения ребер и расширения грудной клетки.

3. Использование упражнений на развитие длительной, направленной воздушной струи.

Формы совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре:

1. Взаимообмен данными диагностики.

2. Координированное планирование совместной деятельности.

3. Проведение бинарных занятий (в том числе и для родителей).

4. Использование чистоговорок в автоматизации поставленных звуков.

5. Контроль за речью детей во время непосредственно организованной образовательной деятельности.

6. Развитие общей моторики и координации движений.

7. Упражнения на мышечную релаксацию.

8. Развитие физиологического дыхания.

9. Проведение спортивных праздников и развлечений.

10. Участие в педагогических советах ДОУ.

11. Итоговая аналитическая отчетность.

   Одна из современных форм организации взаимодействия педагогов – бинарное занятие. Бинарное занятие проводят два педагога. Эта нетрадиционная форма образовательной деятельности в детском саду позволяет реализовать межпредметные связи, а также интегрировать разные образовательные области. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.

Бинарное занятие можно рассматривать как одну из форм интеграции коррекционно-педагогического взаимодействия.

В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют два педагога. Они совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и воспитанников, но проводит каждый специалист свою часть учебного занятия автономно.

Тема такого занятия формулируется исходя из содержания основной адаптированной программы, реализуемой педагогами в данной группе.

Важным этапом подготовки бинарного занятия является совместное, тщательное планирование. Мероприятие делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Эффективность бинарных занятий заключается в следующем:

1. На одном материале каждый из специалистов отрабатывает свою образовательную задачу.

2. Здоровьесберегающий аспект (экономия детского времени)

3. Возможность более глубоко увидеть результаты проделанной работы

4. Такие занятия позволяют использовать разнообразие форм и методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...

Совместная работа музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях самоизоляции.

Будучи на самоизоляции мы: музыкальный руководитель и инструктор физической культуры выбрали одну из известных форм делового общения и организации образовательного процесса, старую добрую ПРЕЗЕНТАЦИЮ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"

Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...