Проект «Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баканова Ульяна Викторовна

В проекте представлен системный подход в работе с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по работе с родителями166.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников»

http://www.iz-bumagi-svoimi-rukami.ru/wp-content/uploads/2016/06/Raskraska-osen-2.jpg

Выполнила: воспитатель 1 кв.категории

 Баканова Ульяна Викторовна

г. Ярославль

2017

Аннотация проекта:

 В  проекте  представлен системный подход в работе с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников. Разработаны конспекты открытых занятий, бесед, консультаций, совместных досугов с родителями. Отобран материал для наглядной агитации.  Данные теоретические выводы, фотоочет,  дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при работе с родителями.

Введение

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому было решено ,что экологическое воспитание детей будет происходить  с помощью проекта по экологической работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей, а мы постараемся им в этом помочь .

В связи с большой загрязнённостью нашего города и довольно низкой экологической культурой населения проект будет направленный на работу с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Была надежда, что если родители проникнуться данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес и любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Актуальность:

  • сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
  • экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.

Цель проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в процессе  воспитания детей.

Задачи проекта:

  1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня сформированности у детей экологических знаний через организацию работы с родителями по экологическому воспитанию.
  • пополнение уголка природы.

Продукты проекта:

  • Изготовление фотоальбома «Мои домашние питомцы».
  • Оформление папки «Красная книга России».
  •  Стенгазета «Дети и природа».
  • Создание эскизов-рисунков технологических идей для решения экологических проблем.
  •  Поделки из природного и бросового материала.

Участники проекта: родители и дети, педагоги группы 8 «Клюковка».

Сроки реализации проекта: с 01.02.2017 по 31.03. 2017 гг.        

Формы и методы работы с родителями:

1. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности

2. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

3. Оформление папки «Красная книга России».

4. Изготовление фотоальбома «Мои домашние питомцы».

5. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

6. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

7. Участие родителей в субботниках.

8. Сбор макулатуры.

9.Проведение совместных экологических экскурсии.

10.Проведение совместного физкультурно-экологического праздника для родителей и детей.

11.Привлечение родителей к созданию эскизов-рисунков технологических идей для решения экологических проблем.

12.Оформление с родителями стенгазеты «Дети и природа».

13.Привлечение родителей к подготовке экологической сказки «Лесная история».

14.Проведения конкурса поделок из природного и бросового материала.

Этапы и план работы с родителями

Месяц

Неделя

Тема встречи

Содержание

Подготовительный этап

Ф е в р а л ь

первая

«Экологическая культура ребёнка в семье»

  • Подбор материалов по тематике.
  • Анкетирование родителей и выявление экологической компетенции.(Приложние2,2.1)
  • Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» (Приложение 1)
  • Сбор макулатуры
  • Оформление памятки для родителей  в уголке родителей «Экспериментируем с детьми дома» (Приложение 4)

Основной этап

вторая

«Природа и человек»

  • Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»
  • Оформление стенгазеты из семейных фотографий «Дети и природа»(Фотоочёт)
  • Домашнее задание: составить правила с ребёнком «Как вести себя на природе»
  • Сбор макулатуры
  • Оформление памятки для родителей  в уголке родителей «Воспитание любви к природе» (Приложение 5)

третья

 

 

«Мы и братья наши меньшие»

  • Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы зимой»
  • Изготовление фотоальбома «Мои домашние питомцы».(Фотоочёт)
  • Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»
  • Оформление памятки для родителей в уголке информации «Безопасное общение детей с домашними животными» (Приложение 8)
  • Сбор макулатуры

М  а  р  т

первая

 «Красная книга»

  • Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов»,
  • Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга» (Фотоочёт)
  • Сбор макулатуры
  • Оформление памятки для родителей  «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» (Приложение 3)
  • Мастер-класс по изготовлению масленых кукол детьми для родителей
  • Сбор макулатуры

вторая

«Лес - наш дом мы сохраним, не расстанемся мы с ним! »

  • Совместная подготовка костюмов и декораций для экологической сказки,
  • Показ экологической сказки «Лесная сказка» для детей  детского сада .
  • Оформление памятки для родителей  в уголке родителей «Правила поведения в лесу» (Приложение 7)
  • Сбор макулатуры

третья

«Экоград - город будущего»

  • Открытое занятие в подготовительной к школе группе с элементами драматизации и с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком» (Приложение 6)
  • Презентация детьми эскизов-рисунков технологических идей для решения экологических проблем.(Фотоочёт)
  • Физкультурно-экологическое развлечение для родителей и детей «Спешим на помощь! » (Приложение 9,Фотоочёт)
  • Сбор макулатуры

Заключительный этап

четвёртая

 

«Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада»

  • Выставка поделок из природного и бросового материала (Фотоочёт).
  • Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!»
  • Сбор макулатуры

Выводы:

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

За время реализации проекта была следующая положительная динамика:

  • Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
  • Особую заботу дети стали проявлять при дежурстве в уголке природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни.
  • На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
  • Во время прогулок  дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
  • Была разработана система работы с родителями по воспитанию у детей основ экологических знаний,
  • Возрос уровень сформированности у детей экологической воспитанности через организацию работы с родителями по экологическому воспитанию.
  • Повысился уровень участия родителей в деятельности группы;

К сожалению, не вся часть проекта была реализована по причине недостаточной кадровой обеспеченности группы, следствием чего явилась нехватка времени и других ресурсов. А так же инертностью самих родителей, не желанием многих включаться в реализацию проекта. (Мероприятия, которые не удалось провести на практике обозначены нижним подчёркиванием.)


Список использованной литературы

«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.

Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников»

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, ...

Проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов....

Проект «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

Актуальность проекта:В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологического образования. Сдела...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 лет на 2021-2023 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 «Каравай»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 летна 2021-2023 учебный годмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения «Детский сад №62 ...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 лет на 2021-2023 учебный год

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 летна 2021-2023 учебный год...