Проект«Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников»
проект на тему

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому мы решили начать экологическое воспитание наших малышей с создания проекта по экологической работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей, а мы постараемся им в этом помочь .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudryasheva_olga_anatolevna.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников»


Введение

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому мы решили начать экологическое воспитание наших малышей с создания проекта по экологической работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей, а мы постараемся им в этом помочь 

В связи с большой загрязнённостью нашего города и довольно низкой экологической культурой населения, мы решили создать проект, направленный на работу с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Мы понимали, что если родители проникнуться данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес и любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Актуальность:

  • сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
  • экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.

Цель проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи проекта:

  1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня сформированности у детей экологических знаний через организацию работы с родителями по экологическому воспитанию.

Участники проекта: родители и дети, педагоги группы «Капелька»

Сроки реализации проекта: с 01.10.2016 по 31 .05 2018 гг.


Формы и методы работы с родителями:

1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

3. Изготовление фотоальбома.

4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

6. Участие родителей в субботниках.

7. Сбор пластиковых отходов.

8. Проведение совместных экологических экскурсий.

9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности (Приложение 1)


Перспективный план проекта.

План работы с родителями второй младшей группы

с 01.10 2016 по 01.05.2018 гг.

Сроки

Содержание работы

Октябрь

  1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
  2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
  3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
  4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
  5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

  1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
  2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
  3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
  4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
  5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Декабрь

  1. Разработать совместно с родителями статью  на тему «Как научить ребенка защищать природу».
  2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.
  3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

Январь

  1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
  2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
  3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
  4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Февраль

  1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
  2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
  3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».
  4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).

Март

  1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
  2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
  3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.

Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

4. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

  1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
  2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
  3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
  4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...»(Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

  1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
  2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
  3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
  4.  Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.


План работы с родителями старшей группы «Капелька»

с 01.09 2017 по 31.05.2018 гг.

Месяц

Тема встречи

Содержание

Сентябрь

«Экологическая культура ребёнка»

  • Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» (Приложение 1)
  • Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов (Приложение 2)

Октябрь

«Природа и человек»

  • Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»
  • Организация фото-выставки семейных фотографий «Природа и мы»
  • «Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе
  • Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе»

Ноябрь

Экологический проект «Красная книга» (Приложение 3)

 

Участие родителей в проекте:

  • Консультация для родителей «Люби и знай свой край»
  • Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги»
  • Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга»
  • Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей.

Декабрь.

Экологическая акция «Поможем нашим друзьям» (Приложение 4)

  • Совместная с родителями экскурсия в зимний парк «Наблюдение за птицами»
  • Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы зимой»
  • Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»
  • Участие в празднике «Поможем нашим друзьям»!

Январь

«Невидимый мир природы»

  • Семинар-практикум для родителей «Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы?»
  • Презентация домашней энциклопедической литературы на природоведческую тему.
  • Презентация методического пособия «Неизведанное рядом» Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П., Щетиной В.В.
  • Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с песком и водой»
  • Домашнее задание: подготовить семейную фото-выставку: «Экспериментируем дома – узнаём тайны природы!»

Февраль

«Животный мир природы»

  • Круглый стол: «С детства – любовь к животным»
  • Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки?»
  • Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными
  • Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах
  • Слайд-шоу: «Эти забавные животные!»
  • Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг»

Март

 

Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!»

  • Консультация для родителей «Птицы нашего края»
  • Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона
  • Участие родителей в оформлении слайд-шоу «В мире птиц!»
  • Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!» (презентация скворечников)
  • Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ и в городском сквере

Апрель

«Мир природы в детских играх»

  • Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»
  • Экологическая игра «Волшебное солнышко»

Май

«Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада» - итоговое заседание

  • Круглый стол – «Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей»
  • Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!»


Заключение

Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Для оценки качества реализации проекта была разработаны задания для определения уровня сформированности экологических знаний воспитанников.(Приложение 2)

В связи с этим

1. Повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру.

2. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

3. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

5. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Результаты реализации проекта:

  • разработана система работы с родителями по воспитанию у детей основ экологических знаний ;
  • повысился уровень участия родителей в деятельности группы;
  • возрос уровень сформированности у детей экологической воспитанности через организацию работы с родителями по экологическому воспитанию.

__________________________

__________________________


ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ

«Проект по работе с родителями в экологическом воспитании дошкольников»


Приложение 1.1

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

  1. Ф.И.О.
  2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?
  3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
  8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?


Приложение 1.2.

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

«Воздух в нашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

а) чистый

б) грязный

в) не знаю

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

Да                   Нет

3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение:

а) регулярно

б) изредка

в) не обращаю на это внимания

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

а) каждый день

б) раз в неделю по выходным

в) другие варианты...

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:

а) мебели                    Да                   Нет

б) обоев                       Да                   Нет

в) ковров                    Да                   Нет

8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

9. Как очищаете воздух в квартире?

«Экология и курение»

1. Сколько членов вашей семьи курят?

2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?

3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?

Да                        Нет

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?

Да                        Нет

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

Да       Нет


Приложение 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего человек использует песок?

- Какие свойства камней ты знаешь?

- Где и для чего человек использует камни?

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

• Знает характерные признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.


Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников заносятся в таблицу

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

В среднем по группе.

Условные обозначения уровней:

Н – низкий (5-7 баллов);

С – средний(8-12 баллов);

В – высокий(12-15 баллов).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников»

В проекте представлен системный подход в работе с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников....

Проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов....

Проект «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

Актуальность проекта:В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологического образования. Сдела...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 лет на 2021-2023 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 «Каравай»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 летна 2021-2023 учебный годмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения «Детский сад №62 ...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 лет на 2021-2023 учебный год

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 летна 2021-2023 учебный год...